Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:48, реферат
Объективно английский язык является самым распространенным среди изучаемых языков в школе. Следовательно, в большинстве случаев при организации билингвального образования английский язык - это первый иностранный, а в качестве второго учащиеся могут выбрать один из романских языков (французский, испанский) или же немецкий.
Дидактические основы обучения второму иностранному языку
Второй
иностранный язык в отечественной
школе - явление новое. И, безусловно,
положительное. Можно утверждать, что
введение второго иностранного языка
в учебный план общеобразовательной
школы стало реальным шагом на пути
к поликультурному образованию, к формированию
многоязычной личности.
Объективно
английский язык является самым распространенным
среди изучаемых языков в школе.
Следовательно, в большинстве случаев
при организации билингвального
образования английский язык - это первый
иностранный, а в качестве второго учащиеся
могут выбрать один из романских языков
(французский, испанский) или же немецкий.
Введение
второго иностранного языка в
школе означает, что образование
становится многоязычным: родной язык,
первый иностранный, второй иностранный
образуют уникальное лингвистическое
явление - триглоссию. Вместе с тем, поскольку
обучение любому языку неразрывно связано
с культурой страны изучаемого языка,
правомерно говорить об изучении второго
иностранного языка в школе как о феномене
поликультурного образования.
Далее
необходимо определить условия обучения
второму иностранному языку, основные
параметры курса второго
Для разработки
адекватной методики обучения второму
иностранному языку в условиях школы
необходимо дать аргументированные
ответы на следующие вопросы: каковы
условия обучения второму иностранному
языку и каковы приоритетные цели
обучения второму иностранному языку?
Следует
отметить, что до настоящего времени
цели обучения второму иностранному
языку не спланированы, не определены,
не приведены к общему знаменателю.
Фактически в каждой школе, в которой
введен второй иностранный язык, действует
своя программа.
Определение
и формулировка цели обучения второго
иностранного языка в общеобразовательной
школе представляется основополагающим
моментом в разработке всего комплекса
проблем обучения второго иностранного
языка в школе.
Цель обучения,
как известно, относится к числу базовых
категорий методики. Целью определяется
характер всех других составляющих процесса
обучения, а именно стратегия и тактика
обучения, как совокупность множества
задач. Поэтому главным требованием к
целям обучения второго иностранного
языка должно быть их безусловная реалистичность
и достижимость.
Под целями
обучения второго иностранного языка
мы понимаем утверждающе спланированный
и сформулированный результат изучения
учащимися второго иностранного
языка в заданных условиях.
Так, Н.Д.
Гальскова предлагает в качестве
основной цели обучения немецкому языку
как второго иностранного языка
“формирование у учащегося
Межкультурная
мотивация есть адекватное социальное
взаимодействие двух или более участников
коммуникативного акта - представителей
разных лингвоэтнокультур, осознающих
свою “инаковость”, “чужеродность”.
Отсюда названная выше цель обучения немецкому
языку представляет собой сложное интегративное
целое, выходящее не только на коммуникативную,
но и на межкультурную компетенцию.
В данной
цели автор выделяет два аспекта:
прагматический и педагогический.
Прагматический
аспект цели обучения второго иностранного
языка связан с формированием у учащихся
коммуникативной компетенции, позволяющей
им в соответствии с их реальными и актуальными
потребностями и интересами использовать
немецкий язык на базовом уровне в наиболее
типичных социально детерминированных
ситуациях речевого непосредственного
и опосредованного общения.
Данный
уровень владения коммуникативной
компетенцией предполагает наличие
у учащегося:
- знаний
о системе немецкого языка
и навыков оперирования
- коммуникативных
умений, т.е. умений понимать и
порождать высказывания на
Данные
знания, навыки и умения призваны обеспечить
учащимся способность:
- в устной
и письменной форме
-использовать
различные стратегии
К педагогическому
аспекту цели обучения второго иностранного
языка относится дальнейшие совершенствования
языковых способностей учащихся, развитие
способностей понимать общность и различие
родной культуры и культур стран первого
и второго языков.
В процессе
обучения немецкому языку как
второму иностранному учащийся расширяет
свою индивидуальную картину мира за счет
приобщения к языковой картине мира носителей
этого языка, к их духовному наследию,
национально-специфическим способам достижения
межкультурного взаимопонимания. Он учится
также объяснять их образ жизни, поведения.
