Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;
Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99
Исходя из группировки субъектов Российской Федерации по приросту и спаду производства сельского хозяйства (табл.5) доля субъектов обеспечивших рост производства сельхозпродукции по сравнению с 2010 г. увеличилась, составив 99% (в 2010 г. – 24,1%). Из 81 субъекта Российской Федерации 78 не допустили спада производства сельскохозяйственной продукции. При этом в 49 из них рост производства продукции превысил 10 процентов.
Доля субъектов, обеспечивших рост продукции растениеводства, составила около 98,2% (в 2010 г. – 24,9%). Наибольшее количество субъектов (75) увеличили производство растениеводческой продукции.
Спад производства сельскохозяйственной продукции допустили 3 субъекта, растениеводческой – 6, а животноводческой – 19.
Таблица 5 - Группировка субъектов Российской Федерации по спаду и приросту производства сельскохозяйственной продукции в 2011г.
Сельскохозяйственная |
в том числе продукция | ||
растениеводства |
животноводства | ||
Доля субъектов РФ обеспечивших рост объемов производства сельхозпродукции, % |
99,0 |
98,2 |
77,6 |
Количество субъектов РФ, в которых прирост производства продукции составил: |
78 |
75 |
62 |
до 5% |
20 |
12 |
43 |
5-10% |
10 |
10 |
15 |
свыше 10% |
48 |
53 |
4 |
Доля субъектов РФ, допустивших спад производства продукции, % |
1,0 |
1,8 |
22,4 |
Количество субъектов РФ, в которых спад производства продукции составил: |
3 |
6 |
19 |
до 5% |
2 |
3 |
14 |
5-10% |
1 |
2 |
4 |
свыше 10% |
- |
1 |
1 |
В рамках выполнения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 (далее – Доктрина продовольственной безопасности), осуществляется мониторинг состояния продовольственной безопасности по всей экономической цепочке – от производства сельскохозяйственной продукции до потребления продуктов питания населением.
В агропромышленном комплексе важнейшим результатом 2011 г., с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности, стало восстановление положительной динамики развития отрасли до значений, превосходящих уровень, достигнутый перед неурожайными 2009- 2010 гг, (табл. 6).
Внутренние потребности страны были обеспечены основными видами продовольствия (зерно, сахар, мясо и молокопродукты).
Таблица 6 -Уровень самообеспечения Российской Федерации основными видами продовольствия и сельскохозяйственной продукции для его производства, %
Виды продовольствия и сельскохозяйственной продукции |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Зерно |
134,8 |
93,3 |
134,2 |
Сахар |
95,6 |
85,3 |
127,1 |
Молоко и молокопродукты |
82,9 |
80,5 |
80,6 |
Мясо и мясопродукты |
70,6 |
72,2 |
73,9 |
в том числе: говядина |
69,6 |
69,6 |
69,8 |
свинина |
76,4 |
77,7 |
76,6 |
мясо птицы |
74,1 |
81,3 |
88,1 |
баранина |
94,3 |
95,4 |
94,0 |
За четыре года реализации
Государственной программы
Вместе с тем не преодолена тенденция снижения производства молока, вследствие чего не удалось обеспечить достижение его объема, предусмотренного Государственной программой, а также выйти на ее целевой показатель по доле отечественного производства молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) в формировании ресурсов. В 2011 году она составила 76,4% при плане 80,4 процентов.
Индексы цен на сельскохозяйственную продукцию были ниже индексов цен на промышленную продукцию (в первую очередь дизельное топливо, газ природный, минеральные удобрения, электроэнергию) (табл. 7), что существенно усложнило выполнение некоторых целевых показателей Государственной программы на 2011 год.
