Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:49, курсовая работа
Целью работы является теоретическое и практическое обоснование значимости самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка, а так же выявление форм организации самостоятельной работы при формировании произносительных навыков английского языка, на базе анализа методической литературы, сбора необходимых научных данных, имеющих прямое и косвенное отношение к исследуемому вопросу.
Введение 4
Глава I. Основные способы организации самостоятельной работы 9
при формировании произносительных навыков.
Традиционные способы 9
Произношение. Виды произношения. Общая классификация 9
упражнений направленных на формирование
слухопроизносительных навыков.
1.2 Интонация. Обучение интонации. 15
1.3 Аудирование как неотъемлемый компонент формирования 17
произносительных навыков
1.4 Чтение вслух. 18
2. Современные способы. 19
2.1 Организация дистанционного обучения иностранному языку 19
на базе компьютерных телекоммуникаций.
Мультимедийные средства как один из видов формирования 21 самостоятельной работы при формировании произносительных
навыков
Исходные положения развития продуктивной деятельности по 25 иностранному языку в условиях самостоятельной работы
учащегося.
Глава II. Самостоятельная работа студентов при формировании 36 произносительных навыков.
Управление самостоятельной работой студентов над 36
произношением на начальном этапе.
Типы упражнений при формировании произносительных 46
навыков.
Разработка занятия по аспекту практическая фонетика для 52
студентов I курса факультета лингвистики.
Заключение 56
Библиография
М.А. Ариян считает, что «наличие перечисленных факторов является необходимым, но недостаточным условием организации автономного учения. Оно также предполагает создание для учащихся возможности обсудить конечные цели обучения, конкретные задачи каждого этапа и в рамках общих задач, решаемых классом или группой, отобрать свои специфические задачи, за решение которых они несут личную ответственность.
Очевидно, что такая организация работы требует соответствующих учебных материалов, адаптированных для самостоятельного изучения. Их разработка и создание, по-видимому, не по силам отдельно взятому учителю и требуют усилий авторских коллективов». [3, c. 21]
По существу новое поколение учебников, издаваемых в нашей стране и за рубежом, в той или иной мере реализует важнейшую современную тенденцию в образовании — проективность и, следовательно, в определенной степени пригодны в качестве учебных материалов для автономного учения. Наиболее последовательно данная тенденция реализована в широко известном теперь учебнике Т. Хатчинсона "Project English".
В ходе автономного учения студент овладевает целым рядом важнейших умений узкого учебного и широкого специального характера: осознавать свои потребности и цели; планировать свой учебный процесс; отбирать необходимые материалы, а также способы и приемы учения; пользоваться различными видами учебных материалов; справляться с разнообразными заданиями; осмысливать и обсуждать ход и результаты, а также собственный стиль учения; взаимодействовать с учителем и товарищами; сотрудничать, оказывать поддержку и пр.
Исследования по проблеме автономии в овладении ИЯ, проведенные в ряде европейских стран, показали следующее. Учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлеченности в учебный процесс, мотивации и радости познания. Они более уверены в себе, у них высокий уровень самооценки, а также степень доверия к учителю и одноклассникам.
Ученикам рекомендуется вести дневник, и это позволяет им участвовать в обсуждении хода и результатов учебного процесса. В дневнике студенты формулируют свои чувства и отношения к этому процессу, делают выводы о факторах, стимулирующих или тормозящих его. Дневник позволяет фиксировать каждый успешный шаг в овладении языком, удачно выбранные приемы работы и учебные материалы; непрерывно оценивать собственный прогресс, вести диалог с учителем.
Введение элементов автономии в учебный процесс должно осуществляться поэтапно и осторожно, наращиваться от класса к классу, а все изменения — соотноситься с возможностями и потребностями учащихся. Степень автономии каждого школьника будет различной в зависимости от особенностей его личности, которые должны быть осмыслены и учтены и учителем, и самими учениками.
Исследования, проведенные в ряде европейских стран, показали, что автономное учение способствует повышению эффективности овладения ИЯ. Оно является средством мотивации учащихся и повышения результативности их учебного труда, особенно на среднем и старшем этапах, когда студенты в большинстве случаев утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех.
Отдавая должное идее автономии учения, отметим, что целесообразной представляется та система обучения, которая носит смешанный характер. На начальном этапе доля учебного времени, отводимая на самостоятельное учение, не должна превышать одной трети. Учащиеся сами выбирают виды самостоятельной работы в соответствии со своими интересами и потребностями. Эта работа может носить игровой характер и выполняться в парах или небольших группах. Таким образом, уже на начальном этапе студенты учатся учиться и получать удовольствие от учения.
После второго года обучения время, отводимое на самостоятельное (автономное) учение, может быть увеличено, что естественно, так как и потребности, и интересы студентов со временем становятся более специфическими.
В современной практике преподавания ИЯ эффективно применяется ряд личностно ориентированных технологий, которые можно рассматривать как продуктивные, обеспечивающие самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования ИЯ.
Н.Ф. Коряковцева к таким технологиям относит следующие:
«Технология интерактивного обучения (обучения во взаимодействии) основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач.
