Организация самостоятельной работы студентов 1 курса при формировании произносительных навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является теоретическое и практическое обоснование значимости самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка, а так же выявление форм организации самостоятельной работы при формировании произносительных навыков английского языка, на базе анализа методической литературы, сбора необходимых научных данных, имеющих прямое и косвенное отношение к исследуемому вопросу.

Содержание

Введение 4

Глава I. Основные способы организации самостоятельной работы 9
при формировании произносительных навыков.
Традиционные способы 9
Произношение. Виды произношения. Общая классификация 9
упражнений направленных на формирование
слухопроизносительных навыков.
1.2 Интонация. Обучение интонации. 15
1.3 Аудирование как неотъемлемый компонент формирования 17
произносительных навыков
1.4 Чтение вслух. 18
2. Современные способы. 19
2.1 Организация дистанционного обучения иностранному языку 19
на базе компьютерных телекоммуникаций.
Мультимедийные средства как один из видов формирования 21 самостоятельной работы при формировании произносительных
навыков
Исходные положения развития продуктивной деятельности по 25 иностранному языку в условиях самостоятельной работы
учащегося.

Глава II. Самостоятельная работа студентов при формировании 36 произносительных навыков.
Управление самостоятельной работой студентов над 36
произношением на начальном этапе.
Типы упражнений при формировании произносительных 46
навыков.
Разработка занятия по аспекту практическая фонетика для 52
студентов I курса факультета лингвистики.

Заключение 56

Библиография

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа 3 курс.doc

— 386.00 Кб (Скачать)

     Методисты отмечают также, что «для развития речевых умений существенным является построение структурных единиц ОП по принципу "снежного кома", когда каждый последующий цикл шагов "впитывает" в себя предыдущий/предыдущие, так что последний, заключительный цикл предполагает решение таких задач, где имеет место комбинация всех ранее освоенных операций с заданным в программе языковым материалом». [13, c.123] Важно отметить также, что независимо от способа решения, указываемого в инструкции шага, выполнение любого задания в ОП предполагает активизацию мыслительно-мнемической деятельности студента, что способствует более прочному усвоению языкового материала, а также способов осуществления рецептивных видов речевой деятельности.

2. Типы упражнений при формирования произносительных навыков.

     Формирование  фонетического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение техникой произнесения иноязычных звуков в слове, словосочетании, предложении и в речевом потоке в процессе, как говорения, так и чтения.

     Овладение иноязычной интонацией предполагает формирование аудитивных навыков восприятия интонационного рисунка и его адекватное воспроизведение в процессе говорения и чтения.

Для примера  мы приведём два блока специальных  упражнений, включающих в себя упражнения на артикуляционную гимнастику и упражнения формирования произносительных навыков.

 

БЛОК№1 (упражнения ни артикуляционную гимнастику)

1. Широко откройте рот и держите нижнюю челюсть неподвижной. Попеременно 
упирайте кончик языка в альвеолы верхних и нижних зубов. Губы свободны, 
не напряжены.

  1. Упирайте   кончик  языка   попеременно, с   выдержкой,  во   внутреннюю 
    поверхность правой и левой щеки.
  2. Сделайте оба упражнения. На четыре счета язык упирается в альвеолы 
    верхних и нижних зубов, а затем в обе щеки.
  3. Резко выбросьте язык вперед вниз и оттяните его назад, не закрывая рта и 
    следя за тем, чтобы язык при выбросе вперед был не широко распластан, а 
    собран в узкую длинную ленту. Выполняйте упражнение на четыре счета.
  4. Откройте рот, максимально опустите челюсть.
  5. Откройте и закройте рот, прикрывая при этом верхней губой верхние 
    зубы таким образом, чтобы края губы несколько загибались внутрь.
  6. Подтяните верхнюю и нижнюю губу к деснам, обнажая зубы, но не 
    десны.
  7. Максимально отведите углы губ назад.
  8. Максимально выдвиньте губы вперед.
 
  1. Быстро  смените положение губ.
  2. Подожмите губы, затем расслабьте их.
  3. Сделайте разминку, зажимая губы зубами.
  4. Выдвиньте губы вперед, усильте и ослабьте лабиализацию.
  5. Приоткройте рот и закройте его, плотно сжимая губы.
  6. Прижмите нижнюю губу ее наружным краем к верхним зубам.
  7. Максимально вытяните язык вперед, затем оттяните его назад к корню.
  8. Прикоснитесь кончиком языка к верхнему и нижнему краю альвеол.
  9. Загните кончик языка книзу.
  10. Сделайте ложбинку посредине языка.
  11. Сделайте круг языком по внутренней окружности зубов при опущенной 
    челюсти.
  12. Максимально отведите все тело языка от нижних зубов.
  13. Произнесите гласные и согласные звуки изучаемого языка, осознавая 
    артикуляционный    уклад    (с    помощью    тактильных,    двигательных, 
    слуховых и зрительных анализаторов) и ощущая мускульное напряжение 
    речевого аппарата.
 
  1. Дотроньтесь задней частью языка до опущенной нёбной занавески; 
    усильте и ослабьте звук при закрытой ротовой полости, «помычите».
  2. Сомкните спинку языка с мягким нёбом и произнесите звук сначала 
    отдельно, затем в сочетании с гласными и согласными.
  3. Сделайте краткий выдох и произнесите звуки [р], [t], [k] (упражнение 
    на придыхание).
 

БЛОК№2 (Формирование произносительных навыков)

1. Многократно   прослушайте  звук  во   фразе,  слове,  затем   прослушайте изолированный звук.

  1. Прослушайте ряд звуков и поднимите руку, когда услышите заданный звук.
  2. Прослушайте пары звуков и поднимите руку, когда услышите новый звук.
  3. Прослушайте предложения и скажите, сколько раз в нем встретился данный звук.
  4. В   ряду  слов  (словосочетаний,  предложений)   подчеркните  то,  которое произносит диктор.
  5. Сделайте фонетическую разметку текста на основе голоса  преподавателя 
    (диктора), прочитайте затем текст в слух.
  6. Произнесите вслед за диктором звуки  (слоги, слова, словосочетания), обращая внимание на  произношение указанных звуков.
  7. Назовите слова, содержащие определенный звук.
  8. Прочитайте предложения в утвердительной форме, а затем трансформируйте их в вопросительные и отрицательные предложения. Проверьте себя по ключу.
  9. Произнесите слова по слогам, обращая внимание на произношение гласных 
    (согласных) в начальной (конечной) позиции.
  10. Прослушайте пары слов на русском и иностранном языках и повторите вслед за преподавателем только слова на иностранном языке.
  11. Произнесите вслед за диктором пары слов, обращая внимание на различное  произношение звуков.
  12. Произнесите варианты фонем, типичные для изучаемого языка.
  13. Произнесите коммуникативное предложение сначала медленно, затем быстро.
  14. Проговорите по памяти пословицу (скороговорку, стихотворение, текст) сначала медленно, затем быстро.
  15. Повторите за преподавателем отдельный звук (звукосочетание, слог, слово, 
    синтагму, фразу).

17. Повторите    гласные    звуки    в    оппозиции:    закрытый    I    открытый; 
лабиализованный / нелабиализованный; носовой I неносовой; переднего ряда / 
заднего ряда; долгий / краткий.

18. Повторите  гласные звуки  в  оппозиции:   глухой  / звонкий;  носовой  
неносовой; палатализованный I непалатализованный.

  1. Назовите буквы алфавита.
  2. Произнесите услышанное слово по слогам.
  3. Повторите за диктором в паузе отдельный звук (сочетание звуков, слово).
  4. Прослушайте и повторите за диктором в паузах 2 — 3 раза слова с изучаемым звуком.
  5. Прослушайте слова и назовите те из них, которые имеют сходный звуковой состав в родном и иностранном языках.
  6. Повторите за диктором фразы по синтагмам в паузах.
  7. Назовите предметы, изображенные на картинках, обращая внимание на 
    произношение заданного звука.
  8. Повторите за диктором предложения, заменяя в них последний член 
    (подсказка на ленте), обращая внимание на произношение заданного звука.
  9. Повторите за диктором предложения, заменяя в них последний член 
    (подсказка на ленте), обращая внимание на правильную интонацию данных 
    предложений.
  10. Прочитайте текст по, синтагмам вслед за диктором.
  11. Опишите классную комнату, указывая на мебель и обращая внимание на

правильное  произношение обозначающих её слов.

30. Выучите  наизусть стихотворение( скороговорку, рифмовку, диалог). Обратите внимание  на чёткое произношение звуков  и интонацию.

31. Прочитайте  вслух отрывок текста

  1. Примите участие в фонетическом конкурсе
  2. Примите участие в предлагаемой фонетической игре.

34. Дифференциация   на   слух   высказываний   с   нисходящей 
(descending) и низкой (low) шкалой на основе предварительного 
ознакомления с информацией о характеристиках каждой из них.

  All attitudes and emotions are expressed with the help of different tone groups. A tone group is a combination of a definite type of scale with a definite nuclear tone. As you know, there are six nuclear tones: Low Fall, High Fall, Low Rise, High Rise, Fall-Rise, and Rise-Fall. There are two main types of scale: the Stepping (= Descending) Scale and the Low Scale. Within the Stepping Scale every stressed syllable is pronounced on a lower pitch than the preceding one. Within the Low Scale all the stressed syllables (with the possible exception of the last one) are pronounced on the same low pitch.

  Listen to the following sentences and show your red cards for the Stepping Scale and the blue ones for the Low Scale.

It isn't quite what I want.

It's 'much too 'late to have 'any re'grets snow.

| |What's that llgot to | |do with you?

| |Don't take any notice of him., etc.

35. Чтение вслух ряда предложений с нисходящей и низкой шкалой согласно заданной разметке.

36. Анализ предложений по компонентам интонационной шкалы. 
A tune can be divided for purposes of investigation into several

elements. The Nucleus is the syllable within which the tone changes (rises or falls): " Don't I know it?" The Head begins with the first stressed syllable and ends before the Nucleus: " What a 'difference from this time last week!" The Pre-head consists of the unstressed syllables before the first stressed one (= before the Head): "But do you ' really understand it?"

  The Tail consists of the syllables coming after the Nucleus up to a pause: "But can I ' really be lieve you when you say that?" The only indispensable element is the Nucleus. Any of the others - or even all the others - may be missing: "Go!"

  Analyse any three or four utterances from Tasks 1 or 2 according to the above-given elements.

37. Условно-коммуникативный   обмен  репликами, развивающий, с одной стороны, навыки использования нисходящей и низкой шкалы, а с другой стороны, навыки соотнесения интонации в воспринимаемом высказывании с настроением собеседника. Предлагаются несколько микродиалогов, в которых первоначальная реплика воспроизводится дважды: с низкой и нисходящей шкалой, при соблюдении того же ядерного тона. Собеседник выбирает соответствующий по смыслу вариант ответной реплики. Например:

  • What's that got to do with you?
  • But it is my business! You needn't be so (surprised, rude) about it.

  (К  этому заданию  желательно дать краткую информацию о том, какие настроения чаще всего выражаются нисходящей и низкой шкалой.)

38. Чтение про себя диалога с заданной разметкой и описание 
отношения говорящих друг к другу и к данной коммуникативной 
ситуации.

39. Воспроизведение этого же диалога в парах согласно разметке. Например:

  • | | Five o'llclock akready! We must get there by dark.
  • | | How much nfarther is it?
  • We 'passed the 'halfway house | about an hour ago.
  • Well, | we've 'done the worst part.
  • Oh  no! | There's llworse llstill to come.

-I 'don't think | | I can go 'on | 'very much |  longer. –

-I 'don't suppose we can reach the top. | No!

  • 'Had we 'better | 'turn  back?
  • Yes. | 'think we'd  better.
  • Oh  well | we must 'try a'gain another day.
  • I am to blame. | We started  too late.
  • And I was too  slow.

  Интонирование готовой связной реплики и ее расширение 
согласно предполагаемому коммуникативному намерению.

  Reproduce the utterance giving the right intonation patterns according to the attitude of the speaker. Add a few sentences:

  Don't blame me. It was all your fault. You always say that you can manage alone. And what is the result, I wonder? We've lost our way!

40. Высказывание по поводу данной коммуникативной ситуации. (Инструкция косвенно направлена на тренировку в употреблении модальных глаголов с перфектным инфинитивом и таким 
образом увязывает занятия по выработке фонетических и грамматических навыков.)

  Should the characters from the dialogue have behaved the way they did? What should they have done, do you think?

41. Свободное  комментирование высказываний,  связанных  с 
особенностями коммуникативной  ситуации,  представленной  в 
диалоге.

Comment on the following statements:

  1. Blaming others is a sure sign of weekness.
  2. Love the game more than the prize.
  3. A man should make a fair trial of his abilities if the opportunity presents itself.

3. Разработка занятия  по аспекту практическая  фонетика для студентов  I курса факультета лингвистики.

     Тема  урока: Интонационная конструкция  I и II. Ритмические группы. Ударные и безударные слоги.

     Тип урока: Комбинированный (урок формирования, развития и закрепления умений и навыков.)

Цели  урока:

  1. Образовательная: научить студентов владеть фонетическим строем английского языка, уметь использовать фонетические явления на практике.
  2. Обучающая: усвоение фонетических явлений: интонации- ритма, темпа, ударение, а также обучить навыку самостоятельной работы и работы в группе.
  3. Воспитательная: формировать языковую компетенцию, приобщить к иноязычной культуре.

Задачи:

  1. тренировать составление интограммы.
  2. развивать умения определять интонационные конструкции
  3. закрепление навыков транскрибирования.
  4. научить определять ритмические группы.
  5. закрепление навыка определения ударных и безударных слогов.

Информация о работе Организация самостоятельной работы студентов 1 курса при формировании произносительных навыков