Методика немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Методика как самостоятельная наука появилась недавно. В 19. в. методику считали приложением к сравнительному языкознанию. В нач. 20 в. – к общему языкознанию. Ближе к концу 20 в. она сформировалась как отдельная наука.
Методика – наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обуч. (отвечает на вопрос «как»), а так же способы обуч. и воспитания на материале ИЯ.

Работа содержит 1 файл

Билеты Гос 2009.doc

— 522.00 Кб (Скачать)
  1. Вступать в социальные контакты и поддерживать их,
  2. Запрашивать и сообщать какую-либо информацию, выражать свою позицию, выражая чувства и эмоции.
  3. Обещать, предлагать, побуждать.
  4. Описывать, рассказывать.
  5. Самовыражаться в художественном творчестве.

4.  Методологический  компонент – умение рационально учиться.

 

В существующей психолого-педагогической литературе термин "образовательная программа" употребляется в разном значении: 
· образовательная программа представляет собой описание системы мероприятий, осуществляемых школой для достижения поставленных целей; 
· образовательная программа как базисный уч. план, определяющий содержание, направленность (профиль) конкретного образовательного учреждения; 
· образовательная программа как основа индивидуализации обуч. (воспитания) учащихся.

Образовательная программа отражается в концепции уч. плана.

Образовательная программа должна в своей структуре  предусматривать возможность выбора учеником той формы уч. материала, с которой ему легче, удобнее, привычнее работать. Кроме того само описание программы тоже может строиться по-разному. В программе должны предусматриваться варианты материала (заданий), создающие возможности при проработке одного и того же содержания пользоваться разными формами его изложения (словесное описание, наглядный рисунок, схематическое изображение, таблица). 
Важной особенностью образовательной программы является необходимость при ее конструировании обеспечивать возможность работать с ее содержанием, применяя разнообразные способы учебной работы. Для этого в описании программы необходимо вводить не только систему знаний (понятий, законов), но и метазнания, т.е. знания по организации научной информации, приемам ее использования, правилам преобразования и т.п.

Примерная программа  нацелена на  реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и  деятельностного  подходов к обуч. ИЯ (в том числе немецкому).

В качестве интегративной цели обуч. рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции,  то есть способности и реальной готовности школьников осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями ИЯ, а также развитие и воспитание школьников средствами уч. предмета.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ   БИЛЕТ  № 5

 

  1. Предмет теоретической грамматики. Понятие грамматики в узком и широком смысле.

                  Das Wort "Grammatik" ist mehrdeutig. Es bezeichnet das objektiv-existierende Forschungsobjekt, d.h. die Kommunikationsmittel der Sprache und  ihre theoretische Darstellung (d.h. die Theorie der Gram-k.)

                Die Grammatik besteht aus zwei Hauptteilen, aus der Morphologie (Formenlehre) und der Syntax (Satzlehre).Die Aufgaben der theoretischen Grammatik: 1.die Einheiten des grammatischen Baus sowie die Regeln ihrer gegenseitigen Verknüpfung und ihres Funktionierens aufzuzeigen, ihr Wesen zu erkennen und zu beleuchten; 2.ihre Beziehungen zu den Einheiten anderer Komponenten des Sprachsystems mit in Betracht zu ziehen; 3.die wichtigsten Konzeptionen kritisch zu besprechen; 4.die Ursachen der wesentlichen Unterschiede in der Darstellung des grammatischen Baus durch die einzelnen Autoren kritisch und möglichst objektiv zu erklären; 5.die Fähigkeit der Studierenden, logisch zu denken und zu analysieren, zu vervollkommnen.

           Die Grammatik wird im engeren und im weiteren Sinne betrachtet.

                Grammatik im engeren Sinne des Wortes bezeichnet den grammatischen Bau einer Sprache einerseits und die diesen Bau beschreibende Theorie andererseits. Unter dem grammatischen Bau einer Sprache wird die Gesamtheit der grammatischen Einheiten dieser Sprache und der Regel ihrer Verwendung verstanden.

Die meisten Bücher, die sich auf diese Auffassung der Grammatik gründen, bestehen aus zwei Hauptteilen: aus der Wort- und Satzlehre. Solch einen Aufbau  hat z.B. das Buch von W.G. Admoni "Der deutsche Sprachbau". Von diesem Buch unterscheidet sich die "Einführung in die Grammatik und Orthographie der deutschen Gegenwartssprache" von K.E. Sommerfeldt, G. Starke und D. Nerius dadurch, dass hier auch orthographische Probleme ausführlich behandelt werden. In den letzten Jahren sind auch Grammatikbücher erschienen, in denen die Textproblematik zur Sprache kommt.  Es gibt verschiedenartige Variationen in der Auffassung und Darstellung. Diese Unterschiede sind durch mehrere Ursachen bedingt, die sowohl objektiver, als auch subjektiver Natur sein können. In diesen Büchern wird keine systematische, alle Probleme umfassende Darstellung des grammatischen Baus angestrebt. Behandelt werden vor allem diejenigen Fragen der Morphologie, Syntax und Textgrammatik, die nach der Ansicht des Verfassers interessant und wichtig sind.

                Grammatik im weiteren Sinne des Wortes bezeichnet das gesamte Sprachsystem einerseits und die dieses System beschreibende Theorie andererseits. Dazu einige Beispiele der traditionellen Auffassung der Grammatik:  Duden-Grammatik 1984 ("Die Grammatik der deutschen Gegenwartssprache"). Sie enthält zwei Abschnitte: das Wort und den Satz. Im ersten Hauptabschnitt werden die Lautlehre, die Morphologie, die Lexikologie und die Wortbildung behandelt. Im zweiten Hauptabschnitt werden der Satz, sowohl der einfache als auch der zusammengesetzte, und seine Klanggestalt dargestellt. Die Darstellung des Buches erfolgt in der Richtung vom Wort zum Satz, anders gesagt von den Bestandteilen zu den konstruierten Einheiten. In der entgegengesetzten Richtung, d.h. vom Satz zum Wort, ist die "Grammatik der deutschen Sprache" von W. Jung (1980) aufgebaut. Sie enthält folgende Abschnitte: Syntax, Wortarten, Wortbildung, Aussprache und Betonung.

 

3. Контроль  в обучении иностранным яз.м. Виды контроля.

Контроль на уроках ИЯ.

Контроль знаний - это широкое по объему понятие. Он охватывает и включает другие компоненты как наблюдение и проверка, учет, оценка. Он позволяет установить качество теоретических знаний практических умений и навыков уч-ся, способы их учебной деятельности, степень их умственного развития, а также уровень мастерства учителя. Методика контроля как целостная система состоит из разных структурных компонентов. в процессе контроля должны решаться следующие задачи:

- целенаправленное  формирование мотивации учения,

- актуализация  и закрепление знаний,

- формирование  операциональных структур мышления.

Выделяют основные критерии при оценке практических навыков  и умений:

  1. Степень соответствия высказывания теме;
  2. Полнота ее раскрытия, уровень творчества, корректность (соответствие грамматическим, лексическим нормам), объем высказывания.

Виды  и формы контроля:

Виды:

    • Текущий
    • Тематический
    • Периодический
    • Итоговый

Формы должны быть адекватны тем видам речевой деятельности, которые проверяются:

Индивидуальная  и групповая

Устная и  письменная

Одноязычная и  двуязычная (перевод)

При контроле устной речи  учитываются реакция, темп, эмоциональная окраска, свое мнение.

При письменном исправлении ошибок:

Осознанное обхождение с ошибками, способствующими дальнейшему обуч..

Такая работа дает возможность обсудить ошибки (с юмором, серьезно)

Устное исправление  ошибок не планируемо (ошибок может  быть больше). При устной ошибке учащийся может сам себя исправить.

Исходя их ошибок учащихся следует делать вывод о характере исправлений: кого-то по ходу дела исправлять, кого-то в конце. Это также зависит от уровня подготовленности.

Как исправлять:

- с помощью  переспроса ( большую роль  играет  ирония);

- указывать  на область ошибки с помощью схемы;

- с помощью  собственного примера, прибегнуть  к аналогии

z.B. Ученик – Ich wohne auf der Tretjakow Str.

Учитель – Und ich wohne in der Tretjakow Str. – подчеркнуть ошибку, сделать на акцент на правильный вариант.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ   БИЛЕТ № 6

 

  1. Существительное как часть речи.
  2. Das Substantiv ist neben dem Verb die wichtigste Wortart. Ein Substantiv ist in der Grammatik eine Wortart zur Andeutung eines Lebewesens, Gegenstands oder einer Sache. Das Substantiv ist die Wortart, die einen Gegenstand bezeichnet und die Frage "wer" / "was" beantwortet.

Ein Substantiv kann im Satz folgende Rollen einnehmen: Subjekt, Objekt, adverbiale Bestimmung, Attribut.

Innerhalt der Wortart SUBSTANTIV lassen sich einige semantisch-strukturelle Klassen auseinander halten, die sich voneinander durch semantische und grammatische Eigenschaften ihrer Elemente unterscheiden.

Es gibt mehrere Klassifikationsvorschläge:

Admoni

Substantive werden zunächst in Konkreta und Abstrakta eingeteilt. Die erste Klasse wird weiter aufgegliedert in Eigennamen, Gattungsnamen, Kollektiva und Stoffnamen.

Moskalskaja

Wie Admoni. Sie hält aber auch zählbare und unzählbare Substantive auseinander.

   

Gattungsnamen bezeichnen eine Gruppe gleichartiger Wesen und Dinge (Menschen, Tiere, Pflanzen, Dinge): das Tier, der Fluss, die Karte

Sammelnamen (die Kollektiva) fassen eine Mehrheit gleichartiger Dinge zusammen: das Gebirge, das Vieh, das Gemüse, die Kleidung.

Stoffnamen bezeichnen eine Stoffmasse; jeder kleinste Teil wird ebenso bezeichnet wie das Ganze: (das) Gold, (das) Holz, (der) Wein, das Wasser.

Eigennamen bezeichnen ein bestimmtes Einzelnes. Dazu gehören Personennamen, geographische und andere Eigennamen: Alexander, die Elbe, das Schwarze Meer.

 

Das Substantiv hat 3 unbestrittene grammatische Kategorien und einige Erscheinungen, die mit der grammatischen Kategorie verwandt sind. Die unzweifelhaften grammatischen Kategorien sind: Numerus, Kasus, Genus.

O.I.Moskalskaja meint, dass das Substantiv im Deutschen noch eine Kategorie besitzt: die Kategorie der Bestimmtheit/ der Unbestimmtheit.

Genus

Deutsche Substantive gehören entweder dem Genus Maskulinum (männlich) mit dem bestimmten Artikel der, dem Femininum (weiblich) mit dem bestimmten Artikel die oder dem Neutrum (sächlich) mit dem bestimmten Artikel das an.

Kasus

Substantive sind in flektierenden Sprachen deklinierbar („beugbar“), im Deutschen existieren vier Fälle (Kasus): Nominativ, Genitiv, Dativ und Akkusativ.

Numerus

Obwohl die meisten Substantive in den Numeri Singular und Plural vorkommen, werden bestimmte Substantive nur im Singular (Singularetantum) bzw. im Plural (Pluraletantum) gebraucht. (die Eltern, die Geschwister).

 

  1. Обуч грамматике. Коммуникативный подход в обучении грамматике ИЯ. Основные этапы работы над грамматикой. Упражнения для усвоения грамматического материала (иммитативные, подстановочные…).

Грамматика- система правил изменения слов и построений предложений, благодаря которой члены одного языкового сообщества понимают друг друга. Гр. родного яз. человек владеет интуитивно, осознаёт в процессе обуч. в школе. Владение родной грамматикой- первично, а употребление вторично. Иностранной- наоборот. Активная грамматика- явления, кот. учащ. свободно используют в устной и писм. речи. Пассивная г.- явления, кот. узнаются при чтении и на слух.

Методы обуч. грам.: -грамматико-переводной (устарел); -прямой (без правил по средствам имитации); -аудиолингвальный (слушание,повторение, заучивание);

-коммуникативная методика (все аспекты, все виды речевой  деятельности)- при этом методе грамматика имеет соподчинённую роль и подчинена коммуникативной цели. Ситуация должна обуславливать грамматическую форму. Необходимо избегать излишнего тематизирования, монотонную зубрёжку, примитивное натаскивание. Создавать гибкие, способные к переносу навыки или систему грамматических знаний(какталог грамматич явлений, отобранных по частности и коммуникативной ценности). Таким образом в школе не изучается Futurum 2.

Школьная грамматика- наглядная презентация грамматич. форм и их функционирования, коммуникативные задания и игры, ясные прозрачные конструкции, приёмы, позволяющие ученику самому выводить правило. Для обуч. грамм. необходимо: 1) деятельностный контекст, 2) событийная основа, 3) игровое начало.

Этапы:

  1. Введение грамм. материала-коммуникативное, мультисенсорное. Используется естественная коммуникат. ситуация и игровая. (упр- посадить муху на мебель wo?-dat., wohin?-akk.)
  2. Осознание. активизировать самостоятельную деятельность учеников. Для первичного закреплания- упражнения классифицируются по соотнесению с видами речевой деятельности: устн, писм, аудитивн, чтение.(вставить оконч, раскрыть скобки, написать рифмы: lachen- gelacht, machen-?, интервью, творческие. Самые эффективные- с 4мя признаками: коммуникативность, интерактивность, креативность, игра.
  3. Систематизация: выведения правила, упражнения по опорам
  4. Свободное употребление: создание речевых ситуаций без опор.

При подборе грамматич. упражнений правила:

  1. одной трудности
  2. постепенно убывающих опор
  3. пассивности- трудность должна быть преодолима
  4. спирали- грамм. материал должен регулярно повторятся в новом материале.

Упражнения по развитию грамматических навыков:

-имитативные (подражать учителю) Ich gehe ins Kino. –Ich gehe auch ins Kino.

- подстановочные (подставить в речь модель слова)

- трансформационные (увеличение сложности) [- преобразуйте действительный залог в страдательный, дополните ваш пример пояснениями; преобразуйте два простых предложения в сложное, используйте указанные союзы; преобразуйте повествовательные предложения из мини-текста в вопросительные, следите за порядком слов]

-репродуктивные (самостоятельные высказывания с использ данной грамматики-описать картинку от лица пессимиста, оптимиста; дополните/сократите/видоизмените диалог, содержащий закрепляемые грамматические явления; заполните пропуски глаголами в Passive, перескажите текст; поставьте к тексту «Моя семья» («Моя школа», «Мое хобби» и др.) вопросы, перескажите текст с помощью данных вопросов).

Эффективность упражнений зависит от формулировки задания.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ   БИЛЕТ  № 7

  1. Предмет и задачи фонетики.

Die Phonetik, als Teil der Lautlehre, untersucht die Faktoren und Komponenten sprachlicher Laute.

Der Gegenstand der Phonetik ist in erster Linie die Lautliche Tätigkeit des Menschen, zwar sie untersucht die gesprochene Sprache.

Zur Gegenstand der Phonetik auch gehören:

  • die Laute und zwar die Sprachlaute
  • Atmung
  • Stimmbildung und Lautbildung in ihren Zusammenwirkung beim Sprechvorgang
  • die physikalisch-akustische Erscheinungen der Laute
  • das gesprochene Wort und Rede
  • das Hören und das Verstehen des Gesprochenen

     Heutzutage ist das alles der Forschungsgegenstand der praktischen und theoretischen Phonetik.

Jede lautliche Einheit trägt Information über viele individuelle Charakteristiken des Sprechenden und zwar Geschlecht, Alter, Gesundheitszustand, Temperament, Stimmung usw., d.h. die Laute, die von den einzelnen Menschen erzeugt werden, sind immer einmalig und individuell. Ein und dasselbe Wort und ein und derselbe Satz können mehr oder weniger verschieden sein.

    

Die Sprachlaute im Unterschied zu den anderen lautlichen Erscheinungen sind von 2 verschiedenen Seiten zu betrachten: einerseits dienen sie als Baustoff für Wörter und Sätze (1), anderseits werden sie als spezielle Zeichen für Differenzierung der lautlichen Seite der Wörter und die grammatische Formen benutzt (2).

Die Phonetik hat 2 Aufgaben:

1). Erforschung der Lautartikulation und ihre akustische Eigenschaften (Physiologie und Akustik der Sprachlaute)

2). Erforschung der Sprachlaute als Elemente der Sprachstruktur (Phonologie= funktionelle Phonetik).

      Die Lautsprache ist auch ein Kommunikationsmittel. Diese Mittel verfügen 3 Glieder: Erzeugung, Übermittlung, Perzeption.

         Die Kommunikationskette: Expedient (Sprecher, Sender), Kodierung, Kanal, Dekodierung, Perzipient, Empfänger.

Die lautliche Seite der Menschlichen Rede ist sehr mannigfaltig, ihre Erforschung fordert die Anwendung, spezifischer Methoden, denn entwickelten sich entsprechend verschiedene Zweige der Phonetik.

1). Allgemeine Phonetik – ein Teilgebiet der allgemeinen Sprachkunde, erforscht die lautliche Seite der menschlichen Rede, betrachtet den Sprachlaut als eine Einheit von akustisch-physiologischen und linguistischen Aspekten.

Информация о работе Методика немецкого языка