Развитие АПК в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Опыт США в обеспечении  продовольственной безопасности активно  применяют и другие страны. Наиболее успешной оказалась американская практика в Бангладеш. Эта страна, когда-то страдавшая от голода и зависевшая от импорта продовольствия, теперь в целом стала самодостаточной  в производстве риса, выступает как  заметный экспортер ценной сельскохозяйственной продукции и занимает второе место  в Южной Азии по процентным показателям  роста доходов на душу населения.

В рамках стратегии продовольственной  безопасности государства Правительство  Германии оказывает финансовое содействие в сложном процессе адаптации  и интеграции восточногерманского  сельского хозяйства в Европейское  сообщество. Помощь оказывается и  в преобразовании бывших сельскохозяйственных кооперативов в конкурентоспособные  фирмы, что уже приносит свои плоды: многие единоличные фирмы получили значительную прибыль, а в частности, за счёт крупных обрабатываемых площадей.

Кроме гарантии обеспечения  производства продуктов питания  Германии политика продовольственной  безопасности направлена на решение  следующих задач: сохранение и защита природных основ жизни, охрана привлекательных  ландшафтов для жилых районов, расселения, размещения экономики и проведения отдыха, поставка промышленности аграрных сырьевых материалов.

Большое внимание власти Германии уделяют проблемам качества питания: регулярно проводится мониторинг химической безопасности продуктов питания, осуществляется систематический контроль за соблюдением правил транспортировки, хранения продуктов питания, что помогает избежать поступления испорченных продуктов в немецкие магазины.

Опыт стран ЕС по стимулированию производства сельскохозяйственной продукции  интересен и для Российской Федерации, в частности для наращивания  выпуска продукции, которая пока в дефиците. Но главное, по нашему мнению, нужна реализация комплексной программы  по производству, хранению и переработке  аграрной продукции с учетом специфики  и возможностей каждого региона  с тем, чтобы максимально были бы использованы местные возможности, чтобы избежать дорогостоящих транспортных перевозок. Огромную роль в этом призвана играть успешная реализация приоритетного  национального проекта «Развитие АПК».

Решение проблем продовольственной  безопасности неизменно является первоочередной задачей Китая. В связи с тем, что обеспечение продовольственной  безопасности непосредственно связано  с площадью пахотных земель, Китай, сталкивающийся с суровыми реалиями постоянного сокращения обрабатываемых площадей, вынужден проводить жесткую  политику в сфере землепользования для повышения его эффективности  и обеспечения продовольственной  безопасности. Проф.Чжэн Хайдун, анализируя структуру управления продовольственной безопасностью своего государства отмечает множественность моделей ее обеспечения. Эти модели всегда связаны с наличием сильных политических механизмов управления всей системой безопасности Китая, способных путём допустимого изменения организационных форм, методов, тактики, идеологии предотвратить возникновение нестабильности в развитии КНР. Политический курс «построения гармоничного общества» в таком контексте является понятной для всего населения Китая идеологией устранения дисбалансов в тех сферах, где они возникли2.

Опыт Узбекистана, Казахстана, Украины, Белоруссии и других бывших республик СССР, ставших независимыми государствами, показывает, что обеспечение  продовольственной безопасности является для них одной из важнейших  проблем, которые они решают с  учетом местных условий и возможностей, расширяя производство, повышая качество продукции, создавая новые рабочие места, внедряя новые технологии и т.д.

Таким образом,  продовольственная безопасность является важнейшей составляющей экономической и национальной безопасности страны [59]. Это определяется тем, что обеспеченность продовольствием является базовым показателем жизнедеятельности человека. При отсутствии продовольствия функционирование человеческого организма невозможно. Уровень обеспеченности питанием населения характеризует степень экономического развития страны в целом, поскольку производство продовольственных продуктов является приоритетом при любом уровне производства, а количество доступного для потребления продовольствия рассматривается как важнейший фактор и определяющий критерий уровня жизни, жизнедеятельности государственного устройства страны.

