Методика немецкого языка

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:33, шпаргалка

Описание работы

Методика как самостоятельная наука появилась недавно. В 19. в. методику считали приложением к сравнительному языкознанию. В нач. 20 в. – к общему языкознанию. Ближе к концу 20 в. она сформировалась как отдельная наука.
Методика – наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обуч. (отвечает на вопрос «как»), а так же способы обуч. и воспитания на материале ИЯ.

Работа содержит 1 файл

Билеты Гос 2009.doc

— 522.00 Кб (Скачать)

- по основной  дидактической цели;

- по основному  способу их проведения;

- по основным  этапам уч. процесса.

По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков:

    • урок ознакомления с новым материалом;
    • урок закрепления изученного;
    • урок применения знаний и умений;
    • урок обобщения и систематизации знаний;
    • урок проверки и коррекции знаний и умений;
    • комбинированный урок.

Типологией  по основному способу проведения их подразделяют на уроки:

    • в форме беседы;  
    • лекции;
    • экскурсии;
    • киноуроки;
    • самостоятельная работа учащихся;
    • лабораторные и практические работы;
    • сочетание различных форм занятий.

Если же за основу типологии, берутся основные этапы уч. процесса, то выделяют уроки:

    • вводные;
    • первичного ознакомления материалом;  
    • образования понятий, установления законов и правил;
    • применения полученных правил на практике;
    • повторения и обобщения;
    • контрольные;
    • смешанные или комбинированные.
    • В ходе урока учитель обеспечивает активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы ее организации: фронтальную, коллективную и индивидуальную.

ТРЕБОВАНИЯ.

Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и пр.ами обуч.. 
Общие требования к уроку можно условно подразделить на три группы: дидактические, воспитательные и организационные. К дидактическим, или образовательным, требованиям относятся: 
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков. 
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах. 
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обуч., стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся. 
4 Осуществление на уроке пр.ов и условий успешного обуч., в частности межпредметных связей. 
Воспитательные требования к уроку: 
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности. 
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обуч. с жизнью, с практикой коммунистического строительства. 
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности. 
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.) 
5. Соблюдение учителем педагогического такта. 
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспи тательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обуч. и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей. 
Организационные требования к уроку: 
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования. 
2. Организационная четкость проведения урока (своевре менность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обуч., логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока). 
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обуч., в том числе и ТСО. 
Выполнение перечисленных требований является необходи мым условием эффективности урока, т. е достижения же лаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ   БИЛЕТ  № 22

1) Глагол как  часть речи.

Das Verb ist eine Wortart, die eine Tätigkeit, ein Geschehen oder einen Zustand ausdrückt. Man konnte sagen, dass Verben- das Sein, als Prozess oder Zustand bezeichnen. Das ist die 2größte Wortart nach dem Sub-iv. Mit den Verben wird das Prädikat des Satzes gebildet. Bedeutungsgruppen des Verbs: Tätigkeitsverben(ein Tun, Aktivität), Vorgangsverben (Veränderung), Zustandsverben(ein Bestehen, ein Sein). Vollverben-einziges Verb im Satz. Hilfsverben-haben, sein und werden. Modalverben. Bestimmte Verben werden im Satz mit bestimmten Ergänzungen wie etwa einem  Akkusativobjekt, Dativobjekt, Genitivobjekt, Präpositionalobjekt verbunden (Valenz, Wertigkeit); andere werden ohne Ergänzungen gebraucht.

Verb.Komplexe Aspekt=Semantik+Morphologie+Syntax. 

Semantik.

           Aufgrund  der Bedeutungsstruktur der Verben lassen sich folgene Gruppen unterscheiden:

1) Tätigkeitsverben- arbeiten, essen, helfen. (dynamisch)

2) Vorgangsverben (eine Veränderung, einen Prozess) – fallen, sterben, einschlafen. (dynamisch)

3)Zustandsverben (ein Bestehen) – stehen, wohnen, lieben. (statisch)

Aktionsarten:

1)durativen V.(eine Handlung als einen zeitlich nicht strukturierten Ablauf(blühen, wachsen): Frequentative-Wiederholung(pfattern,gacken),Intensive-Verstärk.(brüllen),Diminutive-Abschwächung (lächeln).

2) Perfektive : Incoative-Anfang(einschalten),Egressive-EndPhase(verblühen),Mutative-Übergang(sich erkälten),Kausative-Versetzen in einenneuen Zustand(senken).

 Syntaktischer Aspekt.

