Развитие АПК в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

При инерционном варианте не удастся приблизиться к решению  проблемы продовольственной независимости  по большинству видов пищевых  продуктов.

Во многом вариант развития АПК будет зависеть от точности оценки рисков и угроз. Одной из них стало  решение об условиях вступления России в ВТО. Снижение и так крайне низкой государственной поддержки сельского  хозяйства в условиях сохраняющегося ее высокого уровня в основных странах-конкурентах  неизбежно приведет к негативным последствиям.

Россия имеет возможность  занять достойное место в международном  разделении труда, а во многих направлениях опередить развитые страны мира. Однако для этого необходимо, чтобы агропромышленный комплекс страны и его базовая отрасль – сельское хозяйство стали наукоемким и высокотехнологичным сектором экономики, где используется высокодоходный и престижный труд, обеспечивается экологическая безопасность, а в сельских территориях создана развитая и полноценная социальная инфраструктура.

2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК

 

Система партнерских отношений  между государством и частным  сектором (бизнесом) - один из основополагающих элементов функционирования любого современного общества. Некоторые ученые сходятся во мнении, что государственно-частное  партнерство - это институциональный  и организационный альянс между  государством и бизнесом в целях  реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре  отраслей промышленности и НИОКР7.

Анализ теоретической  базы формирования института «государственно- частного партнерства» позволил выделить шесть его основных признаков:

  • стороны партнерства должны быть представлены, как государственным, так и частным сектором экономики;
  • взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны быть зафиксированы в официальных документах (договорах, контрактах и др.);
  • взаимоотношения сторон государственно-частного партнерства должны носить партнерский, то есть равноправный характер;
  • стороны государственно-частного партнерства должны иметь общие цели и четко определенный государственный интерес;
  • стороны государственно-частного партнерства должны объединить свои вклады для достижения общих целей;
  • стороны государственно-частного партнерства должны распределять между собой расходы и риски, а также участвовать в использовании полученных результатов.

На наш взгляд, реализация национальных проектов не только способствует повышению жизненного уровня населения, но и стимулирует появление новых форм управления и партнерства государства с частным сектором.

Агрохолдинг «Орловская Нива» - одно из немногих в России предприятий, где в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» разработаны и реализуются сразу три важнейшие программы по животноводству - это развитие молочного скотоводства, свиноводства и птицеводства в рамках государственно-частного партнерства.

Открытое акционерное  общество «Орловская Нива» - первая из созданных в области интегрированных структур, которая за годы своего существования на рынке России трансформировалась в крупную холдинговую компанию, построенную на принципах корпоративного управления и активно работающую в сфере агробизнеса. Своими успехами предприятие обязано применению инновационных форм партнерства власти и частного капитала с учетом интересов обеих сторон. Изначально ОАО АПК «Орловская Нива» было создано по инициативе Главы администрации Орловской области Е.С. Строева с целью гарантированного снабжения населения области качественным продуктами питания и обеспечения устойчивых показателей продовольственной безопасности. Сегодня в структуру холдинга «Орловская Нива» входят управляющая компания с филиалом «Нива- фонд», «Фабрика по производству мяса птицы», Борисоглебский свинокомплекс, ООО «Ливенский комбинат хлебопродуктов», ООО «Нива-сервис», 7 агрофирм, 10 предприятий перерабатывающей промышленности, 6 обслуживающих предприятий - агросервисных, хлебоприемных, инкубаторная станция, а также развитая структура торговли и общественного питания с общей стоимостью активов около 2,5 млрд. руб.8

Поддержка государства в  рамках ГЧП позволила создать  объединение технологически взаимосвязанных  предприятий агропромышленного  комплекса в рамках холдинговой  компании. Для того чтобы наладить деятельность агропромышленного объекта, функционирование которого является залогом  обеспечения продовольственной безопасности региона, областные власти провели большую законодательную работу по определению необходимой нормативной базы формирования системных основ ГЧП в сфере реализации проектов в АПК. При поддержке губернатора области удалось свести к минимуму факторы слабого знакомства государственной бюрократии с принципами ГЧП и восполнить отсутствие у большинства чиновников профессиональной правовой подготовки для разработки ГЧП-контрактов. Этого удалось добиться благодаря повышению квалификации большинства управленческих кадров областной администрации, курирующих процессы разработки, оценки, реализации и контроля проектов ГЧП, направленных на развитие сельского производства и укрепление продовольственной безопасности региона.

Осознание всей важности развития сферы АПК для прогресса экономки области, как государственными чиновниками, так и местным бизнесом, привело  к тому, что в рамках ГЧП региональных властей и ОАО «Орловская Нива» было инвестировано около 4-х млрд. руб. в АПК региона9. Необходимо отметить, что это - та стратегия, которой следует администрация области на протяжении 10 последних лет10.

Как известно, залогом обеспечения  продовольственной безопасности является обеспечение населения не только достаточным количеством продуктов  питания, но и гарантированное качество последних. Отметим, что реализация проектов ГЧП привело к тому, что  на предприятии ОАО АК «Орловская Нива» внедрена и успешно реализуется система управления качеством TQM. Благодаря ее внедрению предприятию удалось достичь следующих результатов: 1) на предприятии налажена и эффективно действует современная система управленческого учета затрат — в частности, затрат, связанных с обеспечением качества;

2) внедрены современные  методы общего (корпоративного) менеджмента,  состоящие из блоков: управление  инвестициями (Investment Management), управление проектами (Project Management), управление финансами (Financial Management), управление персоналом (Personal Management), управление знаниями (Knowledge Management), включая такие специальные подходы, как стоимостной инжиниринг (ABC-метод и др.), реинжиниринг бизнес-процессов (Business Process Rengineering) и некоторые другие.

Совместно со специалистами  областной администрации, прошедшими обучение по эффективной организации  производства в рамках ГЧП директором ОАО АК «Орловская Нива» Судоргиным А.С. были разработаны и используются на практике методы, необходимые для решения задач менеджмента качества (см. таблицу 13)

Таблица 13-Методы, используемые для решения задач менеджмента качества в ОАО АК «Орловская Нива»

Задачи менеджмента  качества

Практика применения в ОАО АК «Орловская Нива»

1. Ситуационный анализ  положения предприятия на рынке

1. SWOT-анализ рынка, анализ позиций отечественных и иностранных конкурентов

2. Стратегическое планирование, стратегический менеджмент

2. Используется при разработке  долгосрочных планов развития, строительстве  инфраструктурных объектов в  рамках ГЧП

3. Оптимизация бюджетирования, сметное ценообразование

3. Достижение прозрачности  бизнеса

4. Изменение технологии  процессов производства

4. Внедрение инновационных  средств производства, реинжиниринг бизнеса

5. Изменение организации  процессов

5. Управление изменениями  в холдинговой системе

6. Организация целевого  управления персоналом, включая  обучение, формирование команд и  пр.

6. Применяется при организации  кадровой политики предприятий,  формировании кадровых резервов  на основе управления знаниями

7. Использование современных  информационных технологий

7. Компаниями, входящими  в холдинг ОАО АК «Орловская Нива» используются информационные системы и технологии, пакеты специальных программных средств (Knowledge Engieering, Work Flow, Microsoft Project etc.)




 

Применение основ менеджмента  качества привело к тому, что базовые  виды продукции ОАО АК «Орловская Нива», ПТК «Нива Супермаркет» неоднократно были отмечены дипломами и медалями за высокое качество и эффективность. Некоторые из них удостоились и престижнейшей медали «For high quality. New millennium».

Показателен, на наш взгляд, опыт обеспечения продовольственной  безопасности столицы страны. Вступление в силу в 2006 г. Закона г. Москвы «О продовольственной безопасности города Москвы» обозначило направление дальнейшего развития АПК мегаполиса. В законе были определены не только основные пути обеспечения продовольственной безопасности, но закреплены принципы целевого партнерства между частным капиталом и государством. Содействие интеграции продовольственного комплекса мегаполиса с расположенными в соседних регионах производителями сельскохозяйственной продукции в рамках совместных инвестиционных программ стало одним из основных способов обеспечения продовольственной безопасности.

В Москве местными чиновниками  активно поддерживаются проекты  по созданию агрохолдингов, которые  представляют собой крупные вертикально  интегрированные аграрно-промышленные группы, контролирующие сотни тысяч  гектаров земли и включающие в  себя десятки различных предприятий  по производству, переработке, хранению и продвижению на рынок продуктов  питания. Иначе говоря, агрохолдинги финансируют и контролируют всю  цепочку создания и реализации продуктов  питания от поля или фермы до городского потребителя.

Интересен опыт в частности  ГЧП в области налаживания  эффективной системы мясопереработки  между Правительством г. Москвы и  ЗАО «Октет». Руководство последнего искало возможность приобретения высококачественного оборудования для производства мясной продукции. Сначала хотели воспользоваться услугами банка по выдаче кредитов для покупки оборудования, но в Департаменте поддержки малого предпринимательства посоветовали взять оборудование в лизинг. ЗАО «Октет» приняло участие в тендере на получение оборудования по схеме лизинга у Московской лизинговой компании (МЛК) и выиграло его. Для участия в тендере предприятием были составлены и представлены все необходимые документы для оформления лизинговой сделки. Срок рассмотрения заявки составил 6 месяцев11.

По результатам тендера  был заключен контракт с немецкой фирмой Begarat GmbH на поставку оборудования «Октету» для производства мясной деликатесной продукции. Оборудование для производства мясных деликатесов стоимостью в 777 тыс. долл. США было поставлено в установленный срок. Лизинговый договор с Московской лизинговой компанией был подписан на 6 лет. При поддержке Правительства Москвы первые три месяца МЛК дала отсрочку по лизинговым платежам. Ныне руководство ЗАО «Октет» уделяет все большее внимание инновационному развитию агропромышленного производства, прежде всего на новом технологическом уровне.

Для расширения собственного агропродовольственного потенциала и  обеспечения гарантированных поставок в Москву отечественного продовольствия была принята целевая программа  интеграции предприятий продовольственного комплекса Москвы с сельхозпроизводителями ряда регионов России. В соответствии с этой программой московские предприятия  оптовой торговли и перерабатывающей промышленности приобретали контрольные  пакеты акций небольших местных  сельхозпроизводств и вкладывали средства в их развитие. Данная программа  формировалась на основе конкретных инвестиционных проектов более чем  по 70-ти хозяйствам в регионах РФ, с  целью увеличения объема поставок московских агрохолдингов в столицу до 1 млн. т различных видов сельскохозяйственного  сырья и продовольствия. В результате предпринятых действий в настоящее  время на московские агрохолдинги приходится около 50 % общего объема поставок из регионов России мяса и более 60 % - овощной  продукции.

На базе, созданной агрохолдингами, московское правительство смогло включиться в реализацию национального приоритетного  проекта «Развитие АПК» применяя механизмы ГЧП. Так, для создания устойчивой товарно- сырьевой базы в регионах России из городского бюджета Москвы была осуществлена поддержка частных инвестиционных проектов предприятий оптового продовольственного комплекса города, благодаря чему в 2007 г. сформировалось 44 московских агрохолдинга, объединяющих 98 региональных сельхозпредприятий. В результате площадь обрабатываемой московскими агрохолдингами пашни за три года расширилась в 2,6 раза и составила 560 тыс. га, что сопоставимо с территорией таких областей, как Владимирская, Ивановская, Костромская, Нижегородская12.

Отметим, что эффективность  работы агрохолдингов и образованной ими сети предприятий оптового продовольственного комплекса базируется на принципах  партнерства частного и государственного капиталов. В основе взаимодействия частных структур и городской  власти лежит баланс экономических  интересов частных предпринимателей и городских властных структур. Городские  власти поддерживают инвестиционные проекты  с тем, чтобы обеспечить продовольственную  безопасность. Частные инвесторы  получают возможность извлечь финансовую выгоду от своих вложений с наименьшей степенью риска.

В рамках проекта «Развитие АПК» в Правительстве Москвы рассматривается использование проектов ГЧП и при создании современных, оснащенных передовыми технологиями животноводческих комплексов. На реализацию бизнес- проектов по развитию животноводства предусмотрено привлечь около 13 млрд. руб. средств частного сектора и около 1 млрд. руб. из средств городского бюджета, ассигнуемых на продовольственное обеспечение Москвы. Привлечение средств частного инвестора позволило существенно улучшить продовольственное снабжение населения российской столицы, т.к. в рамках этих средств планируется построить и реконструировать коровников на 31 тыс. голов и свинарников на 837 тыс. голов; закупить более 13 тыс. голов племенного крупного рогатого скота и свыше 30 тыс. голов племенных свиноматок; увеличить объемы производства в 2007 г. мяса до 85 тыс. т, молока до 100 тыс. т.

Информация о работе Развитие АПК в России