 

 

 

2

2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России

 

Для аграрно-промышленной сферы  особое значение имеет четкая всесторонняя оценка перспектив развития региона, отрасли (или подотрасли), наличие для  этого всех необходимых условий. Главный инструмент здесь - перспективное  планирование. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» с 2008 г трансформировался в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг, разработанную Минсельхозом РФ в соответствии с поручением президента РФ и федеральным законом. Госпрограмма является основным инструментом аграрной политики и определяет приоритеты, цели и мероприятия по развитию сельского хозяйства на среднесрочный пятилетний период.

За четырехлетний период реализации Государственной программы  Минсельхозом России ежегодно разрабатывался Сетевой график, в соответствии с  которым была сформирована необходимая  нормативная правовая база, со всеми  субъектами Российской Федерации заключены  соглашения, устанавливающие объемы поддержки сельского хозяйства  из федерального бюджета и обязательства  субъектов Российской Федерации  по выполнению мероприятий и достижению результативных показателей Государственной  программы, приняты соглашения по взаимодействию и реализации ее целей и задач с 51 союзом (ассоциацией) товаропроизводителей АПК,  ОАО «Россельхозбанк», Сбербанком России, ОАО «Росагролизинг» и Россельхозакадемией, а также по созданию отраслевых объединений товаропроизводителей АПК в рамках Таможенного союза.

За счет перераспределения  средств федерального бюджета дополнительное финансирование производилось по следующим  направлениям:

краткосрочные кредиты – 4,1 млрд. рублей;

северное оленеводство и  табунное коневодство – 189,5 млн. рублей;

овцеводство – 116,7 млн. рублей;

элитное семеноводство – 203,7 млн. рублей;

многолетние насаждения – 371,4 млн. рублей;

отраслевые региональные программы – 7,2 млрд. рублей.

Финансирование государственной  программы по направлениям представлено в таблице 2.

 

Таблица 2- Финансирование Государственной программы по направлениям (млрд. руб.)

Наименование мероприятий

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

предусмотрено Госпрограмой

Уточненная бюджетная  роспись

факт

предусмотрено Госпрограмой

Уточненная бюджетная  роспись

факт

предусмотрено Госпрограмой

Уточненная бюджетная  роспись

факт

предусмотрено Госпрограмой

Уточненная бюджетная  роспись

факт

ИТОГО по Госпрограмме

76,296

118,288

118,282

100,000

165,133

165,022

120,000

110,697

107,28

125,000

125,000

124,983

I. Устойчивое развитие  сельских территорий

7,335

8,139

8,137

19,027

8,965

8,963

25,124

7,720

7,72

29,601

7,720

7,720

II. Создание общих условий  функционирования сельского хозяйства

9,863

17,724

17,720

12,917

17,819

17,737

13,781

10,191

10,106

14,660

11,512

11,499

III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства

13,733

13,144

13,144

15,412

16,443

16,417

14,110

10,585

10,585

19,373

23,129

23,129

IV.Достижение финансовой  устойчивости сельского хозяйства

44,004

78,642

78,642

51,284

112,270

112,270

65,622

76,323

72,991

59,936

74,701

74,701

V.Регулирование рынка  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия

1,360

0,639

0,639

1,360

9,637

9,636

1,363

5,878

5,878

1,430

7,938

7,934


 

 

2011 год завершили 100% использованием  средств федерального бюджета  на реализацию мероприятий Государственной  программы.

Результаты развития отрасли  обеспечили восстановление сельскохозяйственного  производства после аномальной засухи 2010 г. и позволили выйти на перевыполнение целевого показателя производства продукции сельского хозяйства (приложение 1.1.), предусмотренного Государственной программой.

Индекс производства продукции  сельского хозяйства (в сопоставимых ценах) в 2011 году составил 122,1% к уровню прошлого года, что на  
18 процентных пунктов больше целевого показателя Государственной программы, в том числе по растениеводству – 147,2% (на 44,1 п.п.), 
по животноводству – 101,5% (ниже на 3,5 п.п.).

Прирост продукции растениеводства  получен за счет повышения урожайности  сельскохозяйственных культур, уровень  которой по большинству культур  был самым высоким за предыдущие годы, а также за счет увеличения убранных  площадей (рис. 8).

В результате получен рекордный  урожай по сахарной свекле – 
47,6 млн. тонн, подсолнечнику – 9,7  млн. тонн, рапсу – более 1 млн. тонн. Объем производства сои достиг исторического максимума – 
1 млн. 756 тыс. тонн.