1)Verhältniss im Prädikat. Hilfsverben,Modal-,Modifizierende V (mit einem Infinitiv) - wissen, brauchen, scheinen+zu+Inf, bekommen+zu+I). FunktionsV.-die nur zusammen mit einem nominalen Bestandteil vorkommen, der die hauptsächliche Bed-g trägt und mit dem sie zusammen den Prädikat bilden(zur Aufführung bringen) .

Bekommen V- die in einem bestimmten Verwendung nur zusammen mit Part2 vorkommen und zum Ausdruck des Passivs dienen(er bekommt das Buch geschenkt). Kopula V.-sein, werden, bleiben, die zusammen mit einem Adj./Sub-v das Prädikat bilden.(Anne ist Studentin).

2)Verhältniss zum Subjekt: Persönliche V, Verben die nur auf die 3. Person beschränkt (misslingen), Unpersönliche Verben.

3) Verhältniss zum Objekt: transitive(Akk-Objekt); intransitive.

4) Verhältniss zum Subjekt&zum Objekt: reflexive („sich“); reziproke (solche, bei denen eine wechselseitige Beziehung zw. mehreren Subjekten/Objekten besteht.(sich verloben).

Morph-sch Die Verben drücken grammatisch 5 Kategorien aus: 1. 3 Personen, 2. 2 Numeria, 3. 6 Tempora, 4. 3 Genera (aktiv, vorgangspassiv, zustandspassiv), 5. 3 Modi накл.

Nach Art der Konjugation können Verben in starke (springen), schwache (lieben) und unregelmäßige (denken) eingeteilt werden.

Nach der Art der Flexion unt. man regelm. und unregelmäßige V.

Verben mit Präsensumlaut; die Präteritopräsentia; Unregelmäßigen Verben.

Der Wortbildung nach unterscheidet man: Einfache oder Stammverben(machen). Abgeleitete V. mit un-und trennbaren Präfixen. Zusammengesetzte V.

 Infin.drücken die Kateg.der Pers.,des Mumerus,des Modus nicht aus.

2) Обуч фонетике

Фонетика- материальная основа яз.-звуки, звукосочестания, ударения, ритм, мелодика, интонация, паузы.

В средней школе при  формировании слухопроизносит. навыков  исходят их пр.а аппроксимации (заниженные требования к фонетике, приближение к правильному произношению, но качество снижено).

2 подхода к обуч. фонетике (постановке звуков):

Артикуляторный- для обеспечения чистоты произношения используется работа органов артикуляции. (объяснить что куда во рту расположить)

Акустический- слуховое восприятие речи и её имитация. Данный подход себя оправдывает во время краткосрочных курсов.

 

Современный метод- коммуникативный.

Пр. коммуникативности- направленности. Фонетический материал органично вплетается в остальной. Пр. обеспечивается наглядностью звука. Отработка произношения индивидуально и хором. Исправлять фонетич. ошибки нужно с помощью переспроса. В проц. обуч. формируются навыки слышать-слушать, происходит формирование внутр. речи-проговаривания.

Учитываем: влияние родного яз., особенности иностранного яз. (краткость и долгота могут иметь смыслоразличит. функц., аспирация, напряженность, ударение, безударность артиклей и предлогов).

Этапы работы со звуками:

    1. предъявление комплекса звуков в осмысленном речевом потоке.
    2. имитация осмысленного звукового комплекса хором
    3. вычленение фонетических сложностей
    4. возвращение осмысленного звука в речевой поток. (использование скороговорок, сценок, стихов)
    5. развитие фонематического слуха (учитель читает, когда дети слышат оговоренный звук поднимают руку; скажите сколько было ударений; разделить змейку из сплошных букв на слова и потом на предложения

Примы:

-Зрительная опора  –подкрепление. При объяснении  фонетики использовать жесты,  образы для иллюстрации звуков.

-Фонетическая зарядка. (А во дворе у язычка живет  собачка. Это очень добрая собачка,  когда она встречает своего друга, она радостно рычит: [r–r–r]. (Некоторые дети пытаются воспроизвести русский “Р”, поставив язык на альвеолы. Мы объясняем детям, что наша собачка добрая и рычит не сердито, а очень легко, язычок должен быть за горкой. Если не получается, просим детей подвинуть язычок еще дальше за горку.)

-Членение слож. звук. комплекса на элементарный (ч=т+ш)

-Подчеркивание ударения  хлопком или дирижированием, приседанием. 

-Проговаривание в  различном темпе.

-Дать текст в котором  все гласные надо заменить на ä или ö, или ü (или тот, котор. отрабатываете).

Упражнения:

-подчеркните слово,  которое слышите: Stadt-Staat, bitten-bieten

- карточки с долготой  и краткостью- учитель читает  слово- учащимся надо поднимать  карточку долгий или краткий  гласный

-рассадить людей с  похожими именами за столом (Emma, Emmi, Emil, Emilia, Ameli, Emeli). Учитель читает текст, дети рассаживают.

