Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;
Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99
Опыт США в обеспечении продовольственной безопасности активно применяют и другие страны. Наиболее успешной оказалась американская практика в Бангладеш. Эта страна, когда-то страдавшая от голода и зависевшая от импорта продовольствия, теперь в целом стала самодостаточной в производстве риса, выступает как заметный экспортер ценной сельскохозяйственной продукции и занимает второе место в Южной Азии по процентным показателям роста доходов на душу населения.
В рамках стратегии продовольственной
безопасности государства Правительство
Германии оказывает финансовое содействие
в сложном процессе адаптации
и интеграции восточногерманского
сельского хозяйства в
Кроме гарантии обеспечения производства продуктов питания Германии политика продовольственной безопасности направлена на решение следующих задач: сохранение и защита природных основ жизни, охрана привлекательных ландшафтов для жилых районов, расселения, размещения экономики и проведения отдыха, поставка промышленности аграрных сырьевых материалов.
Большое внимание власти Германии уделяют проблемам качества питания: регулярно проводится мониторинг химической безопасности продуктов питания, осуществляется систематический контроль за соблюдением правил транспортировки, хранения продуктов питания, что помогает избежать поступления испорченных продуктов в немецкие магазины.
Опыт стран ЕС по стимулированию
производства сельскохозяйственной продукции
интересен и для Российской Федерации,
в частности для наращивания
выпуска продукции, которая пока
в дефиците. Но главное, по нашему мнению,
нужна реализация комплексной программы
по производству, хранению и переработке
аграрной продукции с учетом специфики
и возможностей каждого региона
с тем, чтобы максимально были
бы использованы местные возможности,
чтобы избежать дорогостоящих транспортных
перевозок. Огромную роль в этом призвана
играть успешная реализация приоритетного
национального проекта «
Решение проблем продовольственной
безопасности неизменно является первоочередной
задачей Китая. В связи с тем,
что обеспечение
Опыт Узбекистана, Казахстана,
Украины, Белоруссии и других бывших
республик СССР, ставших независимыми
государствами, показывает, что обеспечение
продовольственной безопасности является
для них одной из важнейших
проблем, которые они решают с
учетом местных условий и
Таким образом, продовольственная безопасность является важнейшей составляющей экономической и национальной безопасности страны [59]. Это определяется тем, что обеспеченность продовольствием является базовым показателем жизнедеятельности человека. При отсутствии продовольствия функционирование человеческого организма невозможно. Уровень обеспеченности питанием населения характеризует степень экономического развития страны в целом, поскольку производство продовольственных продуктов является приоритетом при любом уровне производства, а количество доступного для потребления продовольствия рассматривается как важнейший фактор и определяющий критерий уровня жизни, жизнедеятельности государственного устройства страны.
Для аграрно-промышленной сферы особое значение имеет четкая всесторонняя оценка перспектив развития региона, отрасли (или подотрасли), наличие для этого всех необходимых условий. Главный инструмент здесь - перспективное планирование. Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» с 2008 г трансформировался в государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг, разработанную Минсельхозом РФ в соответствии с поручением президента РФ и федеральным законом. Госпрограмма является основным инструментом аграрной политики и определяет приоритеты, цели и мероприятия по развитию сельского хозяйства на среднесрочный пятилетний период.
За четырехлетний период реализации Государственной программы Минсельхозом России ежегодно разрабатывался Сетевой график, в соответствии с которым была сформирована необходимая нормативная правовая база, со всеми субъектами Российской Федерации заключены соглашения, устанавливающие объемы поддержки сельского хозяйства из федерального бюджета и обязательства субъектов Российской Федерации по выполнению мероприятий и достижению результативных показателей Государственной программы, приняты соглашения по взаимодействию и реализации ее целей и задач с 51 союзом (ассоциацией) товаропроизводителей АПК, ОАО «Россельхозбанк», Сбербанком России, ОАО «Росагролизинг» и Россельхозакадемией, а также по созданию отраслевых объединений товаропроизводителей АПК в рамках Таможенного союза.
