Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:13, курсовая работа
Цель: повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Задачи: 1. обучение умению общаться;
2. формирование и развитие речевых навыков и умений;
3. формирование учебного сотрудничества и партнерства;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. расширение ассоциативной базы при усвоении языкового материала;
6. запоминание речевого материала;
1. Введение……………………………………………………………….. 3
2. Основная часть………………………………………………………... 4
2.1. Значение педагогической игры………………………………….. 5
2.2. Основные функции игр…………………………………………… 6
2.3. Виды игры как средства обучения……………………………… 8
2.4. Организация игровой деятельности……………………………. 10
2.5. Требования к игре………………………………………………… 12
3. Практическая часть…………………………………………………… 13
3.1. Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры……………………………………………
3.2. Уроки – игры.…………………………………………………….. 18
3.3. Игровая деятельность во внеклассной работе…………………. 20
3.4. Анкета……………………………………………………………… 21
3.5. Результаты анкетирования……………………………………….. 22
4. Заключение……………………………………………………………. 23
5. Литература……………………………
Средняя общеобразовательная школа №9
курсовая работа
«Игровой метод обучения иностранному языку»
Шляпкиной Татьяны Михайловны
учителя английского языка
I категории
г. Светлогорск, 2008
О Г Л А В Л Е Н И Е
1. Введение…………………………………………………………
2. Основная часть………………………………………………………...
2.1. Значение педагогической игры………………………………….. 5
2.2. Основные функции игр…………………………………………… 6
2.3. Виды игры как средства обучения……………………………… 8
2.4. Организация игровой деятельности……………………………. 10
2.5. Требования к игре………………………………………………… 12
3. Практическая часть…………………………………………………… 13
3.1. Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры……………………………………………
3.2. Уроки – игры.…………………………………………………….. 18
3.3. Игровая деятельность во внеклассной работе…………………. 20
3.4. Анкета………………………………………………………………
3.5. Результаты анкетирования………………………………………..
4. Заключение……………………………………………………
5. Литература……………………………………………………
6. Приложения……………………………………………………
Включение детей в языковую сферу, изучение предмета и овладение знаниями по иностранному языку происходит неодинаково. У одних детей знания на уровне стандарта и выше, в то время как у других при равных условиях обучения показатель ниже.
Наблюдения показали, что у учащихся необходимо заложить интерес к изучаемому предмету, чтобы вовлечь всех учеников в познавательный процесс. Эту задачу еще сложнее осуществить в условиях сельской малокомплектной школы. Необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании иностранных языков, находить такие методы обучения иностранному языку, которые активизировали бы мыслительную деятельность обучаемых, позволили бы сделать учебный процесс качественным, эффективным и в то же время привлекательным и интересным. Эти проблемы, на мой взгляд, могут помочь решить игры. Поэтому темой моей курсовой, а также самообразовательной работы явился «Игровой метод обучения иностранным языкам».
Цель: повышение мотивации к изучению иностранного языка.
Задачи: 1. обучение умению общаться;
2. формирование и развитие речевых навыков и умений;
3. формирование учебного сотрудничества и партнерства;
4. развитие необходимых способностей и психических функций;
5. расширение ассоциативной базы при усвоении языкового материала;
6. запоминание речевого материала;
7. приобщение учащихся к иноязычной культуре.
С 2005 года иностранный язык в обязательном порядке изучается со 2-го класса, а это дети 7-летнего возраста. Поэтому актуальность использования игрового метода очевидна.
Основная часть.
Игра – древнейшее достижение культуры. Она существует столько, сколько существует общество. И жизнь каждого отдельного человека сопровождает игра, причем взрослые тоже играют. Перефразируя известное выражение, можно сказать «игре все возрасты покорны». В наше время игра стала не только самостоятельным видом деятельности, но и универсальным ее инструментом практически во всех сферах общественной жизни – экономике, политике, управлении, науке и, без сомнения, в сфере образования.[1]
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит и по сей день в педагогике.
Различные исследователи и мыслители зарубежья выдвигали одну теорию игры за другой – К. Гросс, Ф. Шиллер, Г. Спенссер, К. Бюлер, З. Фрейд и Ж. Пиаже и другие. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.
В книге, которая называется - «Игра – это серьезно», А.С. Спиваковская пишет, что игра как ведущая деятельность у детей «определяет важнейшие перестройки и формирование новых качеств личности», что именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения, что игра учит, изменяет, воспитывает, или, как говорил Л.С. Выгодский, ведет за собой развитие.
Учитель же не просто передает знания, но прежде всего «создает атмосферу дружелюбия, чуткости, взаимопонимания, сопереживания, радости и уважения и в этой обстановке, самой благоприятной для свободного проявления внутренних сил каждого школьника, осуществляется процесс обучения и воспитания».[2]
Исходя из особенностей детского организма, психологических особенностей его развития учителю следует строить свою работу. Поэтому наиболее правильным методом обучения я считаю игру. Использование игры обеспечивает возможность привести методику обучения иноязычной речевой деятельности с психологическими особенностями учащихся и, следовательно, сделать урок более эффективным, интересным, увлекательным.
Значение педагогической игры.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-реактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
в качестве самостоятельного метода для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
как элемент более общего метода;
в качестве урока или его части (введение, контроль);
как метод внеклассной работы.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве ее средства;
в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игра – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, инее подозревает о том, что чему-то учится. В обычной школе нетрудно указать источник знаний. Это учитель – лицо обучающее. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.
Основные функции игр.
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученье во многом зависит от понимания учителем функций педагогических игр. Функция игры – ее разнообразная полезность.
Д.Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важнейшими для человека функциями:
1. средство развития мотивационно-потребностной сферы;
2. средство познания;
3. средство развития умственных действий;
4. средство развития произвольного поведения.[6]
В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:
развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
коммуникативную (освоение диалектики общения);
диагностическую (выявление отклонений от нормативного поведения);
игротерапевтическую (преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности);
самореализации (проявление способностей и скрытых возможностей);
межнациональной коммуникации (усвоение единых для всех людей социокультурных ценностей);
социализации (включение в систему общественных отношений);
коррекции (помогает справиться с переживаниями, препятствующими нормальному самочувствию и общению).
Игра всегда предполагает принятие решений – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.[3] А если ребенок при этом будет говорить на иностранном языке? Это тоже является положительным фактором. Из этого следует вывод, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Ученики, однако, над этим не задумываются. Для них игра, прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка.
Игра – это лишь оболочка, форма, содержанием и назначением ее должно быть учение.
Если игры используются только как средство увеселения, развлечения, разрядки, отдыха, то польза от них минимальна. Такие функции у игры есть, но они не ведущие, не главные. «Важно осознать,- пишет М.Н.Скаткин,- решению каких дидактических задач должна способствовать данная игра, на развитие каких психических функций она рассчитана».[4]
Использование игрового метода обучения способствует выполнению важных методических задач, таких как:
ˇ создание психологической готовности учащихся к речевому общению;
ˇ обеспечение естественной необходимости многократного повторения или языкового материала;
ˇ тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.
Виды игры как средства обучения.
Место и роль игрового метода в учебном процессе, сочетание элементов игры во многом зависит от понимания учителем функций и классификаций различного рода игр.[3]
Игры делятся по виду деятельности на:
1) физические (двигательные);
2) интеллектуальные (умственные);
3) трудовые;
4) социальные;
5) психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
* обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
* познавательные, воспитательные, развивающие;
* репродуктивные, продуктивные, творческие;
*коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По характеру игровой методики игры можно разделить на:
предметные,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
имитационные,
игры-драматизации.
Специфику игрового метода обучения в значительной мере определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольно-комнатные, на местности и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.
Информация о работе Игровой метод обучения иностранному языку