Организация самостоятельной работы студентов 1 курса при формировании произносительных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое и практическое обоснование значимости самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка, а так же выявление форм организации самостоятельной работы при формировании произносительных навыков английского языка, на базе анализа методической литературы, сбора необходимых научных данных, имеющих прямое и косвенное отношение к исследуемому вопросу.

Содержание

Введение 4

Глава I. Основные способы организации самостоятельной работы 9
при формировании произносительных навыков.
Традиционные способы 9
Произношение. Виды произношения. Общая классификация 9
упражнений направленных на формирование
слухопроизносительных навыков.
1.2 Интонация. Обучение интонации. 15
1.3 Аудирование как неотъемлемый компонент формирования 17
произносительных навыков
1.4 Чтение вслух. 18
2. Современные способы. 19
2.1 Организация дистанционного обучения иностранному языку 19
на базе компьютерных телекоммуникаций.
Мультимедийные средства как один из видов формирования 21 самостоятельной работы при формировании произносительных
навыков
Исходные положения развития продуктивной деятельности по 25 иностранному языку в условиях самостоятельной работы
учащегося.

Глава II. Самостоятельная работа студентов при формировании 36 произносительных навыков.
Управление самостоятельной работой студентов над 36
произношением на начальном этапе.
Типы упражнений при формировании произносительных 46
навыков.
Разработка занятия по аспекту практическая фонетика для 52
студентов I курса факультета лингвистики.

Заключение 56

Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 3 курс.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

      Урок  разбивается на 4 этапа: организационный, тренировочный, проверки домашнего  задания, актуализации знаний, завершающий.

    1. Организационный этап.

      Время: 5 мин

      1. Основная задача организационного этапа – психологически подготовить учащихся на общение по определённой тематике. Учащиеся ознакамливаются с задачами занятия. (см.прилож.№1)
    1. Тренировочный этап.

      Этап  включает в себя артикуляционную и фонетическую зарядку.

      1. Артикуляционная зарядка. (см.прилож.№2)

        Форма работы: самостоятельная

        Время: 5 мин

     Артикуляционная зарядка предназначена для разминки речевого аппарата. Она включает в  себя также упражнения на дыхание  для подготовки дыхательной системы, поскольку от правильного распределения вдохов и выдохов, умения задерживать дыхание, правильной постановки пауз зависит красота и правильность речи.

      1. Фонетическая зарядка. (см.прилож.№2)

Форма работы: самостоятельная.

Время: 5 мин.

   Роль  фонетической зарядки состоит в отработке произношения и интонации, а также профилактике возникающих ошибок. Фонетическая зарядка является способом поддержки и совершенствования произносительных навыков в условиях, когда фонетические задачи сочетаются со смысловым. Тем самым достигается распределение внимание между формой и содержанием, работа над фонетикой одновременно выступает и как работа над лексикой и грамматикой, и в то же время языковая сложность задания почти не увеличивается и не ведёт к появлению ошибок.

    1. Этап проверки домашнего задания. (см.прилож.№2)

        Время: 10 мин.

    1. Этап актуализации знаний
      1. Упражнение – нарисовать интограмму, определить интонационную конструкцию и тип предложения. (см.прилож.№2)

        Форма работы: индивидуальная

                         Время: 5 мин.

      1. Упражнение «дешифровка». Найти зашифрованные предложения.

        (см.прилож.№2)

                        Форма работы: индивидуальная

        Время: 10 мин.

      1. Упражнение - придумать предложение и определить его интонационную конструкцию, тип; нарисовать интограмму.

        (см.прилож.№2)

        Форма работы: индивидуальная

        Время: 5 мин.

      1. Игра «дешифровка». Группа делится на 2 команды; каждая из команд загадывает друг другу интограммы, зашифрованную характеристику. (см.прилож.№2)

        Форма работы: групповая

        Время: 10 мин.

      1. Упражнение – написать транскрипцию выражений и определить их ритмическую группу. (см.прилож.№2)

        Форма работы: фронтальная

        Время: 5 мин.

      1. Определить ударные и безударные слоги. (см.прилож.№2)

        Форма работы: фронтальная

        Время: 5 мин.

      1. Анкета – ответить на вопросы в анкете.

                         (см.прилож.№3)

        Форма работы: индивидуальная

        Время: 20 мин.

   С нашей точки зрения данный этап можно  закончить анкетой, которая обладает большей, по сравнению с устной беседой  диагностической ценностью. На основе анкетного материала преподаватель может составить представление о таких особенностях обучаемых, как их опыт, знания, умения, узнать какие трудности испытывают студенты при формировании произносительных навыков, сколько времени уделяют самостоятельной домашней работе и как её организовывают,  и на основе этого выработать индивидуальный подход к каждому ученику, давать посильные индивидуальные задания для преодоления трудностей.

