Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:43, дипломная работа
Целью нашего дипломного сочинения является анализ архаизмов в лирических произведениях Беллы Ахмадулиной, исследование стилистических функций лексических и грамматических архаизмов, анализ их роли в создании особого поэтического идиостиля поэтессы.
Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
1. знакомство с литературой по проблемам устаревшей лексике в системе русского языка ;
2. анализ частотности употребления архаизмов;
3. классификация архаизмов;
“Смерть Французова”(347)
виновной души неусыпная тень.
“Как много у маленькой музыки этой…(364)
в) Укажем ещё два примера, заслуживающих особого внимания. Это слова упадать (8), упасти (4) и убояться (1). Признаком их архаизации является сочетание префикса У- с этими корнями. Общеупотребительными вариантами в данном случае будут слова с теми же корнями, но с другой приставкой или же вовсе без неё.
1) Он только смотрит – в церкви, на балу.
Молитвенник иль веер упадает
из дрожи рук. Не дав им на полу
и миг побыть, её жених страдает.
“Зачем он ходит?..”(355)
сближались лица, упадали руки…
“Моя родословная”1
3) Я упасу их от моей печали,
от грамоты моей высокопарной
“Гагра: кафе «Рица»”(237)
4) Сад- всадник свои покидает угодья,
И гриву коня в него ветер бросает.
Одною рукою он держит поводья,
другою мой страх на груди упасает.
“Сад-всадник”(325)
5) Мы оба притворщики. Полночью чёрной,
в завременье позднем, сад-всадник несётся
Ребёнок, Лесному Царю обречённый,
да не убоится, да не упасётся.
“Сад-всадник”(326)
г) В заключении отметим формы глагола, образованные с помощью суффикса –ств-, а также причастий, образованные при помощи суффиксов -енн- и –ущ-(-ющ-), не входящие в активное словоупотребление, тогда как варианты тех же форм, образованные по другой модели, являются общеупотребительными. С точки зрения функционального назначения укажем выполняемую данными формами функцию создания высокой экспрессии.
Рощ изведенных, церквей убиенных
“Радость в Тарусе”(249)
надежду на близость пасхальной недели.
“Суббота в Тарусе”(339)
моя вина, но велика и мука.
“Звук указующий”(352)
свет безмятежный
и указывал свет или смех.
“В той тоске…”(156)
какая неисповедимая доблесть
улыбкой ответствует гневу нужды,
каменья её обращая в съедобность?
“Гостить у художника”(127)
Общеупотребительными вариантами этих лексем являются, соответственно, слова убитый, указывающий, отвечал, отвечает. Думается, что в первых двух случаях так или иначе присутствует сакральная семантика, что об’ясняет их большую экспрессивную ёмкость.
Как мы могли убедиться, Б. Ахмадулина активно использует и разнообразные лексико-словообразовательные архаизмы. Фактически, ведущей функцией вышеописанных слов в поэтическом тексте является функция создания высокой экспрессии, подтверждением чему служат приведённые нами примеры.
2.1.3. Собственно лексические архаизмы
Обратимся, пожалуй, к самой многочисленной
подгруппе лексических
а) Группа слов, обозначающих части человеческого лица и тела
Наиболее употребительными являются слова, называющие части человеческого лица и тела. В этом Ахмадулина в большей степени отдает дань традиции. Обратим внимание на таблицу [Дворникова Е.А. Проблемы изучения традиционно-поэтической лексики в современном русском языке // Вопросы лексикологии. Новосибирск, 1977. С.153.] употребленности и распределённости (то есть число авторов, использующих то или иное слово традиционно-поэтической лексики) этих лексем, составленную по материалам журналов 1971 года:
Слова |
Уста |
Очи |
Лик |
Чело |
Перст |
Малоупотребительные слова |
Глава |
Готань |
Длань |
Десница |
Выя |
Перси |
Зрак |
Количество уоптреблений |
36 |
32 |
19 |
16 |
10 |
2 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
0 | |
Распределенность |
13 |
17 |
11 |
5 |
8 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
Итак, наиболее частотными оказываются слова уста, очи, лик, чело, персты. Все вышеперечисленные лексемы мы находим в стихотворениях Беллы Ахмадулиной. В качестве сравнения приведём таблицу, показывающую, какие слова данной группы и как часто употребляются ею.
СЛОВА |
УСТА |
ОЧИ |
ЛИК |
ЧЕЛО |
ПЕРСТЫ |
ЗЕНИЦА |
ЧРЕВО |
ЛОНО |
КОЛИЧЕСТВО УПОТРЕБЛЕНИЙ |
42 |
8 |
11 |
9 |
2 |
4 |
2 |
1 |
Белла Ахмадулина не использует малоупотребительные слова, но привлекает лексемы, не зафиксированные в таблице, составленной Е.А.Дворниковой.
В количественном отношении в группе указанных слов доминирует лексема уста. Такое её положение отчасти объясняется существованием логической связи между такими образами, как уста и слово (последний очень важен в поэзии Ахмадулиной).
