Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 18:33, шпаргалка
Методика как самостоятельная наука появилась недавно. В 19. в. методику считали приложением к сравнительному языкознанию. В нач. 20 в. – к общему языкознанию. Ближе к концу 20 в. она сформировалась как отдельная наука.
Методика – наука, исследующая цели, содержание, методы и средства обуч. (отвечает на вопрос «как»), а так же способы обуч. и воспитания на материале ИЯ.
I. den funktional-stilistisch undifferenzierten Wortbestand (allgemeinverständliche und allgemeingebräuchliche Wörter, die in sämtlichen Stilen gleicherweise verwendet werden).
II. den funktional-stilistisch differenzierten Wortbestand.
Zu dieser Gr. gehört vor allem die mehr oder weniger stabile lexische Basis der Sprache, bestehend aus allgemeinverständlichen und allgemeingebräuchlichen Wörtern einfach-literarischer Prägung mit expressiver Nullfärbung.
Dieser Kernwortschatz ist funktional-stilistisch undifferenziert, weil er in allen Stilen das sprachliche Fundament bildet. Die Wörter des Grundwortbestands sind in ihrer Verwendung unbegrenzt; dazu kommt, dass sie in allen fun-len-und Gattungsstilen das gleiche Gewicht, die gleiche Verbreitung haben. Numeralien, Pronomen, allg-gebräuchliche Sub-ve (Tisch, Mensch) können keine Synonyme bilden, weil sie zu allgemeine Begriffe ausdrücken. Zur Lexik mit funktionaler Neutralität und absoluter Nullexpressivität gehören die Massen abgeleiteter und zusammengesetzter Wörter vom Typ beschlagen, abschlagen,dunkel- rot,Rothaare, radfahren.
Die funk-stil. Undiff-te Gr. bereichert sich
ständig durch Zustrom aus der funk-stil.diff-en Gr. Es handelt sich
um jene Wörter, die ihre enge Wortschicht verlassen, um in den allgemeinen Gebrauch einzugehen.(Bildschirm,
Der funktional-stilistisch differenzierte Wortbestand.
Der funktional-stilistisch differenzierte Wortbestand verfügt über Wörter und Wendungen, deren Verwendungsbereich durch gewisse zeitliche, territoriale, berufliche, soziale und nationale Schranken charakterisiert werden.
Dieser Wortbestand hat einen kleineren Bereich. Er wird in verschiedenen Stilen der Sprache verwendet, sowohl in quantitativer als auch in qualitativer Hinsicht. Die Wörter können in einem Stil wenig oder gar nicht, in einem andern viel gebraucht werden oder sogar für ihn typisch sein. Sie können in den verschiedenen Stilen verschiedene stilistische Funktionen ausüben.
Z.B.Elektrizitat und Boss. Das erste Wort ist tatsächlich nur durch seine Form (Suffix,
Betonung) an die Gruppe der Fremdwörter gebunden; im Gebrauch ist es
funktional-stilistisch unbegrenzt, expressiv neutral. Dem zweiten Wort
sind Gebrauchsschranken gesetzt, obwohl es seiner Form nach völlig
verdeutscht ist(des Bosses, die Bosse). Archaismen(schier-beinahe), Istorismen(Stadtsmusikus), Neologismen, Dialektismen
(Zwetsche – Pflaume, Marillen-Aprikosen.),
3. Развитие истинного чтения. Обуч стратегиям чтения. Этапы работы с текстом для чтения.
Чтение – мотивированный, рецептивный, опосредованный вид речевой деятельности, протекающий во внутреннем плане, нацеленный на извлечение информации из письменно фиксированного текста, протекающий на основе процессов зрительного восприятия произвольной кратковременной памяти и перекодировки информации.
При обучении ИЯ, чтение рассматривается, как самостоятельный вид речевой деятельности занимает ведущие место по своей важности и доступности. Оно выполняет следующие функции:
1) Прививает навыки самостоятельной работы.
2) Текст часто выступает основой для письма, говорения и аудирования.
3) Воспитательные цели (нравственность, мировоззрение, ценности).
4) Расширение кругозора.
5) Прививает любовь к книге.
Для понимания иноязычного текста предполагается, кроме того, наличие определенной перцептивно-смысловой базы, т. е. владение набором фонетических, лексических и грамматических информативных признаков, которые делают процесс опознавания мгновенным. Если обратиться к речевым механизмам чтения, то, так же как и в устном общении, огромную роль здесь будут играть речевой слух, прогнозирование и память, хотя проявляют они себя несколько иначе. Роль речевого слуха в процессе чтения определяется особенностью звукобуквенной системы печатного текста. Читающий должен владеть звукобуквенными ассоциациями, уметь вычленять звуки из речевого потока и дифференцировать их. Фонематический слух выполняет при этом особо важную функцию, способствуя успешному восприятию и дифференциации звукового состава слов. В затруднительных случаях читающий прибегает для этих целей к аналитико-синтетическим операциям.
Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание в тест для полного точного понимания содержания и запоминания содержащейся информации для ее дальнейшего использования. При чтении с полным пониманием содержание аутентичного текста необходимо понимать как главную, так и второстепенную информацию, используя все возможные средства раскрытия значения незнакомых языковых явлений.
Ознакомительное чтение предполагает извлечение основной информации, при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. При чтении с пониманием основного содержания школьник должен уметь определять тему и выделять основную мысль письменного сообщения, отделять главные факты от второстепенных, опуская детали.
Просмотровое чтение рассматривается как вид чтения, целью которого является получение общего представления о содержащейся в тексте информации.
Поисковое чтение предполагает овладение умением находить в тексте те элементы информации, которые являются значимыми для выполнения той или иной учебной задачи.
По функции чтения выделяют следующие виды:
Познавательное – чтение только для того, чтобы извлечь информацию, осмыслить и хранить ее, кратко на нее прореагировать, вербально или невербально.
Ценностно-ориентационное – чтение для того, чтобы потом обсудить, оценить, пересказать содержание прочитанного, т.е. использовать результаты чтения в других видах речевой деятельности.
Регулятивное – чтение с последующими предметными действиями, соотносящимися или не соотносящимися с описанными в тексте [26].
В двух последних случаях чтение выступает уже одновременно как средство обуч..
В основу обуч. чтению положены следующие пр.ы, выделенные С.К.Фоломкиной:
1.обуч чтению – это обуч речевой деятельности, т.е. коммуникации, а не только способ озвучивания текста;
2.обуч чтению должно строится как познавательный процесс;
3.обуч чтению должно включать, наряду с рецептивной, и репродуктивную деятельность учащихся;
4.обуч чтению предполагает опору на овладение структурой яз..
Основной учебно-методической единицей обуч. чтению является текст. Прежде всего, текст – это коммуникативная единица, отражающая определенную прагматическую установку его создателя. Как единице тексту, помимо воспроизводимости в разных условиях, свойственна целостность, социальная обусловленность, смысловая законченность, проявляющаяся в структурно-смысловой организации речевого произведения, интеграция частей которого обеспечивается семантико-тематическими связями, а также формально-грамматическими и лексическими средствами.
Процесс чтения усложняется целым рядом объективных и субъективных факторов.
Прежде всего необходимо учитывать объективные трудности орфографической системы яз., т.е количественная неадекватность букв и звуков, разночтение одинаковых букв, существование непроизносимых букв, существование диакритических знаков. Языковые трудности текстов: многозначные слова, непрямой порядок слов, обороты, условные предложения, герундий, сложные предложения и конструкции. Эти трудности надо преодолевать постепенно – сначала овладеть техникой чтения вслух, усвоить специфику букв и алфавита, языковой материал, натренироваться, потом переходить к чтению про себя, овладевая приемами чтения как речевой деятельности.
Согласно с выделенными этапами формирования умений и навыков, выделяют три группы упражнений для обуч. чтению:
1. Упр-я для формирования навыков техники чтения
2. упр-я для формирования речевых навыков чтения.
3. упр-я для развития умения чтения.
В умении чтения выделяют два основных аспекта: технический и смысловой. Техника чтения включает целый комплекс автоматизированных навыков, которые сводятся к тому, чтобы воспринимать графический образы слов, автоматически их соотносить с звуковыми образами и со значениями.
Начальный этап – чтение вслух – дотекстовый (усвоение графики ая, чтение отдельных слов и предложений, интонация) период
Упражнения: некоммуникативные (функции – усвоение букв, овладение связью буква-звук, восприятие слов, освоение правил чтения, формирование навыка чтения слов, словосочетаний, предложений)
Упражнения на технику чтения группируются в зависимости от целевого направления:
1. Упр-я на развитие графико-фонематических связей. (озвучить, прочитать букву, выбрать названную букву, написать букву, сложить слово)
2. Упр-я на технику чтения изолированных слов и словосочетаний. (написать продиктованные слова, сгруппировать по типу слога, , подобрать рифмующиеся пары, прочитать незнакомые слова по правилам чтения, дописать пропущенную букву, прочитать про себя словосочетание и найти к нему рисунок, разгадать кроссворд, найти спрятанные слова)3. Упражнение на прогнозирование формы слова. (сложить слова из отдельных букв, заполнить пропуски, дописать слово, прочесть предложение, вставляя туда пропущенные слова.)
4. Далее идут упражнение на интонационное оформление речи (проговорить предложение вслух, обозначить интонационный тип фразы, подготовить дома образец чтения вслух.)
5. Упражнения на расширения поля чтения и скорости восприятия обучающего текста. (Прочитать отрывок за определенное время и найти ответы на вопросы, прочитать предложение в быстром темпе ) текстовый период (чтение и понимание текстов)
Этапы чтения :
- предтекстовый
- текстовый
- послетекстовый