Проблемно-поисковая технология предполагает создание в учебном процессе по ИЯ таких речевых ситуаций, в которых учащемуся необходимо решать проблемно-поисковые задачи с целью освоения и использования изучаемого языка, интерпретации содержания текстов и создания собственных речевых произведений проблемного, творческого характера, что позволяет максимально реализовать личностный потенциал учащегося.
Игровая технология включает такие методические приемы, которые используют элементы игры или полностью организуют учебный процесс в форме языковых, ролевых, игр, драматизации, разыгрывания ролевых ситуаций. При этом учащемуся придается определенный социально-ролевой статус, что призвано обеспечить личностную вовлеченность учащегося, в том числе эмоциональную и эмпатическую, и тем самым повысить мотивацию овладения изучаемым языком.
Сценарно-контекстная технология основана на принципах делового общения и воспроизведения в учебном процессе по ИЯ аутентичных ситуаций делового общения (например, интервью, дискуссия, школьные деловые ситуации). При этом учащийся поставлен в условия самостоятельного принятия решений и использования языка как средства решения деловой ситуации, что обеспечивает персонализацию учебных действий учащегося и позволяет максимально приблизить учебный процесс по ИЯ к реально-жизненным ситуациям, развивает в процессе овладения ИЯ экзистенциональную компетенцию.
Проектная технология основана на совместном выполнении учащимися проектных заданий различного характера, связанных с изучением языка и культуры и функциональным использованием изучаемого языка; метод проектов создает наиболее благоприятную образовательную ситуацию для овладения и продуктивного использования ИЯ в процессе конструирования учащимися личностного образовательного продукта, что обеспечивает формирование у учащегося способности к автономной и креативной учебной деятельности и способности к активному взаимодействию с другими субъектами образовательного процесса.
Применительно к самостоятельной работе по ИЯ ведущими технологиями личностно ориентированного характера являются на сегодняшний день проблемно-поисковая и метод проектов. Вместе с тем, это не исключает использования элементов и других личностно ориентированных технологий в той степени и форме, которая соответствует условиям самостоятельной работы учащегося». [11, c.65]. Использование продуктивных технологий создает оптимальные условия для самостоятельного управления учащимся познавательной деятельностью, самоопределения в образовательной среде, проявления деловой активности и принятия ответственных решений по основным аспектам своей учебной деятельности. Продуктивные технологии способствует овладению способами освоения языка и развитию креативности и конструктивной творческой активности учащегося, а также способности к взаимодействию с другими субъектами учебной деятельности.
Глава II. Самостоятельная работа студентов при формировании произносительных навыков.
Рассмотрение
вопросов обучения произношению с позиций
коммуникативно-
Не меньшее значение имеют произносительные навыки прежде всего в говорении, то есть внешне выраженной, включающей моторный компонент, речевой деятельности, направленной на установление контакта и взаимопонимания с другими людьми. Произносительные характеристики говорения можно считать его сущностными характеристиками, так как нарушение произносительных норм часто препятствует самому общению.
Как следует из психологических исследований Ш.И.Жинкина, И.А.Зимней, непосредственная реализация замысла в процессе вербального общения происходит с помощью артикуляционной программы, проявляющейся в артикуляционных движениях и речевом акустическом сигнале. Свойственные каждому языку особенности артикуляционных движений (и положений органов речи) носят название артикуляционной базы языка. Для обучения произношению как деятельности, при которой система артикуляционных реализаций моторной программы составляет важнейший компонент единой слухомоторно-зрителъной активности, понятие артикуляционной базы является особенно важным.
Как известно, положение языка, губ, небной занавески, гортани, а также направление напряженности мышц, общий уклад произносительных органов своеобразны в каждом языке и соотносятся с фонетической системой и нормой этого языка. Признание ведущей, регулирующей роли артикуляционной базы в произносительном поведении приводит к необходимости начинать обучение произношению с усвоения базисных элементов артикуляционных работ. В противном случае формируются неправильные артикуляционные навыки, которые часто являются серьезным препятствием в процессе коммуникации, так как правильность передачи информации адресантом зависит и от того, насколько правильно он продуцирует звуки, интонационные структуры, насколько верно передает акцентно-ритмическое строение слова. Кроме того, не владея произносительными навыками, человек не может понять речь при слушании, то есть в этом случае между его внутренним проговариванием, которое всегда сопровождает восприятие речи, и фактически звучащей речью возникает рассогласование, что ведет к нарушению акта коммуникации.
Е.В.
Мусницкая считает, что «несовершенство
произносительных навыков тормозит и
развитие беглости чтения, так как чтение
"про себя" сопровождается озвучиванием
зрительно воспринимаемого текста. Озвучивание
при этом носит свернутый характер, но
прийти к нему можно лишь через озвучивание
развернутое, сначала во внешней речи
(чтение вслух), а затем во внутренней (чтение
"про себя"). Чтение вслух, представляющее
собой воспроизведение в звучащей речи
текста, воспринимаемого зрительно, требует
знания принятых в изучаемом языке способов
фиксации звуков языка. Поэтому первой
задачей при обучении чтению вслух является
создание у учащихся прочных зрительно-слухорече-