Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:43, дипломная работа
Целью нашего дипломного сочинения является анализ архаизмов в лирических произведениях Беллы Ахмадулиной, исследование стилистических функций лексических и грамматических архаизмов, анализ их роли в создании особого поэтического идиостиля поэтессы.
Задачи нашего исследования можно сформулировать следующим образом:
1. знакомство с литературой по проблемам устаревшей лексике в системе русского языка ;
2. анализ частотности употребления архаизмов;
3. классификация архаизмов;
Но в граде чернокаменном, голодном,
что делать с этим неуместным льдом?
Где быть ему, как не на месте лобном?
«Биографическая справка» (111)
Когда красотка поднимает взгляд,
В котором хлад стоит и ад творится.
Но я не вхожа в этот хладный ад:
всегда моя потуплена зеница.
«Чудовищный и призрачный курорт» (394)
Две барышни, слетев из детской
светёлки, шли на мост Кузнецкий…
«Таруса» (213)
Наряд мой боярский
скинут на кровать.
Мне хорошо бояться
тебя поцеловать.
«Невеста» (10)
(Две последние из перечисленных функций характерны более для историзмов).
6. Часто архаизмы совмещают свою основную стилистическую функцию с функцией версификационной. В творчестве Ахмадулиной мы можем наблюдать и рифмы-штампы, повторяющиеся во многих стихотворениях (очи-ночи, услад-сад и др.):
Всё я смотрю в сиреневые очи,
в серебряные воды тишины,
кто помышлял: пожалуй, белой ночи
достаточно – и дал лишь пол-луны?
«Сирень, сирень…» (451)
7. Мы уже говорили о свойстве рассматриваемой нами лексики
сообщать тексту колорит
какой-либо эпохи или
«Для поэтического мышления XX века в высшей степени характерно мышление поэтическими ассоциациями, резкое повышение роли реминисценций и цитат, цитация как диалог. Обострилось отношение к поэзии как к составной части действительности, данной поэту, как к реальной принадлежности его индивидуального мира. Отсюда – мышление поэтическими формулами, выработанными предшественниками, не как подражание, а как сознательное введение поэзии, поэтической традиции в мир современного человека» [Очерки истории языка русской поэзии XX века. Поэтический язык и идиостиль: Общие вопросы. Звуковая организация текста. М., 1990.С.15.].
Литературные реминисценции
На уровне лексики и фразеологии сигналы обращения к «чужому» слову в авторском лирическом повествовании могут быть представлены: