Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;
Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99
Рисунок 16 – Сравнительная характеристика скотоводства России и США (источник: Росстат)
Теперь о факторах, которые снижают результативность функционирования АПК. Итоги 2010 года лишь обострили те проблемы, которые не были решены в предыдущие периоды.
Прежде всего, это низкий уровень инвестиционных возможностей. После многократного падения в 90-е годы за последние 10 лет инвестиции возросли примерно в 2,4 раза. Однако последние три года, как видно на рисунке, идет снижение их физического объема, что частично связано с последним экономическим и финансовым кризисом, но не в меньшей мере – с ухудшающейся экономикой сельского хозяйства: основная масса сельскохозяйственных товаропроизводителей не может воспользоваться инвестиционными кредитами коммерческих банков в силу своего экономического положения и недостаточности залоговой базы. Следует отметить, что падает доля инвестиций в сельское хозяйство в общем объеме инвестиций в экономику.
По расчетам ВНИИЭСХ за три первых года реализации Государственной программы было недоинвестировано в отрасль от предусмотренного объема в текущих ценах около 300 млрд. руб.
Рисунок 17-Инвестии в основной капитал (источник: Росстат)
Исходя из этого, и коэффициенты
обновления техники в 2-3 раза отстают
от нормативных сроков. Снижается
производство отечественной
Или взять внесение минеральных удобрений: в среднем на 1 гектар посевов оно составляет немногим более 30 кг действующего вещества, а общий их объем составил лишь 2,2 млн. т или только 12% от объема их производства в стране. По уровню внесения удобрений Россия находится в числе отстающих стран мира, и у нас их вносится меньше в расчете на 1 га пашни: по сравнению с Канадой в 3,5 раза, США – 5,5 раза, Германией и Францией – в 6-6,5 раза. Кстати, это страны, из которых на наш рынок поступает продовольствие. Конечно, мы понимаем, что существуют проблемы экологизации сельского хозяйства, но ведь не ради этого сельское хозяйство опустилось на такой уровень. Отрицательный баланс внесения и выноса питательных веществ из почвы за пять последних лет достиг 35 млн. т действующего вещества.
Рисунок 18 –Удобрения в странах мира (источник: Росстат)
Таким образом, действующий организационно-экономический механизм функционирования сельского хозяйства не обеспечивает ни комплексность подхода к развитию отрасли и агропродовольственного рынка, ни количественные параметры соотношения между экономическими инструментами, а также целями государственной аграрной политики и объемами их финансирования.
Рисунок 19 –Экономический механизм развития АПК (источник: Росстат)
Дефицит инвестиций ведет к тому, что среднегодовой прирост продукции сельского хозяйства за 2001-2010 годы составил лишь 1,7%, что существенно отстает от роста экономики в целом.
Рисунок 20 –Динамика валовой продукции сельского хозяйства, % к предыдущему году (источник: Росстат)
В то же время доля импорта на розничном продовольственном рынке составляет 33%, в то время как средние импортные цены на отдельные продукты за последние 10 лет выросли от 1,5 до 5 раз.
Таким образом, без изменения организационно-экономического механизма сложно говорить об обеспечении продовольственной безопасности страны.
В качестве главной проблемы, генерирующей значительную часть перечисленных негативных тенденций, мы выделяем низкую доходность сельскохозяйственного производства. Связана она с несколькими факторами.
Во-первых, это диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. За 2005-2009 годы цены на промышленную продукцию, потребляемую в сельском хозяйстве, выросли в 1,74 раза, на сельскохозяйственную – в 1,66 раза, за 2000-2009 годы их рост составил 5,07 и 4,07 соответственно. Не следует забывать и о диспаритете, накопленном в предыдущие годы.
Второе полугодие 2010 года
было отмечено существенным ростом цен
на продукцию сельского хозяйства,
что в немалой степени
Однако если проанализировать цены в среднегодовом выражении, а именно они определяют экономику хозяйств, то окажется, что индекс цен сельскохозяйственных товаропроизводителей составил 106,5% (год к году) и был ниже индекса потребительских цен на продовольственные товары, составившего 106,9%.
По отдельным видам продукции среднегодовые цены производителей сельскохозяйственной продукции были ниже их уровня в 2009 года, а, например, по зерну они снижаются второй год подряд.
В то же время регулярно растут цены на топливо и продукцию естественных монополий. Так, бензин подорожал в 2010 года на 15,6% (год к году), а дизельное топливо на 16%. По итогам первого квартала 2011 года их рост в годовом выражении составил 12,2% и 29,5% соответственно.
Во-вторых, доля сельскохозяйственных товаропроизводителей в конечной цене продукции является низкой и колеблется по различным ее видам.
Рентабельность реализации сельскохозяйственной продукции снижается, хотя по отдельным ее видам динамика положительная.
Рисунок 21 –Рентабельность предприятий (источник: Росстат)
Финансовое положение
сельскохозяйственных организаций
в условиях засухи удалось поддержать
благодаря своевременным
В 2010 году, по данным сводной бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций выручка от реализации продукции, работ, услуг возросла на 12,4% к уровню 2009 года и составила 1090 млрд. рублей. Сельскохозяйственными организациями получена прибыль до налогообложения 82,2 млрд. рублей (в 2009 году - 83,6 млрд. руб.).
Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2010 году составил 71% (в 2009 году он составил 72,1%).
Суммарная задолженность по данным Росстата (по 6,6 тыс. хозяйств) в 2010 году составила 1113,5 млрд. руб.
Совокупная рентабельность
сельскохозяйственного
То, что без государственной поддержки отрасль стабильно убыточна, и в 2010 году лишь 18 регионов могли самостоятельно получить прибыль, говорит об отсутствии у государства политики в области ценовых отношений.
Рисунок 22 –Размещение субъектов РФ по уровню рентабельности предприятий (источник: Росстат)
В целях реализации положений Доктрины Правительством разработан План мероприятий, о некоторых из которых хочу сказать подробнее.
Во-первых, Минздравсоцразвития
России утвердило рекомендации по рациональным
нормам потребления пищевых продуктов,
отвечающим современным требованиям
здорового питания, которые представляют
собой усредненную величину (расчеты
произведены на душу населения) необходимого
поступления пищевых и
Рисунок 23 –Рекомендуемые объемы потребления пищевых продуктов (источник: Росстат)
В настоящее время потребление
продуктов питания по отдельным
группам, в первую очередь, животноводческой
продукции находится ниже рекомендуемого
уровня. Но в условиях роста доходов
и потребления наиболее ценных продуктов
эти нормы могут служить
Во-вторых, ведется работа
по формированию системы мониторинга
и прогнозирования состояния
продовольственной
Основу системы показателей составляют 65 показателей государственной статистики, которые анализируются в разрезе субъектов Российской Федерации и в динамике. Из их числа 41 показатель детализируется по различным факторам (видам продукции, группам населения и т.п.). Система показателей также включает 2 показателя по качеству продукции, формируемые Роспотребнадзором, 1 показатель по объему государственного материального резерва, 4 нормативных показателя, определяемых Минздравсоцразвития, Минпромторгом и Роспотребнадзором.
На основе анализа взаимосвязей
между перечисленными показателями
и их динамики осуществляется мониторинг
показателей, включенных в Доктрину,
определяются значения удельного веса
отечественной продукции в
Результаты мониторинга
в 2010 г. показывают, что в настоящее
время достигнуты не все показатели
продовольственной
Доля отечественных
Рисунок 24 –Состояние продовольственной безопасности (источник: Росстат)
По отношению к уровню 2009 года снизился удельный вес отечественного производства в общих ресурсах молока и молокопродуктов (на 2,3%), рыбной продукции (на 1,7%), масла растительного (на 5,5%), сахара (на 4,7%), картофеля (на 1,0%), соли (на 8,8%). Удельный вес ресурсов мяса и мясопродуктов отечественного производства повысился на 3,2%, зерна - остался на уровне 2009 года (99,4%).
Еще один и, пожалуй, наиболее
важный пункт Плана мероприятий
по реализации Доктрины продовольственной
безопасности – корректировка
В этих целях учеными Российской академии сельскохозяйственных наук разработана «Стратегия социально-экономического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года», которая была рассмотрена и одобрена Общим годичным собранием Россельхозакадемии 17 февраля 2011 года.
Стратегия в определенной мере представляет консенсус отечественных аграрных экономистов в отношении основных направлений развития агропромышленного комплекса страны и предусматривает модернизацию и инновационное развитие АПК, реализацию положений Доктрины продовольственной безопасности страны, устойчивое развитие сельских территорий.
В Стратегии предлагается целый комплекс взаимосвязанных мер по совершенствованию элементов экономического механизма: в сферах ценообразования, кредитования, прямого государственного субсидирования, страхования, налогообложения, таможенно-тарифного регулирования, даны предложения по совершенствованию экономических институтов.