При этом в сознании учащегося осуществляется
синтез знаний как о специфике родной
культуры, культуры первого и второго
языков, так и об общности знаний о культурах
и коммуникации. Именно за счет критического
осмысления чужого образа жизни и осуществляется
процесс обогащения картины мира обучающегося.
С подобной
постановкой целей обучения второго
иностранного языка в школе можно
согласиться.
Исходя
из всего изложенного, мы формулируем
две приоритетные цели обучения второго
иностранного языка в общеобразовательной
школе:
1) когнитивно-коммуникативная
цель,
2) когнитивно-развивающая
цель.
Реализация
когнитивно-коммуникативной
Вторая
цель – когнитивно-развивающая –
неразрывно связана с первой и практически
реализуется в процессе обучения умению
читать аутентичные тексты, поскольку
чтение развивает когнитивные способности
школьников, в значительной мере оказывает
на них интеллектуальное и эмоциональное
взаимодействие. Таким образом, суть когнитивно-развивающей
цели обучения второму иностранному языка
заключается в том, что его изучение развивает
общемыслительные и речевые способности
учащихся, обостряет их внимание к языковым
формам выражения мысли в иностранном
и родном языках, делает обучаемых лингвистически
интересными личностями когнитивно-развивающей
цели достигается в процессе реализации
ведущей цели – когнитивно-коммуникативной.
В процессе
обучения иностранного языка цели реализуются
путем решения целого ряда конкретных
задач отдельного урока, серии уроков,
этапа обучения. Таким образом, последовательное
решение промежуточных задач в течение
всего периода обучения обеспечивает
выполнение рассматриваемых здесь целей.
Принципы
обучения мы понимаем как основные
(базовые) научно обоснованные положения,
на которых строится процесс обучения
второго иностранного языка, нацеленный
на формирование у учащегося способности
к межкультурной коммуникации.
Н.Д. Гальскова
выделила следующие основные методические
принципы обучения немецкому языку как
второму иностранному языку:
1. Обучение
немецкому языку как второму
иностранному имеет ярко
Это значит,
что исходным при построении учебного
процесса является учащийся как субъект
учебной деятельности и как субъект межкультурного
общения, его индивидуальная картина мира,
его мотивы, социокультурные программы
развития, его эмоции и настроения, актуальные
интересы и потребности.
2. Обучение
немецкому языку как второму
иностранному представляет собой когнитивный
процесс.
Реализация
данного принципа предполагает не только
и не столько обретение учащимися
нового средства языкового кодирования
концептов, сколько формирование картины
мира учащегося за счет приобщения
его как к аутентичным
3.Обучение
немецкому языку как второго
иностранного строится как творческий
процесс.
Согласно
этому принципу фронтальная работа
сводится к минимуму. Парные, групповые
виды работы, совместные творческие задания
и проекты занимают в учебном
процессе значительное место. У учащегося
должна быть возможность в ходе решения
тех или иных коммуникативных задач реализовать
собственные намерения. В учебном процессе
должны создаваться ситуации, позволяющие
учащемуся самостоятельно переносить
усвоенные ранее знания, навыки и умения
в новый контекст их употребления. При
этом содержание обучения немецкому языку
подлежит не механическому усвоению, а
интеллектуальной и творческой переработке
и его интерпретации.
4. Обучение
немецкому языку как второму
иностранному должно носить
Реализация
данного принципа способствует созданию
в учебном процессе условий, в
которых:
- учащиеся
учатся адекватному выражению
сложных мыслей и состояний
применительно к целям,
- речевое
общение органично вплетается
в интеллектуально-
- последовательно
реализуются межпредметные
- каждый
учащийся имеет возможности
- каждое
действие имеет для учащегося
глубокий личностный смысл.
5. Обучение
немецкому языку как второму
иностранному направлено на
Реализация
данного принципа предполагает обучение
учащихся различным стратегиям работы
над языком, в основе которых лежат общеучебные
умения. Важную роль играют творческие
задания, проектная работа. Обучение немецкому
языку должно стимулировать высокую личную
мотивацию учащихся в общении ан немецком
языке и в изучении этого языка.
6. Обучение
немецкому языку как второму
иностранному имеет ярко
Учебный
процесс организуется как коммуникативная
деятельность, приближающаяся по основным
своим параметрам к реальному межкультурному
общению. Это значит, что учебный процесс
направлен не на формирование разрозненных
умений “понимание на слух”,“говорение”,“чтение”,“
7. Обучение
немецкому языку как второму
иностранному имеет
Информация о работе Дидактические основы обучения второму иностранному языку