- Закончите  стишок подходящими словами чтобы  было в рифму.

                 Обуч паузам, акцентированию, ударениям.

Паузы облегчают коммуникацию. Можно давать учащимся фразы, а они графически делят их на части, паузы, ставят акценты. Поверяем вместе.

Фонет. навыки развиваются  при чтении вслух.

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ   БИЛЕТ  № 23

1) Тема - рематическое  членение предложений в немецком  языке.

Ein Satz ist eine aus einem Wort oder mehreren Wörtern bestehende in sich geschlossene sprachliche Einheit, mit der eine Sprechhandlung (Aussage, Frage, Aufforderung ...) vollzogen wird.

Kommunikative Satzperspektive. Die 1te Stufe in der Entwikl.der kommunik.Satztheorie war die Forschung von Hermann Paul. Von ihm stammt die Erkenntnis, dass die kommunikative Struktur des Satzes und seine Sub-Präd-Struktur auseinander gehen können.        

         Auf Ammann’s Forschungen gehen die Termini Thema und Rhema zurück. Das T. ist eine Gegebenheit, eine eindeutig auch dem Hörer bekannte Erscheinung. Das Neue, das dem Hörer über das T. gesagt wird, definiert man als R. Das T.&das R. Gehören zum Begriff der komm-ven Satzpersp-e. Sie ist eine wesentliche Komponente der grammatischen Bedeutung des Satzes als Mitteilungseinheit.

        Jedes Satzglied hat im Satz außer seiner grammatischen und lexikalischen Grundbedeutung auch einen bestimmten kommunikativen Wert, erscheint vom Standpunkt der kommunikativen Satzperspektive als das Vorgegebene oder das Neue. (Margo ist Studentin).

Eines der Wörter oder einige Wörter innerhalb solcher Gruppen des Themas und des Rhemas im Satz sind Hauptträger des Thema- bzw. des Rhemawertes, also Kern der Gruppe.

Z.B. Ein Wesentlicher Zug (T) seiner Gemälde waren bunte Farben (R) und Realität (R).

Im erweiterten Satz mit verdichtetem Informationsgehalt außer der Hauptmitteilung können weitere zusätzliche Mitteilungen sein:Rh1,Rh2,Rh3.

Z.B. Ich (T) begann seit 1. Jahr (R1) lange Sätze (R2) bei der Taufe zu sprechen.

3. Обуч лексике. Проблемы отбора лексического минимума. Способы презентации и семантизации новой лексики. Упражнения для усвоения и закрепления новой лексики.

 

Основная функция яз. – номинативная. Слово – это субстанция, с помощью которой человек управляет миром, а знание слов чуж.яз. раскрывает перед нами чужой мир. Чтобы свободно говорить нужно знать прибл. 4000 слов. При обучении лексики развиваются речевые навыки:

1. экспрессивные – навыки интуитивного правильного словоупотребления, словообразования в устной речи, письма (в соответствии с коммуникативной ситуацией)

2. рецептивные – навыки узнавания и понимания лексики при чтении и говорении.

Мы учим словообразованию и словоупотреблению. Различают  активный словарь (те слова, которые  мы свободно извлекаем из памяти и  активно употребляем в речи), пассивный (слова которые мы узнаем при чтении, но не владеем ими активно) и потенциальный (незнакомые слова, которые могут быть узнаны если известно основное слово)

Лексика включает в себя 2 класса:

1- части речи – этот класс находится в постоянном развитии из-за постоянных изменений.

2- служебные слова – практически малоподвижны.

1 и 2 имеют территориальную  лексику, стилистические варианты. Лексический минимум в школе  – слова подлежащие обязательному  усвоению: усвоению подлежат все  служебные слова; употребительность в релевантных ситуациях общения; коммуникативная ценность; стилистическая нейтральность; словообразовательная ценность; соответствие возрастным особенностям.  Этапы обуч.: 1.презентация;2.закрепление в упражнениях по попорам;3. свободное употребление без опор.

