Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:49, курсовая работа
Целью работы является теоретическое и практическое обоснование значимости самостоятельной работы учащихся при изучении иностранного языка, а так же выявление форм организации самостоятельной работы при формировании произносительных навыков английского языка, на базе анализа методической литературы, сбора необходимых научных данных, имеющих прямое и косвенное отношение к исследуемому вопросу.
Введение 4
Глава I. Основные способы организации самостоятельной работы 9
при формировании произносительных навыков.
Традиционные способы 9
Произношение. Виды произношения. Общая классификация 9
упражнений направленных на формирование
слухопроизносительных навыков.
1.2 Интонация. Обучение интонации. 15
1.3 Аудирование как неотъемлемый компонент формирования 17
произносительных навыков
1.4 Чтение вслух. 18
2. Современные способы. 19
2.1 Организация дистанционного обучения иностранному языку 19
на базе компьютерных телекоммуникаций.
Мультимедийные средства как один из видов формирования 21 самостоятельной работы при формировании произносительных
навыков
Исходные положения развития продуктивной деятельности по 25 иностранному языку в условиях самостоятельной работы
учащегося.
Глава II. Самостоятельная работа студентов при формировании 36 произносительных навыков.
Управление самостоятельной работой студентов над 36
произношением на начальном этапе.
Типы упражнений при формировании произносительных 46
навыков.
Разработка занятия по аспекту практическая фонетика для 52
студентов I курса факультета лингвистики.
Заключение 56
Библиография
Первый вариант мультимедийных средств представлен в виде обучающей программы, которую авторы назвали "Enjoy English with Professor Higgins". Используя данную программу, учащиеся смогут слушать эталонную речь высокого качества, так называемый акцент «Би-Би-Си» или «Оксбридж», который признается нормой формальной речи на английском радио и телевидении. Владея таким акцентом, ученик может быть уверен, что его поймут в любой англоговорящей стране мира.
«Индивидуальные занятия по данной мультимедийной программе позволяют обучаемому увидеть на экране сходства и различия в звучании эталона и его собственной речи, поскольку на графиках показывается речевой сигнал, где отмечены границы каждой фонемы. Учащийся говорит в микрофон, и начало записи синхронизируется с началом фразы. Визуализация речи делает процесс работы с диском увлекательным и продуктивным. Сравнивая график звучания своей речи с речью носителя языка, обучаемый может не только услышать, но и увидеть свои успехи и промахи: интенсивность звучания, долготу звуков, необходимость придыхания перед произнесением отдельных согласных, отсутствие оглушения согласных в конце слов и т. д. Причем добиваться правильного звучания можно самостоятельно, затрачивая на это столько времени и попыток, сколько необходимо». [4, c.95]
В
организации учебного материала
безукоснительно соблюдаются
Особого упоминания заслуживает раздел «Диалоги», где учащийся может найти материал, связанный с одной из тем, указанных в меню раздела, например «Покупки», «Дом», «Телефон» и др. Диалоги сопровождаются переводом каждой из реплик на русский язык, а также ее графиком звучания, который поможет овладеть интонацией данной реплики. Тексты диалогов выверены и озвучены носителями английского языка, поэтому полная аутентичность речевого материала гарантируется.
Разделы «Поговорки» и «Скороговорки» имеют целью обогащение словаря обучаемого и увеличение темпа речи. Скороговорки, например, можно слушать на трех скоростях, постепенно ускоряя темп собственной речи. Как известно, темп речи, приближающийся к скорости естественной речи англичан, также может служить показателем успешности продвижения ученика в овладении английским языком.
Большую помощь обучаемому может оказать раздел «Справка по теории». Туда следует обращаться в тех случаях, когда неясно, как именно артикулируется какой-то конкретный звук английского языка, как читается буква или буквосочетание в том или ином окружении. Программа выдаст не только соответствующее лингвистическое определение, но и покажет схему органов речи, положение языка и губ в момент произнесения данного звука.
Процесс корректировки произношения с помощью графика не только полезен, но и увлекателен. Поработав с программой несколько минут, ученик начинает чувствовать настоящий азарт, желание воспроизвести график нужной формы, не только имитируя, но и сознательно регулируя свой голос и интонацию. В «Руководстве пользователя» дается описание всех возможных вариантов ошибок, которые можно увидеть на графике, и объясняются пути их устранения.
3. Исходные положения развития продуктивной учебной деятельности по иностранному языку в условиях самостоятельной работы учащегося.
Современная концепция обучения иностранным языкам (ИЯ), как известно, развивается в гуманистическом направлении, которое связано с новыми подходами к определению содержания, стратегий, средств, а также реального процесса обучения. По мнению Мильруда Р.П. «гуманизация в преподавании ИЯ предполагает появление некоего существенно обновленного «методического стандарта», вбирающего в себя все целесообразное и ценное, что накоплено передовой наукой и практикой». [3,c 21]
Представляется, что обновление современной психологической и методической нормы должно осуществляться прежде всего по линии переосмысления степени свободы, которую получает учащийся в выборе содержания, стратегий, средств обучения и учения. Другими словами, речь идет о значительном повышении ответственности студента за ход и результаты процесса овладения ИЯ.
Каждому
человеку в той или иной мере свойственны
способность и желание
Понятие, обозначаемое словом «автономия», рассматривается как некая альтернатива традиционному обучению ИЯ, хотя не отрицается тот факт, что последнее вовсе не лишено элемента самостоятельности со стороны учащихся, которые нередко выполняют самостоятельную работу в классе и дома. Однако степень самостоятельности учеников, особенно в старших классах, должна и может быть неизмеримо большей.
Известно, что учитель ИЯ на всех этапах подготовки, проведения и оценки результатов учебного процесса принимает целый ряд решений. До урока он определяет цели и содержание обучения, выбирает средства обучения, в том числе учебник, в котором в свою очередь реализованы решения авторов. Далее учитель принимает решения относительно путей и способов предъявления материала, типов и видов упражнений, а также их количества. Решения принимаются учителем на двух уровнях: на более высоком — с позиции целей всего курса обучения или по крайней мере данного года обучения; на более низком уровне, предполагающем детализацию конкретного урока. Эти решения принимаются с учетом требований учебной программы, а также потребностей учащихся данного учебного заведения, особенностей учебного плана, материальной оснащенности, количества учеников в классе. Кроме того, принимаются во внимание особенности родного языка студента и, исходя из них, трудности, которые учащиеся будут испытывать при овладении данным иностранным языком.
Решения, которые принимает учитель в ходе урока, связаны с реализацией плана урока и учетом постоянно меняющейся ситуации в классе. Учитель наблюдает за работой учеников, устанавливает и поддерживает средствами ИЯ необходимые отношения в системе учитель—группа, учитель—ученик, ученик—группа, ученик—ученик. Учитель стимулирует речевую деятельность учащихся и управляет ею, намечает объекты учета и контроля речевой деятельности учеников и определяет уровень сформирования навыков и умений. Он также определяет характер ошибок в речи школьников, стремится выявить их причины и наметить пути предупреждения и способы исправления ошибок.
После
окончания урока учитель
Было бы неверно считать, что все это происходит без участия самих детей, что они сами не получают никаких возможностей для самостоятельного выбора. В традиционном учебном процессе также имеются элементы автономии школьников, хотя в большинстве случаев эта автономия ограничивается небольшим отрезком времени, конкретным видом деятельности, упражнением.
М.А. Ариян считает, что «количество и качество самостоятельного учебного труда ученика во многом зависят от того, верит ли учитель в эффективность автономного учения, умеет ли организовать и направить такую работу в нужное русло. Давая домашнее задание, учитель уже как бы исходит из предположения, что учащиеся способны работать самостоятельно или по крайней мере должны быть способны это делать. Однако самостоятельность работы в данном случае заключается лишь в том, что студентам предлагается выполнить задание, выбранное для них учителем, без помощи со стороны педагога. Ориентированный на обучаемого учебный процесс предполагает, что ученики определяют цели и задачи своей деятельности, отбирают необходимый материал, пользуясь разнообразными источниками, планируют содержание этой деятельности и осуществляют ее, добиваясь искомого результата. В таком случае определенный уровень автономии является необходимым психологическим условием успешной деятельности. Эффективность обучения тем выше, чем в большей мере ситуация стимулирует учащихся к свободному общению. Другими словами, автономное учение предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда школьников, которая может выражаться в следующем: ученики участвуют в определении целей и задач учения, в отборе тем для изучения, в планировании уроков (сюжетные ходы, ситуации, виды взаимодействия с другими учащимися); влияют на темп прохождения материала и выбор видов деятельности с ним; при необходимости запрашивают дополнительную информацию у педагога или добывают ее из различных источников, консультируются с учителем, если необходимо; сами инициируют и организуют проведение некоторых видов работ на уроке и во внеурочное время; размышляют о процессе усвоения языка; влияют на то, как и когда исправляются ошибки; высказывают свое отношение к выполняемым видам деятельности и упражнениям. Все это принято обозначать как способность и желание студентов принимать на себя определенную долю ответственности за ход и результаты процесса овладения ИЯ».[3, c.21]
Условия, необходимые для организации автономного учения, включают два основных момента: 1) психологическую готовность и желание учащихся отправиться в «автономное плавание» и учителя — организовать и направлять их деятельность; 2) способность учеников действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями, а не навязанными кем бы то ни было извне; способность учителя создать необходимые условия для автономного учения и правильно определить свое место в этом процессе. Обеспечение этих условий представляется делом весьма непростым.
Прежде всего большинству учащихся достаточно сложно осознать собственные желания, сформулировать конкретную конечную цель и спланировать цепь задач, решение которых ведет к достижению цели. В этом им требуются помощь и поддержка со стороны учителя, нередко и родителей, а также других учеников. Особое значение имеет атмосфера доброжелательности, доверия, взаимной помощи и творчества, которая создается и поддерживается учителем.
Одна из важнейших задач которая решается учителем— это формирование у студентов определенного отношения к учению: желание учиться, проявлять инициативу, стремление к сотрудничеству, динамичность, готовность обсуждать собственные успехи и неудачи в учении. Наряду с этим учащиеся нуждаются в целом ряде умений, которые необходимы для автономного учения: осознавать собственные потребности, выбирать адекватные способы и средства их реализации, оценивать результаты своего труда и т. п. Очевидно, что степень сформированное перечисленных умений у различных учеников будет неодинаковой, что не помешает им при поддержке учителя и товарищей развиваться и совершенствоваться в автономном овладении предметом.
«Организация автономного учения предполагает, что учитель обладает специальными знаниями и умениями. Учитель должен знать, какой уровень автономности с учетом его личных умений, опыта, отношений доступен ему самому; познавательные и эмоциональные характеристики учащихся, их умения и отношение к автономному учению. Учитель должен понимать принципы, лежащие в основе теории автономности учения, и особенности их реализации в практике преподавания. Учитель должен уметь направлять работу коллектива студентов, каждый из которых активно участвует в принятии решений; использовать различные способы и приемы работы, а также разнообразные учебные материалы; наблюдать за продвижением каждого учащегося и помогать ему формировать собственный стиль учения; поддерживать чувство успеха и желание ученика учиться. Кроме того, учитель должен уметь создавать учебные материалы для самостоятельной работы студентов, сотрудничая с другими учителями»[3, c. 21]
Подготовка
учителя к организации
Назовем факторы, способствующие созданию благоприятных для автономного овладения ИЯ условий.