Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;
Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99
Анализ далее показывает,
что обеспечение
Улучшению качества переподготовки и повышению квалификации специалистов для сельского хозяйства, как показывает опыт, способствуют инновационные образовательные программы (ИОП) профильных ВУЗов, которые предусматривают:
1) применение новых, в
т.ч. информационных, образовательных
технологий, внедрение прогрессивных
методов организации
Очевидно, что в условиях
высокой инновационной динамики
в отрасли особую актуальность приобретает
качество профессионального образования,
соответствующее современным
Для эффективного функционирования
существующей сети образовательных
учреждений, осуществляющих профессиональную
переподготовку и повышение квалификации
кадров АПК, требуются, по нашему мнению,
не только значительные изменения внутри
функционирующих
Очевидна необходимость повышения квалификации и переподготовки преподавательского состава образовательных учреждений, мастеров производственного обучения учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля.
Масштабность задач, связанных
с реконструкцией и модернизацией
обучения кадров для сельскохозяйственной
отрасли, требует программно - целевых
решений по созданию организационно
- управленческого механизма
Это позволяет повысить не только эффективность и качество образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров АПК, проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития сельского хозяйства, но и создать условия для реализации крупных проектов и программ образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизировать научные исследования и инновационную деятельность.
Для обеспечения основ
продовольственной безопасности необходимо
разрабатывать комплексные меры
по реализации инновационных программ
и проектов в области земледелия,
агроэкологии, животноводства, переработки
сельскохозяйственной продукции, адаптации
энерго- и ресурсосберегающих технологий,
инновационных проектов, связанных
с производством
Среди ключевых инноваций
в АПК главным на наш взгляд,
является именно повышение качества
управления. В последние годы на
российских предприятиях пищевой индустрии
и АПК резко возросло внимание
к инновациям и инновационному менеджменту,
использованию современных
В январе 2010 года Президентом
Российской Федерации была утверждена
Доктрина продовольственной
В качестве основных задач поставлены:
обеспечение физической и
экономической доступности
обеспечение безопасности пищевых продуктов;
устойчивое развитие отечественного
агропромышленного
При этом под продовольственной
независимостью понимается устойчивое
отечественное производство пищевых
продуктов в объемах не менее
установленных пороговых
В Доктрине директивно установлены пороговые значения удельного веса отечественного сырья и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка, составляющие:
зерна – не менее 95 процентов;
сахара – не менее 80 процентов;
растительного масла – не менее 80 процентов;
мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов;
молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов;
рыбной продукции – не менее 80 процентов;
картофеля – не менее 95 процентов;
соли пищевой – не менее 85 процентов.
Развитие агропромышленного
комплекса в контексте
В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации сформулированы три группы критериев, по которым должна проводиться оценка продовольственной безопасности на уровне страны. Это критерии в сфере потребления, производства и управления (рис. 11).
Рисунок 11-Система показателей для оценки продовольственной безопасности в сфере потребления
Рисунок 12-Система показателей для оценки продовольственной безопасности в сфере производства и национальной конкурентоспособности
Рисунок 13-Система показателей для оценки продовольственной безопасности в сфере организации управления
В то же время следует
отметить, что принятие Доктрины совпало
с периодом, когда ситуация в мировой
экономике характеризовалась
Для России вопросы продовольственной безопасности являются особенно важными в силу того, что эти противоречия в той или иной мере характерны и для нашей экономики.
И, несмотря на то, что сегодня
отдельные макроэкономические показатели
России демонстрируют положительную
динамику, проблема продовольственной
безопасности дополнительно обострилась
в связи с засухой, повлекшей
гибель значительной части урожая в
растениеводстве, снижение производства
отдельных продуктов
Таким образом, можно констатировать,
что риски обеспечения
Названные риски сдерживают устойчивое развитие сельскохозяйственного производства в России и несут угрозу обеспечению продовольственной безопасности страны.
Со стартом национального проекта, который мы считаем третьим этапом длящейся почти 20 лет аграрной реформы, поддержка со стороны государства возросла. Так, за последние 3 года отношение государственных расходов на сельское хозяйство к ВВП увеличилось в 1,5 раза до 0,6% (в странах ОЭСР в 2009 г. этот показатель составил 0,9%, а в конце 80-х годов достигал 2,5%).
Рисунок 14- Государственная поддержка сельского хозяйства (источник: Росстат)
В качестве положительного результата последних лет в части методологии формирования экономического механизма следует признать разработку и реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.
Также можно отметить достаточно
высокую эффективность мер
В результате принимаемых мер несколько возросли инвестиции в развитие сельского хозяйства, однако, главным образом - в отрасли с возможностью использования промышленных технологий и быстрой отдачей от вложенных средств.
Так, впечатляющие результаты
демонстрирует производство свинины
и птицы. Лишь за три последних
года их объемы возросли соответственно
на 19,3% и 45,3%, а с момента запуска
приоритетного национального
Рисунок 15 – Динамика производства основных видов продукции, млн.т (источник: Росстат)
Напротив, скотоводство не смогло выбраться из кризиса и стагнирует на протяжении последних 20 лет. За это время поголовье крупного рогатого скота, как вам известно, упало на четверть до «исторического» минимума, которого в России никогда не было.
В то же время для нашей
страны содержание крупного рогатого
скота – это индикатор