Работа над лексикой на уроках английского языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 00:28, доклад

Описание работы

Мы часто говорим: «Ученик должен знать много слов», или «должен быть большой словарный запас для того чтобы говорить на иностранном языке». Но что это значит – знать слова?
Если ученик может вспомнить иноязычный эквивалент слова родного языка, значит ли это, что он знает слово? Видимо, да. Но означает ли это, что данный ученик сможет правильно использовать эти слова при выражении своих мыслей? Скорее всего, нет.

Работа содержит 1 файл

Обучение лексике.docx

— 31.60 Кб (Скачать)

Формирование  лексических навыков. 

Мы часто говорим: «Ученик должен знать много слов», или «должен быть большой словарный  запас для того чтобы говорить на иностранном языке». Но что это  значит – знать слова?

Если ученик может  вспомнить иноязычный эквивалент слова  родного языка, значит ли это, что  он знает слово? Видимо, да. Но означает ли это, что данный ученик сможет правильно использовать эти слова при выражении своих мыслей? Скорее всего, нет.

Если ученик, увидев иностранное слово, узнает его, но не помнит значения, а если и вспоминает значение слова, то лишь после раздумий, значит ли это, что он знает слово? Да он его знает. Но достаточно ли этого, чтобы читать тексты? Конечно, нет.

Как при чтении необходимо мгновенно узнать слово и осознать его значение, так и для говорения  необходимо автоматически быстро припомнить слово, адекватное замыслу, и сочетать его с другими словами.

Это нечто большее, чем знание слов; это – владение ими. Оно-то и основано на лексических  навыках. Надо постоянно помнить, что  желанной целью должно быть владение словами, а не их знание. Поэтому  лучше говорить так: ученик должен владеть  таким-то количеством слов, независимо от того, для какого вида речевой  деятельности эти слова необходимы. В этом случае яснее и четче  станет перспектива работы, когда  мы будем планировать урок, отведенный для формирования лексических навыков.

К сожалению это  осознают не все. Часто урок формирования лексических навыков строится следующим  образом:

  1. Учитель объявляет тему урока и указывает на новые слова, записанные на доске.
  2. Учащиеся списывают слова в тетрадь (или словарь).
  3. Ученики читают слова за учителем и самостоятельно.
  4. Выполняется ряд упражнений. Чаще всего:

    - имитативные вопросно-ответные (Answer my question)

    - составление предложений  с новыми словами;

    - заполнение пропусков  слов в предложении ( Fill in the gaps, Complete the sentences).

    - поиск синонимов,  антонимов, соотношений  (matching)отдельных  слов либо готовых частей предложений;

    - придумывание  «ситуаций» с новыми словами.

        5.  Составление короткого рассказа по теме.

Завершаются подобные уроки, как правило, требованием  учителя выучить новые слова  дома, в лучшем случае – составить  с ними рассказ или записать тот , который получился в ходе выполнения последнего упражнения.

В результате подобной работы с новыми лексическими единицами, учащиеся их не усваивают, то есть не овладевают ими. Почему? Причин, на наш взгляд, несколько:

А) Новые слова навязываются извне, учащиеся не испытывают потребности в них, а потому пассивны. Конечно слова запоминаются, но произвольно, в то время как истинное овладение словом требует непроизвольного запоминания и высокой  мыслительной активности учащихся;

Б) Происходит большей частью изолированное усвоение слов, т.е. вне ситуации, хотя в реальной действительности овладение словом происходит благодаря его усвоению во фразе, которая ситуативно  обусловлено;

В) Доминируют языковые упражнения, способствующие запоминанию формы и значения новых слов, хотя они качественно неоднородны тем связям слова, которые имеют место в говорении; отсюда и отсутствие переноса навыка. Требуются речевые упражнения, в которых, благодаря наличию речевой задачи слова используются для выражения своей мысли, своего отношения, своих чувств и т.п., т.е. усваиваются функции слова (его назначения).

Размышляя над проблемами, которые стоят перед нами при  овладении лексической стороной говорения, необходимо решить:

  • Как вызвать у учащихся потребность в новых словах;
  • Как предъявить их в удобном для использования виде.

Используя научные  разработки российских методистов (Пассов Е.И., Кузовлева Н.И.) , я хочу познакомить вас с коммуникативной стратегией овладения лексическими единицами, при чем используя такой (выше упомянутый) список слов.

 ФОРМИРОВАНИЕ  ЛЕКСИЧЕСКИХ НАВЫКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  СПИСКА СЛОВ.

Слова не нужно специально заучивать, они должны усваиваться  непроизвольно. И многое зависит  от той технологии, которая для  этого используется.

Основная идея состоит  в том, что учащимся может быть дан список слов, а затем предложен  комплекс  заданий, посредством выполнения которых формируются необходимые  качества лексического навыка: автоматизированность, гибкость, устойчивость и др.

Каким образом происходит работа?

Дается список слов по проблеме, например, «Настоящая дружба, есть ли она?»

Если необходимых  слов в учебнике нет, можно написать список на листке и, размножив его по количеству учащихся, раздать его каждому.

---Ребята, я думаю,  что вряд ли найдется человек,  которого не интересовала проблема  дружбы.

Далее идет введение в проблему на 2-3 минуты.

---Чтобы обсуждать  такую интересную и сложную  проблему, нужно иметь богатый  запас слов. Многие из них –  перед вами, вот в этом списке.