Это дало возможность России стать экспортером сахара. Объем  его поставок на экспорт составил, по оценке Минсельхоза России, - 245 тыс. тонн, увеличился экспорт подсолнечного  масла почти на 23%, составив 
512,8 тыс. тонн.

Рисунок 7 – Урожайность сельхозкультур, ц/га

 

Также получен прирост  производства зерна и картофеля (в 1,5 раза), скота и птицы на убой в живом весе (на 3,7%), яиц (на 1,1%). По сравнению с предыдущим годом производство молока уменьшилось на 0,3 процента.

 За 4 года реализации  Государственный программы 2011 г. оказался наиболее благоприятным в плане увеличения производства всех основных видов сельскохозяйственной продукции, за исключением льноволокна и молока.

Наибольший прирост производства продукции сельского хозяйства, в том числе растениеводства и животноводства наблюдался в крестьянских (фермерских) хозяйствах и у индивидуальных предпринимателей (табл. 3). Их доля в структуре продукции сельского хозяйства всех категорий хозяйств возросла с 7,1% в 2010 г. до 8,9% в 2011 г. Удельный вес сельскохозяйственных организаций по сравнению с 2010 г. увеличился на 3,2 процентных пункта, доля хозяйств населения снизилась на 5,0 процентных пункта.

 

 

 

Таблица 3- Структура продукции сельского хозяйства Российской Федерации по категориям хозяйств (в фактических ценах,  в % от хозяйств всех категорий)

 

Годы

Сельскохозяйственные

организации

Хозяйства населения

КФХ, индивидуальные

предприниматели

сельское хозяйство

растение

водство

животно

водство

сельское хозяйство

растение

водство

животно

водство

сельское хозяйство

растение

водство

животно

водство

2008

48,1

48,8

47,3

43,4

38,4

49,1

8,5

12,8

3,6

2009

45,4

43,8

46,9

47,1

44,6

49,5

7,5

11,6

3,6

2010

44,5

40,5

47,8

48,4

48,4

48,3

7,1

11,1

3,9

2011

47,7

46,4

49,2

43,4

40,5

46,8

8,9

13,1

4,0


 

Доля крестьянских (фермерских хозяйств) в общем объеме производства по сравнению с 2010 г. увеличилась по всем основным видам сельхозпродукции (табл.4), сельскохозяйственных организаций – по картофелю, овощам, продукции животноводства. Доля хозяйств населения в общем объеме производства снизилась практически по всем видам сельхозпродукции, за исключением зерна и сахарной свеклы.

Таблица 4 - Структура производства основных видов сельскохозяйственной  продукции по категориям хозяйств (в % от общего объема производства)

Виды сельскохозяйственной продукции

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

Сельскохозяйственные  организации

Зерно

78,1

78,2

77,1

76,8

Семена подсолнечника

70,7

70,7

73,0

71,9

Сахарная свекла

89,2

89,3

88,7

86,4

Картофель

11,4

13,1

10,5

13,0

Овощи

19,2

18,4

17,1

19,7

Скот и птица на убой (в живой массе)

52,0

55,0

57,8

60,3

Молоко

44,0

44,5

44,9

45,4

Яйца

74,6

75,7

77,1

77,5

Хозяйства населения

Зерно

0,9

0,9

1,0

1,1

Семена подсолнечника

0,4

0,4

0,6

0,4

Сахарная свекла

1,0

0,9

0,4

0,5

Картофель

83,5

81,1

84,0

79,6

Овощи

70,7

71,3

71,5

66,6

Скот и птица на убой (в живой массе)

44,7

41,7

38,9

36,3

Молоко

51,7

51,1

50,4

49,7

Яйца

24,5

23,5

22,1

21,7

Крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей

Зерно

21,0

20,9

21,9

22,1

Семена подсолнечника

28,9

28,9

26,4

27,7

Сахарная свекла

9,8

9,8

10,9

13,1

Картофель

5,1

5,8

5,5

7,4

Овощи

10,1

10,3

11,4

13,7

Скот и птица на убой (в живой массе)

3,3

3,3

3,3

3,4

Молоко

4,3

4,4

4,7

4,9

Яйца

0,9

0,8

0,8

0,8

Информация о работе Развитие АПК в России