Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;
Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99
Общий смысл этих обязательств
сводится к акцентировании не на создании
фондов мировой продовольственной
безопасности, что предусматривалось
концепцией ФАО в 80-ые годы прошлого
века, а на оказание странам, испытывающим
острый дефицит продовольствия, помощи
по усилению их роли в самостоятельном
решении продовольственной
В 1999 г. в развитие имеющихся документов ФАО приняла стратегию действий по вопросам обеспечения продовольственной безопасности в мире на 2001-2015 гг., включающую восемь различных направлений. Основными среди них являются следующие: обеспечение продовольственной безопасности путем оказания централизованной помощи странам, нуждающимся в решении данной проблемы; обеспечение устойчивого роста производства и повышения доступности для потребителей продуктов растениеводства, животноводства, а также продовольственных продуктов рыбного и лесного хозяйства; поддержка охраны, улучшение и рациональное использование земельных, водных, генетических и других природных ресурсов; повышение вклада в обеспечение продовольственной безопасности в мире на основе использования различных международных соглашений, кодексов поведения, стандартов и других инструментов устойчивого производства продовольствия, а также развития международной торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием; регулярная оценка продовольственного обеспечения в странах мира на данный момент и перспективу, прогнозирование состояния в области продовольственной безопасности с учетом положения, в сельском хозяйстве; сосредоточение внимания на проблемах продовольственной безопасности путем постоянного мониторинга и информирования о ходе выполнения плана действий, принятого Всемирным саммитом по продовольствию в 1996 г.
Правовое регулирование продовольственной безопасности складывается и в России, хотя при этом оно сопряжено с некоторыми трудностями и сложностями. В 1998 г. были разработаны проект Доктрины и Концепция продовольственной безопасности Российской Федерации. Эти документы разрабатывались в соответствии с Государственной стратегией экономической безопасности Российской Федерации (основными положениями), утвержденной Указом Президента РФ 29 апреля 1996 г. (№ 608), Концепцией национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ 17 декабря 1997 г. (№ 1300) и проектом Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации», принятого Государственной думой 10 декабря 1997 г., одобренного Советом Федерации 25 декабря 1997 г., однако возвращенного Президентом РФ в Государственную думу без рассмотрения, как требующего дополнительных расходов из федерального бюджета на его реализацию, на что не было заключения Правительства РФ. Данные документы определяли понятийный аппарат продовольственной безопасности, ее внутренние и внешние угрозы, пороговые значения, меры и механизмы по обеспечению.
Что касается других нормативных и правовых актов, то в этом вопросе отсутствуют единый подход и единое мнение к их разработке и реализации. Если исходить из определения «продовольственной безопасности», то из него следует, что для обеспечения продовольственной безопасности страны должны быть гарантированы следующие показатели: устойчивые и достаточные уровни производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которые с учетом определенных объемов импорта продовольствия полностью обеспечивали бы потребности населения в продуктах питания; физическая и экономическая доступность продовольствия, его качественное и не приносящие ущерба здоровью населения состояние.
Нормативные и правовые акты, отражающие специфические стороны можно объединить в четыре группы.
Первая группа — нормативные
и правовые акты общего характера, ставящие
проблему продовольственной
Вторая группа — нормативные и правовые акты, направленные на повышение экономической и физической доступности продовольствия населением страны.
Третья группа — нормативные и правовые акты, регулирующие внешнюю торговлю сельскохозяйственной продукций, сырьем и продовольствием.
Четвертая группа - нормативные
и правовые акты, защищающие население
от некачественного
Для каждой из этих групп в стране уже сложился определенный набор регулирующих нормативных и правовых актов, однако они пока не представляют собой единую систему, не состыкованы между собой, а порой противоречат друг другу.