И далее выполняются  четыре вида заданий (три из них можно назвать условно-речевыми, четвертое – собственно речевые с речемыслительной деятельностью)

ВЫВОД : Выполняя эти задания, ученик в соответствии с установкой производит какое-то действие: выбирает из списка необходимые ему слова, читает, слышит, выписывает, произносит (в зависимости от задания), сравнивает, сопоставляет, группирует, организует содержательно или функционально, сочиняет рифмовки и т.п.

  1. «МАНИПУЛЯТИВНЫЙ» вид заданий.

    А. - Вы знаете, что бывают хорошие друзья и не очень. Какими чертами вы бы наделили и тех и других?  Найдите в списке необходимые слова и спишите их к себе в тетрадь в такую таблицу:

    Characteristics 

                                             +                         -
       
          +=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+
       
           +=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+
       
          +=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+
       
            +=+=+=+=+=+=+=+=+=+=+
 

    Б. Даны слова, выписанные из характеристик двух людей: их достоинства и недостатки. Но они перепутаны: положительному герою приписаны отрицательные черты и наоборот. Исправьте это.

    (или в характеристике  одного скрываются черты, которые  принадлежат другому человеку). Найдите и исправьте.) 

    +                                                                                                                                                   - 

      
     
     
     

    В. Далее предлагается текст ( рассказ по проблеме). Прочитайте рассказ и вы найдете там и другие слова, которые характеризуют настоящего друга. Дополните ими вашу таблицу.

    А теперь, не глядя  ни в текст, ни в список, ни в таблицу  перечислите все характеристики настоящего друга.

    Г. Друзья многое прощают друг другу ради сохранения дружбы. Какие поступки вы бы простили другу, а какие – нет? Запишите это.

    Д.Вот характеристики двух людей. Кого из них вы бы предпочли  иметь в друзьях 

     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Е. Подберите 7-10 самых уважаемых вами черт характера. Назовите одну самую-самую любимую.

    Ж. Назовите три самых ненавистных недостатка.

    З. Что вы бы выбрали из черт характера для своего друга ( или героя).

    Учитель произносит слова парами:

    • Sensitive or insensitive?
    • Hard-working or lazy? . . . so on

    Ученики записывают то, что они выбирают.

    Если  позволяет уровень  класса, то выполнение некоторых этих заданий  может сопровождаться вопросами и заданиями  типа: Объясните. Почему? Как это влияет на….?

    И. А теперь рисуем ( словами) портрет вашего воображаемого героя ( ученики называют характеристики, кто помнит – по памяти, кто нет – с использованием списка).

    Задания этого вида могут  быть основаны на лингвистических (языковых особенностях), например,

    - на одинаковом звучании: shy, high, lie…

                                                        helping hand –understand….

    - на одинаковых суффиксах :jealous, envious, generous….

    - на одинаковых  окончаниях: introverted, gifted …

    - на сложных словах: evil-tempered, ill-mannered, hard-working…..

    Особое внимание следует обратить на важность развития способности к словосочетаниям, на важность усвоения готовых словосочетаний.

    Пример такого задания:

    - Друзья и дружба  бывают разными, и характеризовать их можно тоже по-разному, например:

    A good friend                                                My friend is good.

    A strong friendship                 или              Their  friendship is strong.          

    Пользуясь списком  или по памяти дайте как можно  больше характеристик (определений) по этой проблеме. 

  1. РИФМОВКИ ПО ПРОБЛЕМЕ.
 

    Рифмовки могут  быть серьезными или шутливыми, но обязательно  осмысленными. 

    My friend is not crasy

    She`s never lazy. 

    I`ve made a test:

    My friend is the best. 

    My friend is really optimistic

    But  I`m rather pessimistic. 

    She seems to be nice

    Just like a little mouse. 

    Our friendship is strong

    It will last very long.

    I don`t think I`m wrong. 

    Конечно, не все  рифмовки нужно давать учащимся. Можно  одну-две для примера. Пусть они  сами «попотеют», порыщут по списку слов, подумают. Чем больше и дольше это будет длиться, тем прочнее  запомнят они слова и их значение.

            

  1. ПОДБОР СЛОВ, ПОТЕНЦИАЛЬНО НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ВЫСКАЗЫВАНИЙ О ПРЕДМЕТАХ ОБСУЖДЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ.
 

    В данной проблеме можно выделить  несколько предметов:

    А. Событие личное

     – Друг переезжает  в другой город.

    Б. Поступок

     – Друг пообещал  и не выполнил, или предал: рассказал  твою тайну.

    В. «Ненормированное» поведение»

    -  Ваш друг  обидел кого-то в вашем присутствии

    Г. Понятие 

    – Настоящая дружба. Преданный друг. Настоящий друг.

    Д. Общеизвестный факт – Если ваш друг помогает вам в сложной ситуации и радуется вашим успехам, он - настоящий друг.

    Е. Факт, не отражающийся на других людях

    – Ваш друг неразговорчив.

    Ж. Объективная сентенция

     – Найти  настоящего друга нелегко.

    З. Спорное субъективное утверждение

     – Настоящей  дружбы не существует. 

    Класс можно разделить  на группы, пары, тройки по желанию учеников: так им будет легче обсуждать  содержание будущих высказываний, работать со словарем (если понадобиться) и предвидеть потенциально необходимые слова. 

  1. РЕШЕНИЕ РЕЧЕМЫСЛИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ.

    А. Представьте, что ваш друг  переезжает в другой город. Выскажите свое сожаление по этому поводу.

    Б. К сожалению, не все люди умеют хранить тайну. Друг  рассказал вашу тайну одноклассникам. Охарактеризуйте его поступок.

    В. Припомните случай, когда ваш друг пообещал что-то и не выполнил. Как вы думаете, почему это произошло?

Информация о работе Работа над лексикой на уроках английского языка