Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 23:18, доклад
Часто нарушение стилистических норм ведет к, так называемым, стилистическим ошибкам. Ошибки обычно возникают в результате нарушения стилистической однородности текста, например, если автор использует стилистически окрашенные языковые средства там, где они недопустимы. Например, в собственно научных жанрах недопустимо использование многозначности. Это приведет к стилистической ошибке. В жанрах официально-делового стиля неуместна разговорная и эмоционально окрашенная лексика. Ее использование является стилистической ошибкой.
Лексико-стилистические
ошибки
Определение стилистической ошибки
Часто нарушение стилистических норм ведет к, так называемым, стилистическим ошибкам. Ошибки обычно возникают в результате нарушения стилистической однородности текста, например, если автор использует стилистически окрашенные языковые средства там, где они недопустимы. Например, в собственно научных жанрах недопустимо использование многозначности. Это приведет к стилистической ошибке. В жанрах официально-делового стиля неуместна разговорная и эмоционально окрашенная лексика. Ее использование является стилистической ошибкой.
Виды стилистических ошибок
Стилистические
ошибки могут проявляться на лексическом,
морфологическом и синтаксическом уровнях.
Они подразделяются на лексико-стилистические,
морфолого-стилистические и стилистико-синтаксические
ошибки. Приведем примеры.
Лексико-стилистические
· У Чайльд-Гарольда было много собутыльников (из выступления ученика на уроке литературы). В этом примере вместо разговорного слова «собутыльник» нужно использовать слова «друг» или «приятель».
· Демократам не следует действовать врастопырку (В. Черномырдин, политик) – неоправданное использование стилистически сниженной лексики в учебном контексте или в публичном выступлении. Можно заменить на слово «вразнобой».
· Черта с два когда-нибудь лисица получила бы сыр, притворись ворона глухой (из школьного сочинения) – использование бранной лексики в письменной литературной речи. Правильно было бы сказать: «Лисица никогда не получила бы сыр».
· Это было бы подарком всей стране, если бы Президент сдал Чубайса (из речи политика Жириновского) – использование уголовного жаргонизма в публичном выступлении. Можно заменить на «Президент продал Чубайса».
· Эрудиция учительницы пленила учеников. Ребята получили удовлетворение от урока (из отзыва об уроке) – смешение в одном контексте выражений, принадлежащих разным стилям (поэтизма «пленить» и канцеляризма «получить удовлетворение»). Правильнее было бы сказать: «Ребят заинтересовала эрудиция учительницы. Урок им очень понравился».
· Белыми мухами кружились в воздухе снежинки, сплетаясь затем в кружево – неудачное построение образа (несовместимость образов – кружащихся мух и кружева).
· Во время урока возникло что-то типа дискуссии (из отзыва об уроке). Это не основание чтобы женщину как бы в Парламент не допускать (М. Арбатова, писатель) – использование слов-паразитов, которые нужно убрать: «Во время урока возникла дискуссия. Это не основание чтобы женщину в Парламент не допускать».
· Водитель
задержанной автомарки
гос. номер ХХХХ хх от
объяснений на месте
задержания отстранён
по причине отсутствия
членораздельного звуковоспроизведения (из милицейского протокола)
– нагромождение канцеляризмов и речевых
штампов. Можно сказать: Водитель не смог
дать членораздельных объяснений на месте
задержания.
Морфолого-стилистические
· «Она очень завистлива» - использование формы краткого прилагательного, больше свойственного книжной речи в разговорном стиле. В разговорной речи естественнее звучит «Она очень завистливая».
·
Гагарин
был первым проходимцем
в космосе –
использование неверной
словообразовательной
модели. Образованные от одного и того
же глагола слова проходимец (мошенник,
негодяй) и первопроходец (первооткрыватель)
отличаются противоположным оценочным
значением. Правильный вариант: «Гагарин
был первопроходцем в космосе».
Стилистико-синтаксические
· Проезжая мимо университета, я увидела свою давнюю подругу Ленку – использование причастного или деепричастного оборота, свойственного книжно-письменному стилю, в разговорной устной речи. В разговорной речи правильнее было бы сказать: « Когда я проезжала мимо университета, я увидела свою давнюю подругу Ленку».
· “Моцарт
и Сальер” – это
одно из сочинений Пушкина.
Здесь описывается.
Как жили два музыканта
и они же писатели (из
школьного сочинения)
– использование неполных
предложений в письменной
речи, логические связи
между предложениями
ослаблены. Можно исправить на: « “Моцарт
и Сальери” – это одно из сочинений
Пушкина, в котором описывается жизнь
двух музыкантов».