В проблеме правового регулирования
продовольственной безопасности важным
блоком являются вопросы субординации
нормативных и правовых актов. Это
относится к соотношению
Что касается субординации нормативно-правовых актов по территориальному признаку, то субъекты Российской Федерации имеют право с учетом местных условий принимать свои нормативно-правовые акты. Таким образом, при отсутствии Федерального Закона «О продовольственной безопасности РФ», аналогичный закон был принят в Волгоградской области (от 14 сентября 2001 г.) или, например, в Москве (от 12 июля 2006 г.). С одной стороны это положительно влияет на устранение пробелов федерального законодательства, благодаря учету специфики развития своего региона. С другой стороны, местные правовые акты могут противоречить общегосударственным правовым нормам, что приводит к возникновению определенных трудностей в проблеме продовольственного обеспечения: региональному сепаратизму, административному запрету на вывоз продукции из региона, нарушению единого рыночного пространства на территории страны. Все это приводит к снижению эффективности использования природного и производственного потенциала страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что вопросам законодательного регулирования и обеспечения продовольственной безопасности уделяется самое серьезное внимание как в мировом сообществе в целом, так и в различных странах независимо от того, являются ли они странами- экспортерами, или странами-импортерами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В России законодательная
база обеспечения продовольственной
безопасности находится в стадии
становления. Она характеризуется
отсутствием общей стратегии
ее формирования, разрозненностью и
бессистемностью принимаемых
В нынешних условиях необходимо активнее формировать нормативно- правовую базу для обеспечения развития агропромышленного комплекса России и обеспечения продовольственной безопасности. В общероссийском масштабе можно выделить следующие цели, которые можно достичь: создание условий, позволяющих эффективно развивать сельское хозяйство; закрепление в соответствии с Конституцией РФ право собственников на земли сельскохозяйственного назначения с учетом многообразия форм собственности; создание целостной современной законодательной базы, обеспечивающей единое экономическое и социальное пространство страны.
Мировое сельское хозяйство
как базовая отрасль
Рисунок 5-Основные направления политики обеспечения продовольственной безопасности США
В рамках стратегической программы по обеспечению продовольственной безопасности страны разработаны и действуют принципы «расширения торговли продукцией агропромышленного комплекса», которые основываются на обосновании крайней необходимости дальнейшего освоения и повышения емкости внешних рынков. Прежде всего, это включает четко продуманную рыночную стратегию расширения экспорта, которую можно представить в виде логической цепочки: снижение себестоимости - рост рынков сбыта - увеличение объемов производства отечественными производителями. Указанный принцип также включает расширение рынка посредством новых торговых соглашений, обеспечение полной совместимости внутренней аграрной и внешнеторговой политик. В плановых документах, затрагивающих вопросы обеспечения продовольственной безопасности, неоднократно подчеркивается уникальность отрасли, ее тесная связь с большим количеством смежных сфер экономики. Большое внимание в США уделяется пропаганде здорового питания, включающей такие направления как: обеспечение нации продовольствием, развитие современных технологий, обеспечение стандартизации продукции, разработка диет и пропаганда здорового образа жизни.
В рамках управления продовольственной безопасностью ведется работа по развитию сотрудничества с Конгрессом, потребителями, промышленностью, федеральными и нефедеральными правительственными агентствами, университетами и т.д. Значительное внимание в рамках этого направления уделяется системе формирования, обработки и обмена электронной информации (см.рис.6).
Рисунок 6 -Принципы построения системы управления продовольственной безопасностью в США*
Как утверждает проф. Водянников
В.Т. американские фермеры являются
одними из самых высокоэффективных
в мире сельскохозяйственных производителей,
в большей мере потому, что органы
государственной власти проводят эффективную
политику по обеспечению продовольственной
безопасности, что позволяет
В рамках управления продовольственной
безопасностью страны власти США
широко поощряют и поддерживают процессы
объединения аграрных предприятий.
Фермеры объединяются между собой
и другими предприятиями в
кооперативы. Кооператив не имеет целью
получение прибыли, а призван
удовлетворять различные
Политика в области продовольственной безопасности США тесно связана с Деятельностью Службы сельскохозяйственных научных исследований Департамента сельского хозяйства США (ARS), которая обеспечивает доступность информации, способствует развитию новых знаний и технологий, необходимых для решения проблем сельского хозяйства. Большое внимание уделяется развитию новых продуктов и новых сортов культур, которые дают быстрый экономический эффект, за счет рационального использования естественных ресурсов, за счет повышения качества сельскохозяйственной продукции. Все это позволяет поддерживать прибыльность сельского хозяйства и низкий уровень цен для потребителей.
Для создания благоприятной
рыночной среды при Департаменте
сельского хозяйства создана
служба сельскохозяйственного
Все фермеры имеют свободный доступ к этой информации, что позволяет им регулировать объемы своего производства, выбирать виды посеянных культур и наиболее благоприятные сроки для реализации продукции.
Все это позволяет им организовывать
свою работу с учетом потребностей
не только рынка США, но и мирового
потребления. Правительство США
всячески стимулирует рост производства
сельскохозяйственных машин и оборудования,
современных технологий, позволяющих
не только увеличивать производительность
труда, но и качество изготовляемой
продукции. Большую роль играет политика
властей, направленная на укрупнение аграрных
предприятий через кооперативы.
Это существенно сокращает
С целью достижения устойчивости
в обеспечении