За счет перераспределения средств федерального бюджета дополнительное финансирование производилось по следующим направлениям:
краткосрочные кредиты – 4,1 млрд. рублей;
северное оленеводство и табунное коневодство – 189,5 млн. рублей;
овцеводство – 116,7 млн. рублей;
элитное семеноводство – 203,7 млн. рублей;
многолетние насаждения – 371,4 млн. рублей;
отраслевые региональные программы – 7,2 млрд. рублей.
Финансирование
Таблица 2- Финансирование Государственной программы по направлениям (млрд. руб.)
Наименование мероприятий |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | ||||||||
предусмотрено Госпрограмой |
Уточненная бюджетная роспись |
факт |
предусмотрено Госпрограмой |
Уточненная бюджетная роспись |
факт |
предусмотрено Госпрограмой |
Уточненная бюджетная роспись |
факт |
предусмотрено Госпрограмой |
Уточненная бюджетная роспись |
факт | |
ИТОГО по Госпрограмме |
76,296 |
118,288 |
118,282 |
100,000 |
165,133 |
165,022 |
120,000 |
110,697 |
107,28 |
125,000 |
125,000 |
124,983 |
I. Устойчивое развитие сельских территорий |
7,335 |
8,139 |
8,137 |
19,027 |
8,965 |
8,963 |
25,124 |
7,720 |
7,72 |
29,601 |
7,720 |
7,720 |
II. Создание общих условий
функционирования сельского |
9,863 |
17,724 |
17,720 |
12,917 |
17,819 |
17,737 |
13,781 |
10,191 |
10,106 |
14,660 |
11,512 |
11,499 |
III. Развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства |
13,733 |
13,144 |
13,144 |
15,412 |
16,443 |
16,417 |
14,110 |
10,585 |
10,585 |
19,373 |
23,129 |
23,129 |
IV.Достижение финансовой
устойчивости сельского |
44,004 |
78,642 |
78,642 |
51,284 |
112,270 |
112,270 |
65,622 |
76,323 |
72,991 |
59,936 |
74,701 |
74,701 |
V.Регулирование рынка
сельскохозяйственной |
1,360 |
0,639 |
0,639 |
1,360 |
9,637 |
9,636 |
1,363 |
5,878 |
5,878 |
1,430 |
7,938 |
7,934 |
2011 год завершили 100% использованием
средств федерального бюджета
на реализацию мероприятий
Результаты развития отрасли обеспечили восстановление сельскохозяйственного производства после аномальной засухи 2010 г. и позволили выйти на перевыполнение целевого показателя производства продукции сельского хозяйства (приложение 1.1.), предусмотренного Государственной программой.
Индекс производства продукции
сельского хозяйства (в сопоставимых
ценах) в 2011 году составил 122,1% к уровню
прошлого года, что на
18 процентных пунктов больше целевого
показателя Государственной программы,
в том числе по растениеводству – 147,2%
(на 44,1 п.п.),
по животноводству – 101,5% (ниже на 3,5 п.п.).
Прирост продукции растениеводства получен за счет повышения урожайности сельскохозяйственных культур, уровень которой по большинству культур был самым высоким за предыдущие годы, а также за счет увеличения убранных площадей (рис. 8).
В результате получен рекордный
урожай по сахарной свекле –
47,6 млн. тонн, подсолнечнику – 9,7 млн.
тонн, рапсу – более 1 млн. тонн. Объем производства
сои достиг исторического максимума –
1 млн. 756 тыс. тонн.
Это дало возможность России
стать экспортером сахара. Объем
его поставок на экспорт составил,
по оценке Минсельхоза России, - 245 тыс.
тонн, увеличился экспорт подсолнечного
масла почти на 23%, составив
512,8 тыс. тонн.
Рисунок 7 – Урожайность сельхозкультур, ц/га
Также получен прирост производства зерна и картофеля (в 1,5 раза), скота и птицы на убой в живом весе (на 3,7%), яиц (на 1,1%). По сравнению с предыдущим годом производство молока уменьшилось на 0,3 процента.