    1. Заключительный этап.

      Преподаватель даёт студентам домашнюю работу (см.прилож.№2)

Вывод: Студенты научились определять интонационные конструкции I и II, научились рисовать интограммы, поскольку этому была посвящена большая часть времени. Студенты научились определять ритмические группы и тренировали транскрибирование, научились определять ударные и безударные слоги. Улучшились фонетические навыки учащихся, поскольку были отработаны некоторые звуки и интонационные конструкции. Это позволяет держаться студенту более уверенно, общаясь с иностранцами и лучше понимать иноязычную культуру.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     Данная  исследовательская работа была проведена с целью выявления значимости самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка, а так же рассмотрения форм организации самостоятельной работы при формировании произносительных навыков английского языка. В ходе исследования мы выяснили, что в ходе автономного учения студент овладевает целым рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера: осознавать свои потребности и цели; планировать свой учебный процесс; отбирать необходимые материалы, а также способы и приемы учения; пользоваться различными видами учебных материалов; справляться с разнообразными заданиями; осмысливать и обсуждать ход и результаты, а также собственный стиль учения. Исследования по проблеме автономии в овладении иностранным языком, проведенные в ряде европейских стран, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, мотивации и радости познания.

     В ходе решения поставленных задач  мы пришли к следующим выводам:

  • Кроме традиционных способов организации самостоятельной работы значимое место в современной методике имеют компьютерные программы. В настоящее время, когда учебные заведения России в своей массе еще не оснащены дорогостоящей, достаточно мощной техникой, важно предусмотреть курсы разной степени технологической сложности: от текстовых файлов, получаемых пользователями с базового сервера по запросу, до мультимедийных курсов различной конфигурации.
  • Ориентированный на обучаемого учебный процесс предполагает, что ученики определяют цели и задачи своей деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками, планируют содержание этой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата. В таком случае определенный уровень автономии является необходимым психологическим условием успешной деятельности.
  • Не владея произносительными навыками, человек не может понять речь при слушании, то есть в этом случае между его внутренним проговариванием, которое всегда сопровождает восприятие речи, и фактически звучащей речью возникает рассогласование, что ведет к нарушению акта коммуникации.
  • Несовершенство произносительных навыков тормозит и развитие беглости чтения, так как чтение сопровождается озвучиванием зрительно воспринимаемого текста.

     Заключительный  раздел исследования представлен в  виде упражнений направленных на формирование произносительных навыков в условиях, как самостоятельной, так и классной работы. Была разработана анкета, которая  применялась на уроке фонетики у студентов первого курса факультета лингвистики. На основе анкетного материала мы смогли составить представление о таких особенностях обучаемых, как их опыт, знания, умения, узнать какие трудности испытывают студенты при формировании произносительных навыков, сколько времени уделяют самостоятельной домашней работе и как её организовывают, и на основе этого выработать индивидуальный подход к каждому студенту, давать посильные индивидуальные задания для преодоления трудностей.

     Таким образом, с нашей точки зрения, полученные результаты позволяют считать поставленные задачи решёнными и цель исследования достигнутой.

 
 
 
 
 
 
 

Библиография:

  1. Improve Your Phonetics: Практикум по фонетике англ. языка для студ.I курса факультета лингвистики / Е.А. Иванова; Сургут. гос. ун-т ХМАО. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. – 56 с.
  2. Аракин В.Д, Соколова М.А.Гинтовт К.П. Практический курс английского языка. 1 курс: Учебник для пед. вузов по спец. «Иностр.яз». -  М.: ВЛАДОС, 1999. - 536 с.
  3. Ариян М.А. Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам./ М.А Ариян // Иностранные языки в школе. - №6. 1999.- с.21-25
  4. Биболетова М.З. Мультимедийные средства как компонет УМК «Enjoy English» для средней школы / М.З. Биболетова // Иностранные языки в школе. - №3. 1999.- с.95-98
  5. Болтенкова И.Э. Вопросу о сложности/трудности фонетических явлений// Методы и организация обучения иностранному языку в языковом ВУЗе: Сб. науч. тр. Вып 370. – М., Изд-во Государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза,1991.
  6. Бубнова Г.И., Тарасова А.Н. Песня на уроке английского языка / Г.И.Бубнова , А.Н.Тарасова // Иностранные языки в школе. - №1. 2002.-

      с.50-53

  1. Дубровская С.В. Об одном способе коррекции произносительных ошибок / С.В.Дубровская // Иностранные языки в школе. - №6. 1991.- с.88-89
  2. Как написать курсовую работу по специальности: Метод. указания для студентов факультета лингвистики / Сост.: В.Х. Забирова, Е.А.Иванова, С.Г. Кулагина и др.; Сургут. гос. ун-т ХМАО. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2003. –24с
  3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “Блиц”», «Cambridge University Press», 2001 г. – 224 с.
  4. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. Пособие / Я.М. Колкер, Е.С. Устинова,Т.М. Еналиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
  5. Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.: АРТКИ, 2002. – 176 с.
  6. Логинова. Л.И./ Как помочь ребёнку заговорить по-английски: Книга для учителей. – М.: Гуманит.изд. центр Владос, 2002. – 208 с.
  7. Мусницкая Е.В., Гез Н.И. Управление самостоятельной работой студентов над произношением на начальном этапе // Актуальные вопросы коммуникативно ориентированного обучения иностранным языкам в школе и неязыковом ВУЗе: Сб. науч. тр. Вып 391. – М., Изд-во Государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза,1992.
  8. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. Пособие/ Е.А.Маслыко, П.К.Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова. – 6-е изд., стереотип. – Минск.: Изд-во «Вышэйшая школа», 2000 г. – 440 с.
  9. Педагогическая практика студентов факультета лингвистики: Метод. указания,/ Сост.: О.А. Симонова, С.Г.Кулагина; Сургут. гос. ун-т. – Сургут: Изд-во СурГУ, 2004. – 52 с.
  10. Полат Е.С. Некоторые концептуальные положения организация дистанционного обучения иностранному языку на базе компьютерных телекоммуникаций. / Е.С. Полат // Иностранные языки в школе. - №6. 1998.- с.18-23
  11. Полилова Т.А., Пономарёва В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков / Т.А.Полилова, В.В Пономарёва // Иностранные языки в школе. - №6. 1997.- с.2-4
  12. Соколова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Изд-во «Просвещение», 2002. – 239 с.
  13. Соколова М.А. Практическая фонетика английского языка. – М.: Изд-во «ВЛАДОС», 1997 – 348 с.
  14. Формирование произносительных навыков: учебное пособие / Под ред. Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой. – Воронеж: НОУ «Итерлингва», 2002. – 40 с.
  15. Юкляева Е.А. Способы презентации фонетического материала в обучении призношению// Содержание и методы обучения иностранному языку как специальности: Сб. науч. тр. Вып 326. – М., Изд-во Государственный институт иностранных языков им. Мориса Тореза,1989.

Интернет:

  1. Зверева М.В. Эксперементально – педагогические исследования Л.В. Занкова и их роль в развитии теории и практике обучения. Рижим доступа: [http://www. zankov.ru/teacher/doc 17.asp]
  2. Кедрова Г.Е., Дедова О.В. Опыт построения обучающей среды, основанной на гипертексте. Проблемы гипертекстовой интерпретации лингвистического материала в процессе создания автоматизированного мультимедийного курса русской фонетики. Режим доступа: [http://www. nature. ru/db/msg.html?mid=1154155&s=121800000]
  3. Краснова Г.А., Беляев М.И., Соловов А.В. Технологии создания электронных обучающих средств. – М., МГИУ, 2001. – 224с. Режим доступа: [http: websites.pfu.edu.ru/book2.shtml]
  4. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении. – М.,Знание 1984. Режим доступа: [http://sfera-icosaedr.narod.ru/forth.htm]
 
 
 
 
 
 
 

Приложение  № 1.

 

План  – конспект занятия  по практической фонетике для студентов 932 группы (а) факультета лингвистики.

Тема  урока: Интонационная конструкция  I и II. Ритмические группы. Ударные и безударные слоги.

Тип урока: Комбинированный (урок формирования, развития и закрепления умений и навыков).

Цели  урока:

  1. Образовательная: научить студентов владеть фонетическим строем английского языка, уметь использовать фонетические явления на практике.
  2. Обучающая: усвоение фонетических явлений: интонации- ритма, темпа, ударение, а также обучить навыку самостоятельной работы и работы в группе.
  3. Воспитательная: формировать языковую компетенцию, приобщить к иноязычной культуре.

Задачи:

  1. тренировать составление интограммы.
  2. развивать умения определять интонационные конструкции
  3. закрепление навыков транскрибирования.
  4. научить определять ритмические группы.
  5. закрепление навыка определения ударных и безударных слогов.
 

      Урок  разбивается на 4 этапа: организационный, тренировочный, проверки домашнего задания, актуализации знаний, завершающий.

    1. Организационный этап.

Информация о работе Организация самостоятельной работы студентов 1 курса при формировании произносительных навыков