Знать слово значит знать  его формы, значения, уметь употреблять. Слова вводятся в контексте (3 вида контекста – нулевой, искусственный и деятельностный). Деятельностный контекст достигается путем отстранения или абстрагирования, подводим к игровой деятельности. Деятельностный контекст – событийная основа + игровое начало. Чем обширнее ассоциативная связь слов, тем лучше проходит запоминание. Приемами введения лексики могут быть: показ, демонстрация, беседа и рассказ (для объяснения абстрактных понятий), использование аналогий, через установление тождеств, через уже знакомые слова. При введении лексики необходимо избегать перевода на родной язык, используя вместо этого все доступные вербальные и невербальные средства. Закрепление лексики – при закреплении используются различные задания. Языковые- предусматривают значение слова в соотнесении с образом. (угадайки, пантомима, змейки, кроссворды, ребусы) коммуникативные – вытекают как правило из самого предъявления. Необходимо постоянно обеспечивать актуальность выученной лексики. Проще увеличивать активный словарный запас не при помощи механического внесения новой лексики, а за счет ее творческого применения в новых контекстах. Свободное употребление лексики без опор. Создание ситуаций по которым нужно высказываться. Отдельное место занимают фразеологизмы или идиомы. На первом году обуч. ЛЕ чаще всего попадают к ученикам через словарный запас (речь) учителя. На продвинутом этапе лексический запас индивидуализируется. Важно приучать детей пользоваться одноязычными словарями.

 

 

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ   БИЛЕТ  № 24

1) Грамматическая  характеристика макротекста.

Als Text bezeichnet man jedes Stuck zusammenhangender Rede, angefangen mit einer schlichten Äußerung im Alltag bis zu einer Novelle, einem Roman, da sie alle Erzeugnisse der kommunikativen Sprechtatigkeit der Menschen sind.

Es ist zweckmäßig, zwei Einheiten der Textebene zu unterscheiden: 1.den Gesamttext von einem beliebigen Umfang und funktionalem Stil, also den Makrotext; 2. den Teiltext also eine Satzfolge oder eine Satzgemeinschaft, die innerhalb eines Gesamttextes als Satzgrenzen überschreitende (satzübergreifende, transphrastische) syntaktische Einheit ausgegliedert werden kann-Mikrotext.

       Diese zwei Einheiten sind heute Grundeinheiten und Forschungsobjekte der Textlinguistik.

Der Makrotext (Gesamttext) ist Forschungsobjekt mehrerer linguistischer Disziplinen, vor allem der Textgrammatik, Stilistik und Psycholinguistik, der Literatur, wenn es um einen künstlerischen Text geht, der Kommunikationstheorie u. a. Die Textgrammatik ist also eine von vielen Wissenschaften, die sich mit dem Gesamttext befassen. Sie untersucht die grammatischen Mittel der Textgestaltung.

Der Gesamttext-ist ein künstlerischer Text.

Probleme der Textgestaltung: die temporale Struktur(Zeitform),die temporal-lokale Achse, die modale Struktur (Realität-Irrealität), die referenzielle Str(Art:,Art-wörter,Pro-forme, sie bestimmen oder ersetzen ein Substantiv).,die Arten der Rededarstellung im Text(Autorrede, erlebte Rede),die Distanzverbindung und die Nachbarbindung der Textteile. (durch Pronominaladverbien und Konjunktionen).

3.Метод проектов в обучении иностранным яз.м.

Связь  уч. материала с жизненным опытом. Важные тактические задачи:

- различные формы деятельности

- различные формы организации  (групповые, индивид)

- несет воспитательную  функцию

 

Особенности проектной  деятельности:

- самостоятельность учащихся

- поиск информации

 

Виды :

    1. по деятельности :

- исследовательский (сбор  информации)

- творческий (каллаж)

- ролевой, игровой  (драматизация, инсценировка)

 

    1. по предмету:

- монопроект

- межпредметный

 

    1. по характеру контактов:

- внутренний

- международный

 

    1. по количеству учащихся:

- парный

- групповой

 

    1. продолжительность :

- краткосрочный

- долгосрочный (до 1 года)

- среднесрочный (1-2 мес)

Этапы :

  1. тема(проблема) поиск идей, составление плана
  2. анализ собранного материала
  3. презентация и обсуждение результатов

 

проект 5 п:

- проблема

-проектирование

- поиск информации

- продукт

- презентация

 

Роль учителя: направлять, координировать, ориентировать.

    

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ   БИЛЕТ  № 25

1) Функционально-стилистический  недифференцированный и функционально-стилистический  дифференцированный словарный состав  немецкого яз..

der Wortbestand - ·  die Gesamtheit aller Wörter einer Sprache zu einem bestimmten Zeitpunkt.

·  die Gesamtheit aller Wörter einer Sprache, die ein einzelner Sprecher kennt oder verwendet.

Funktional-stilistisch undifferenzierter Wortbestand. Wenn wir den gesamten Wortbestand nach seiner Zugehörigkeit zu den einzelnen schriftlichen und mündlichen  Stilen der Nationalsprache untersuchen, müssen wir zwei große Gruppen unterscheiden:

Информация о работе Методика немецкого языка