Кроме того, небезынтересны слова Наровчатова относительно пары уста – губы: « … уста целовали и лобзали, они молили и смеялись, были открытыми и сомкнутыми, но лихорадка выступала только на губах» [Цитирую по: Мансветова Е.Н. Славянизмы в русском литературном языке XI-XX веков. Учебное пособие. Уфа, 1990. С. 65.].
Проиллюстрируем вышеизложенное конкретными примерами:
устам отверстым оправданье есть.
«Февральское полнолуние» (295)
и в тайне – тайна тайн, запретная для уст.
«Палец на губах» (306)
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?
«Другое» (107)
Обратим внимание на первую строфу этого стихотворения, где фигурируют слово губы, противопоставленное с экспрессивной точки зрения лексеме уста. Вариант губы имеет в контексте ярко выраженную отрицательную эмоциональную окраску:
Что сделалось? Зачем я не могу,
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжёлую в моих губах имею?
Приведём наиболее показательные примеры других архаизмов данной семантической группы:
чем дальше смотришь, тем зрачок влажнее.
То память о войне…
«Победа»1
Про чело говорила твоё:
меж бровей золотое тавро,
чьё значение – всевышняя милость.
А про лоб, что взошёл надо мной,
говорила: не будет он лучшим!
Не долеплен до пяди седьмой
и до пряди седой не доучен.
«Андрею Вознесенскому»
В последнем случае видим снова
эмоциональное
мне напророчат за глаза.
Неведомы и деревянны
их лики, словно образа.
«О, слово точное – подонки!..»
Прогорк твой лик, твой малый дом убог
Моих друзей и у тебя отняли.
«Ладыжино» (247)
безумьем растлевающей знакомых,
имеющей зрачок коня в очах,
отпрянувшей от снов, как от загонов…
«Стихотворение, написанное
во время бессонницы в
Тбилиси» (43)
отдав щепотку боли и пыльцы,
пари, предавшись помыслам орлиным,
сверкай и нежься, гибни и прости.
«Бабочка» (329)
мою зеницу бережёт.
Не сбережёт: меня жестоко
всеобщий призовёт рожок.
«Я – лишь горы моей подножье….»
(430)
По наблюдениям исследователей, лексика рассматриваемой категории, обозначающая названия частей человеческого лица и тела, в современной поэзии нередко употребляется в метафорических контекстах. Ахмадулина не является в этом смысле исключением:
Я – младенец во чреве природы.
«Стихи к симфониям Гектора
Берлиоза. III. Поле»1
ловушки – и благословил ловец
всё, что совсем, почти, едва лилово
иль около – лилово, наконец.
«Вошла в лиловом…» (460)
Определяя функции слов выделенной группы, отметим следующее: эти лексемы, будучи гораздо выразительнее своих нейтральных вариантов, выполняют, прежде всего, функцию поэтизации речи и создания высокой экспрессии.
б) Лексико-семантическая группа слов, обозначающих человека по какому-либо признаку.
Здесь выделим три лексемы: чадо (дважды), мужи и тать:
из грёз слагает облик кавалера,
но неизбежность их прядущих чад
к ним тяжко применяет королева.
«Стихи к симфониям Гектора
Берлиоза. К симфонии
«Ромео и Джульетта»»
Тать мглы ночной, «мне страшно!» говорит.
«Теперь о тех…» (175)
белее Офелии бродят с безумьем во взоре
Нам, виды видавшим, ответствуй, как деве прелестной.
Так – быть? Или – как? Что решил ты в своём Эльсиноре?
«Твой случай таков…» (246)
Ахмадулина привлекает указанные архаизмы либо как средство стилизации (пример (1)), либо для создания высокой экспрессии.
в) Группа традиционных поэтизмов.
Эту группу представляет ряд очень употребительных, традиционных и характерных для поэтического лексикона слов, таких, как нега (4 употребления), услада (10 употреблений), куща (2 употребления), куртины (3 употребления). Традиционна и функция этих лексем: они призваны придавать речи большую выразительность и поэтизировать её.
лоснится благоденствие
торговли огнедышащий зрачок
разнежен сном и узок от коварства.
«Роза» (225)
(Оговорим, что в данном случае поэтизм употреблен с оттенком иронии).
чрезмерной любовью судьбы,
усладою губ и напитком,
весною пьянящим сады.
«Февраль без снега» (200)
чтоб в розных кущах не пропасть,
есть Роза-прима, Роза-втора…
«Пригород: названья улиц» (468)
растила я меж сонных век,
сослав их образы в куртины,
в заглохший сад, в старинный снег.
«Дачный роман» (182)
г) Группа слов, обозначающих физическое или эмоциональное состояние человека.
В нее можно объединить такие лексемы, как бдение (3), алкать (4), упованье (3) и слово кручина, зафиксированное в словарях как народно-поэтическое.
для вечных наущений двух,
для упованья и терзанья,
цветет твой болетворный дух.
«Черемуха предпоследняя» (287)
Поверь лгуну! Не промедляй сомненья!
Не он, а я, я искуситель твой,
затем, что алчу я возникновенья.
«Моя родословная»1
рассудок мой в безумье этих бдений,
раз возбужденье, жаркое, как гений,
он всё ж не счёл достоинством своим.
«Ночь» (66)
с тех давних пор, когда в кручине,
не помню, по какой причине,
вы умерли – лет сто назад.