Таблица 7- Индексы цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию и некоторые виды промышленной продукции в 2011 г. (в % к декабрю предыдущего года)
Месяцы |
Продукция сельского хозяйства |
Продукция растениеводства |
Зерно |
Продукция животноводства |
Скот и птица (в живой массе) |
Молоко |
Дизельное топливо |
Электроэнергия |
Газ природный |
Удобрения минеральные |
Комбикорма |
Январь |
102,9 |
105,4 |
105,1 |
101,0 |
100,6 |
102,7 |
100,9 |
100,6 |
104,0 |
109,5 |
105,0 |
Февраль |
104,9 |
109,9 |
108,5 |
100,8 |
100,7 |
104,3 |
105,0 |
117,6 |
104,7 |
110,5 |
108,6 |
Март |
106,2 |
111,6 |
111,2 |
101,9 |
101,7 |
103,8 |
102,5 |
118,1 |
104,4 |
107,2 |
107,1 |
Апрель |
107,0 |
112,7 |
112,8 |
102,4 |
102,1 |
101,5 |
107,0 |
116,6 |
121,3 |
109,1 |
105,6 |
Май |
104,0 |
110,6 |
111,8 |
98,8 |
102,8 |
96,6 |
109,8 |
113,9 |
121,4 |
103,4 |
105,1 |
Июнь |
101,2 |
108,3 |
110,7 |
95,5 |
103,2 |
91,4 |
106,3 |
113,0 |
121,4 |
109,4 |
103,6 |
Июль |
99,2 |
104,8 |
109,6 |
94,7 |
103,3 |
87,8 |
104,9 |
97,1 |
122,3 |
116,1 |
103,3 |
Август |
97,7 |
100,2 |
107,5 |
95,6 |
103,1 |
87,2 |
110,2 |
100,2 |
124,6 |
120,6 |
99,2 |
Сентябрь |
96,1 |
93,8 |
101,4 |
97,9 |
104,0 |
88,6 |
111,7 |
101,9 |
127,5 |
128,5 |
95,5 |
Октябрь |
94,8 |
88,7 |
98,4 |
99,6 |
104,7 |
91,0 |
122,8 |
105,5 |
125,6 |
134,1 |
94,7 |
Ноябрь |
94,4 |
86,4 |
96,7 |
100,9 |
104,9 |
93,7 |
126,8 |
106,6 |
127,6 |
132,8 |
93,6 |
Декабрь |
94,9 |
85,3 |
95,8 |
102,6 |
105,3 |
96,0 |
128,0 |
106,1 |
127,0 |
127,4 |
91,9 |
В 2011 году финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций были наилучшими за все четыре года реализации Государственной программы, если судить по количеству убыточных организаций, объему полученной прибыли и уровню рентабельности.
По данным бухгалтерской
отчетности Минсельхоза России, ожидаемый
совокупный уровень рентабельности
сельскохозяйственного
(с учетом субсидирования из бюджетов
всех уровней) составил 11,8% против 8,3% в
2010 году, прибыль до налогообложения (сальдированный
финансовый результат) составила 134,0 млрд.
рублей против 82,2 млрд. рублей в 2010 году.
Сократилось число убыточных хозяйств
(с 29 до 21,8%).
Улучшению финансово – экономического положения сельскохозяйственных организаций способствовали решения принимаемые Правительством Российской Федерации и Министерством.
Правительством Российской
Федерации принято
от 11.02.2011 № 66 «О внесении изменений в постановление
Правительства Российской Федерации от
5 марта 2010 г. № 129», в соответствии с которым
льготные цены на горюче – смазочные материалы
для сельскохозяйственных товаропроизводителей
установлены со скидкой 10 процентов от
оптовой цены, сложившейся на 31 декабря
2010 г. в субъекте Российской Федерации,
в котором осуществляют свою деятельность
сельскохозяйственные товаропроизводители.
Благодаря такому решению Правительства Российской Федерации экономия денежных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение горюче – смазочных материалов составила 18,5 млрд. рублей.
Третий год действует механизм согласования коридора цен на сырое молоко между производителями и переработчиками. Приемлемым уровнем для всех заинтересованных сторон стала цена около 15 рублей за литр.
Ведется системная работа с компаниями розничной торговли. В целом ряде крупных сетевых магазинов открыты фермерские столы – специальные прилавки, куда крестьяне могут напрямую, беспрепятственно поставлять свою продукцию.
Таблица 8 - Финансовые результаты деятельности сельскохозяйственных организаций Российской Федерации
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Удельный вес убыточных сельскохозяйственных организаций, % |
21,7 |
27,9 |
29,0 |
21,8 |
Прибыль до налогообложения, млрд руб. |
117,4 |
83,6 |
82,2 |
134,0 |
Субсидии из бюджетов всех уровней, млрд руб. |
99,7 |
112,0 |
135,3 |
138,0 |
Прибыль (убыток) без субсидий, млрд руб. |
17,7 |
-28,4 |
-53,0 |
-4,0 |
Рентабельность, включая субсидии, % |
15,3 |
9,4 |
8,3 |
11,8 |
Рентабельность (убыточность) без субсидий, % |
2,3 |
-3,2 |
-5,4 |
-0,4 |
В 2011 году рентабельным производство
сельскохозяйственной продукции было
в 77 субъектах Российской Федерации,
производство продукции растениеводства
– в 75, продукции животноводства
– в 73
(табл.9).
Наиболее высокий уровень рентабельности наблюдался в Республиках Калмыкия (42,0%), Бурятия (33,5%), Алтайском крае (30,3%), Забайкальском крае (33,9%).
Таблица 9-Группировка субъектов Российской Федерации по уровню рентабельности производства сельскохозяйственной продукции в 2011г.
Сельскохозяйственная |
в том числе продукция | |||||
растениеводства |
животноводства | |||||
без субсидий |
включая субсидии |
без субсидий |
включая субсидии |
без субсидий |
включая субсидии | |
Количество субъектов РФ, в которых производство продукции: |
||||||
прибыльно |
68 |
77 |
73 |
75 |
59 |
73 |
убыточно |
13 |
4 |
8 |
6 |
22 |
8 |
Количество субъектов РФ с уровнем рентабельности, %: |
||||||
до 5,0 |
12 |
5 |
3 |
- |
13 |
4 |
5,1-10,0 |
14 |
9 |
6 |
2 |
24 |
15 |
10,1-15,0 |
18 |
17 |
9 |
4 |
12 |
28 |
свыше 15,0 |
24 |
46 |
55 |
69 |
10 |
26 |
Количество субъектов РФ с уровнем убыточности, %: |
||||||
до 5,0 |
4 |
- |
- |
2 |
10 |
2 |
5,1-10,0 |
1 |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
10,1-15,0 |
2 |
1 |
- |
- |
1 |
1 |
свыше 15,0 |
6 |
1 |
7 |
2 |
7 |
2 |
Положительные результаты, связанные с ростом производства сельскохозяйственной продукции, обеспечением страны собственным продовольствием способствовали некоторому улучшению основных показателей работы отрасли и инвестиционному климату в сельском хозяйстве (табл. 10). В дальнейшем для улучшения показателей работы отрасли необходимо создание благоприятного инвестиционного климата в России, что позволит увеличить приток инвестиций в российский АПК.
Таблица 10-Удельный вес сельского хозяйства в экономике Российской Федерации, %
Показатели |
Годы | |||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Удельный вес сельского хозяйства в: |
||||||
валовой добавленной стоимости |
4,8 |
4,7 |
4,2 |
4,5 |
3,8 |
4,1 |
сальдированном финансовом результате |
0,8 |
1,6 |
2,2 |
1,3 |
1,2 |
1,4 |
инвестициях в основной капитал |
3,7 |
4,1 |
3,6 |
3,3 |
3,0 |
3,0 |
структуре расходов консолидированного бюджета |
1,3 |
1,3 |
1,7 |
1,8 |
1,5 |
1,3 |
Справочно |
||||||
Индексы: |
||||||
физического объема ВВП (в % к предыдущему году) |
108,2 |
108,5 |
105,2 |
92,1 |
104,3 |
104,3 |
производства продукции сельского хозяйства (в сопоставимых ценах; в % к предыдущему году) |
103,0 |
103,3 |
110,8 |
101,4 |
88,7 |
122,1 |
В 2011 г. за счет улучшения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства было достигнуто перевыполнение целевого показателя по индексу физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на 9 процентных пункта. За четыре года реализации Государственной программы в 2011 г. он был наивысшим, составив 117,5% при плане 108,5%.