За 4 года реализации Государственный программы 2011 г. оказался наиболее благоприятным в плане увеличения производства всех основных видов сельскохозяйственной продукции, за исключением льноволокна и молока.
Наибольший прирост
Таблица 3- Структура продукции сельского хозяйства Российской Федерации по категориям хозяйств (в фактических ценах, в % от хозяйств всех категорий)
Годы |
Сельскохозяйственные организации |
Хозяйства населения |
КФХ, индивидуальные предприниматели | ||||||
сельское хозяйство |
растение водство |
животно водство |
сельское хозяйство |
растение водство |
животно водство |
сельское хозяйство |
растение водство |
животно водство | |
2008 |
48,1 |
48,8 |
47,3 |
43,4 |
38,4 |
49,1 |
8,5 |
12,8 |
3,6 |
2009 |
45,4 |
43,8 |
46,9 |
47,1 |
44,6 |
49,5 |
7,5 |
11,6 |
3,6 |
2010 |
44,5 |
40,5 |
47,8 |
48,4 |
48,4 |
48,3 |
7,1 |
11,1 |
3,9 |
2011 |
47,7 |
46,4 |
49,2 |
43,4 |
40,5 |
46,8 |
8,9 |
13,1 |
4,0 |
Доля крестьянских (фермерских хозяйств) в общем объеме производства по сравнению с 2010 г. увеличилась по всем основным видам сельхозпродукции (табл.4), сельскохозяйственных организаций – по картофелю, овощам, продукции животноводства. Доля хозяйств населения в общем объеме производства снизилась практически по всем видам сельхозпродукции, за исключением зерна и сахарной свеклы.
Таблица 4 - Структура производства основных видов сельскохозяйственной продукции по категориям хозяйств (в % от общего объема производства)
Виды сельскохозяйственной продукции |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Сельскохозяйственные организации | ||||
Зерно |
78,1 |
78,2 |
77,1 |
76,8 |
Семена подсолнечника |
70,7 |
70,7 |
73,0 |
71,9 |
Сахарная свекла |
89,2 |
89,3 |
88,7 |
86,4 |
Картофель |
11,4 |
13,1 |
10,5 |
13,0 |
Овощи |
19,2 |
18,4 |
17,1 |
19,7 |
Скот и птица на убой (в живой массе) |
52,0 |
55,0 |
57,8 |
60,3 |
Молоко |
44,0 |
44,5 |
44,9 |
45,4 |
Яйца |
74,6 |
75,7 |
77,1 |
77,5 |
Хозяйства населения | ||||
Зерно |
0,9 |
0,9 |
1,0 |
1,1 |
Семена подсолнечника |
0,4 |
0,4 |
0,6 |
0,4 |
Сахарная свекла |
1,0 |
0,9 |
0,4 |
0,5 |
Картофель |
83,5 |
81,1 |
84,0 |
79,6 |
Овощи |
70,7 |
71,3 |
71,5 |
66,6 |
Скот и птица на убой (в живой массе) |
44,7 |
41,7 |
38,9 |
36,3 |
Молоко |
51,7 |
51,1 |
50,4 |
49,7 |
Яйца |
24,5 |
23,5 |
22,1 |
21,7 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей | ||||
Зерно |
21,0 |
20,9 |
21,9 |
22,1 |
Семена подсолнечника |
28,9 |
28,9 |
26,4 |
27,7 |
Сахарная свекла |
9,8 |
9,8 |
10,9 |
13,1 |
Картофель |
5,1 |
5,8 |
5,5 |
7,4 |
Овощи |
10,1 |
10,3 |
11,4 |
13,7 |
Скот и птица на убой (в живой массе) |
3,3 |
3,3 |
3,3 |
3,4 |
Молоко |
4,3 |
4,4 |
4,7 |
4,9 |
Яйца |
0,9 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |