Развитие АПК в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Рисунок 25 –Экономический механизм развития АПК (источник: Росстат)

 

Выделим несколько важных положений.

В части финансовой поддержки  сельскохозяйственных товаропроизводителей предлагается ввести прямую поддержку отдельных значимых видов продукции, не связанных с объемами их производства и реализации.

Это относится, прежде всего, к скотоводству. Без прямой поддержки  сохранения и увеличения поголовья  скота, а, следовательно, производства мяса и молока, уже не обойтись. Размер ее оценивается примерно в 40 млрд. руб. в год. Это же относится и к  овцеводству.

Прямая поддержка предлагается по таким проблемным культурам как  отдельные крупяные, бесспорно –  зернобобовые, а также лен-долгунец (объемы производства льноволокна в 2010 году составили лишь 36 тыс. т или  в 2 раза меньше, чем в дореформенный  период). Однако проблему льноводства  придется решать комплексно, проводя  всю цепочку: сельскохозяйственный товаропроизводитель – льнозавод  – выпуск тканей.

Несмотря на то, что овощи, плоды и ягоды не вошли в  перечень продуктов, по которым были определены пороговые значения в  Доктрине продовольственной безопасности страны по удельному весу на рынке  отечественной продукции, их значение для здорового питания населения  и необходимость наращивания  производства не снижается.

В целом для развития животноводства предстоит решать проблему растительного  кормового белка.

Поэтому и по этим видам  сельскохозяйственной продукции в  рамках соответствующих программ необходима целевая государственная поддержка.

Другим направлением в  финансовой поддержке должна стать  поддержка приобретения материально-технических  ресурсов в условиях сложившегося диспаритета  цен на сельскохозяйственную продукцию  и ресурсы. Это относится к  технике и оборудованию, минеральным  удобрениям, средствам защиты растений и некоторым другим.

В области кредитования, несмотря на достаточно полный охват мероприятий, по которым субсидируется часть или полностью процентная ставка по кредитам, полученным в коммерческих банках, сохраняются определенные противоречия. В 2010 г. субсидии на эти цели составили примерно 70 млрд. руб., или 70% всего объема поддержки из федерального бюджета. Финансирование этой меры поддержки в таком объеме повлекло сокращение финансирования по другим не менее важным направлениям Государственной программы. Так, поддержка социального развития села в 2010 г. была сокращена с предусмотренных 25 млрд. руб. до 7,7 млрд. руб., страхования – с 10,7 млрд. руб. до 3,5 млрд. руб.

Конечно, наиболее целесообразным было бы принятие решения о специальной  пониженной процентной ставке по кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей без ее субсидирования, как это  делается в ряде развитых стран. Реализация такого механизма возможна на базе Россельхозбанка.

В области ценообразования предлагается распространить закупочные интервенции на основные, наиболее значимые, виды сельскохозяйственной продукции, изменить их механизм, имея в виду, что такие интервенции должны проводиться по гарантированным, а не биржевым ценам.

Наряду с этим предполагается использование механизма разработки и использования индикативных, то есть рекомендательных цен на основные виды сельскохозяйственной продукции, которые будут базой для установления цен закупочных интервенций, залоговых  операций, при определении размеров государственной поддержки в  других случаях необходимости регулирования  цен на агропродовольственном рынке. Такие цены призваны обеспечить сельскохозяйственным товаропроизводителям рентабельность, достаточную для расширенного воспроизводства.

Расширение системы страхования сельскохозяйственного производства в основном связано с доходностью товаропроизводителей. Вместе с тем, представляется неправильным увязывать субсидирование части страховых взносов с государственной поддержкой по другим направлениям, как это предусматривается в разработанном проекте федерального закона по совершенствованию страхования.

В сфере налогообложения предлагается установить дополнительные льготы при направлении средств на модернизацию и освоение инновационных технологий, проведение прикладных научных разработок для целей производства, развитие инфраструктуры рынка, осуществление затрат капитального характера, на экологизацию агропромышленного производства.

Стратегия предполагает в  качестве одной из приоритетных задач  аграрной политики развитие кооперации во всех сферах, но наиболее интенсивно в сбытовой, снабженческой и кредитной деятельности, в сфере производственного обслуживания.

Если мы говорим об использовании  опыта зарубежных стран (а по существу и нашего отечественного опыта), то следует это сделать, в первую очередь, в части развития кооперации. Вот только один пример из области  молочного производства: удельный вес  реализации молока через кооперативы  составляет в Германии 63%, в Дании  – 96%, в Швеции – 100%.

Рисунок 26 –Кооперация и интеграция АПК (источник: Росстат)

 

Несколько слов об управлении в АПК. В ряде регионов на уровне районов оно вообще ликвидировано или сведено к чисто формальным функциям. Предусматривается реализовать вариант восстановления служб, которые бы обеспечивали реализацию федеральных и региональных программ, проводили мониторинг социального положения в сельских территориях. Кроме того, предполагается повышение роли хозяйственного управления посредством деятельности отраслевых союзов (ассоциаций).

Рисунок 27-Управление АПК

 

Во внешнеэкономической деятельности в Стратегии ставятся новые задачи по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности страны в изменяющейся ситуации, обусловленной все более возрастающими угрозами дефицита продовольствия в мире.

Рисунок 28 –Внешнеэкономическая деятельность развития АПК

 

В этой связи Стратегия  предусматривает направленное сокращение дефицита баланса в экспортно-импортных  операциях в агропродовольственном  сегменте внешней торговли за счет сокращения импорта основных видов продовольствия до пороговых значений, зафиксированных в Доктрине. В качестве стратегической цели следует поставить двукратное сокращение отрицательного сальдо между импортом и экспортом в агропродовольственном сегменте внешней торговли и последующий выход на их баланс по совокупности всей продукции.

Кроме того, принимается  во внимание, что существенно расширится взаимная торговля в Таможенном союзе  Беларуси, Казахстана и России и  при последующем присоединении  к нему других государств в рамках формирования единого экономического пространства.

Учитывая десятикратное  превышение фактической поддержки  фермеров США через государственный  бюджет по сравнению с фактически регистрируемым по статистике ВТО –  соответственно 120 и 12 млрд. долл. США, необходимо в рамках следующей Государственной  программы развития сельского хозяйства  предусмотреть мероприятия по адаптации  АПК России к функционированию в  условиях членства в ВТО.

Одной из серьезных угроз  является то, что до сих пор остаются не вполне ясными условия присоединения  к ВТО, которое может нарушить или, по крайней мере, усложнить ситуацию на отечественном продовольственном  рынке и удлинить время достижения уровня продовольственной независимости, предусмотренных Доктриной продовольственной  безопасности.

Одним из важных направлений  Стратегии является разработка и  стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, устранение чрезмерной дифференциации регионов страны по уровню экономики, формированию условий для ведения прибыльного производства во всех зонах страны. О необходимости этого свидетельствует размещение субъектов Российской Федерации с убыточным сельским хозяйством. Как видно на слайде, почти во всех зонах производство без учета субсидий сейчас убыточно.

В этой связи выделяются проблемные зоны:

  • депрессивные области Северо-Запада, части Центра, Дальнего Востока с угрожающими темпами сокращения сельского населения и сельскохозяйственного производства;
  • районы Крайнего Севера и приравненные к ним регионы;
  • трудоизбыточные республики Северного Кавказа.

Конечно, немало проблем  и в других субъектах Российской Федерации, где необходимо стимулировать  развитие отраслей, соответствующих  специфики их природных и экономических  условий.

Однако развитие АПК в  каждом субъекте Российской Федерации  будет возможно, если сложится в  стране доступное единое экономическое  пространство, что будет обусловлено  доступными по тарифам транспортными  связями. Рост цен на энергоносители, электроэнергию – основное препятствие  к единому экономическому пространству вследствие удорожания перемещаемой продукции. Поэтому в Стратегии предусматривается  их регулирование и при необходимости  поддержка более низких транспортных тарифов.

На основе предложенного  организационно-экономического механизма и исходя из макроэкономических прогнозов и современного состояния сельского хозяйства, в Стратегии выделяется два наиболее вероятных сценария его развития:

первый – инерционный, предполагающий сохранение действующих экономических механизмов, размеров государственной поддержки, инвестиционных возможностей и соответственно – относительно низкие темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства;

второй – модернизации и перехода к инновационному развитию (далее – инновационный), направленный на достижение или максимальное приближение к целям, определенным Доктриной продовольственной безопасности.

По расчетам, среднегодовой  темп прироста производства продукции  сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2012-2020 годах составит по инерционному варианту 1,2%, по инновационному – 2,4-2,5% при среднем за последние 10 лет (2001-2010 годы) – 1,7%.

При этом прогнозируется, что  в предстоящем десятилетии в  условиях сокращения численности и  старения сельского населения в  личных подсобных хозяйствах не будет  прироста продукции сельского хозяйства, в связи с чем для достижения целевого показателя в основных товарных сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах необходимо будет обеспечить среднегодовой прирост продукции по инновационному варианту в размере 4,8-5%, а с учетом возможного изменения мировой конъюнктуры рынка, погодных аномалий – 6-7%.

Это обуславливает необходимость  существенного повышения темпов прироста инвестиций в 2012-2020 годах, которые  по этому варианту с учетом изношенности действующих фондов должны составить  не менее 8-9% в год, а их объем (в  ценах 2009 года) – соответственно 5,7 трлн. руб. (по инерционному варианту – 5,2% и 4,7 трлн. руб.).

В целях создания экономических  условий для осуществления воспроизводства  на основе модернизации и инновационного развития, по расчетам, потребуется  обеспечить через ценовые механизмы  и государственную поддержку  рентабельность сельскохозяйственных организаций в размере не менее 27% против 9-10% в 2009-2010 годах.

Исходя из анализа состояния  агропромышленного комплекса и, намеченных мер по устойчивому развитию сельского хозяйства, пищевой и  перерабатывающей промышленности разработаны  основные целевые индикаторы Стратегии. По инновационному варианту развития их значения будут следующими:

Рисунок 29 –Целевые индикаторы стратегии развития АПК

 

Эти показатели были заложены Министерством сельского хозяйства  России в разрабатываемый проект новой Государственной программы  развития сельского хозяйства на период 2013-2020 годов.

Одним из приоритетных направлений  остается развитие животноводства. По инновационному варианту, взятому за основу для разработки Государственной  программы, производство скота и  птицы на убой (в живом весе) достигнет  к 2020 году 14 млн. т, молока – 36 млн. т.

Рисунок 30 –Производство основных видов продукции сельского хозяйства, млн.т (по вариантам развития сельского хозяйства)

В какой степени это  позволит реализовать положения  Доктрины продовольственной безопасности?

По расчетам, по мясу и  мясопродуктам, в целом, будут обеспечены пороговые значения продовольственной  независимости, более того, по мясу птицы и свиней станет возможным  выйти на мировой рынок с экспортом  российской продукции.

Однако не удастся увеличить  производство мяса крупного рогатого скота до объемов, достаточных для  обеспечения потребления его  по рациональным нормам питания. По молоку и молочным продуктам задачу продовольственной  независимости решить также не удастся (82% при задании 90%).

В то же время будут достигнуты целевые показатели по удельному  весу других основных видов отечественных  продовольственных товаров в  общих их ресурсах в соответствии с показателями, установленными Доктриной. Существенно уменьшится импорт тех  видов овощей и плодов, для производства которых имеются благоприятные  условия в нашей стране.

Информация о работе Развитие АПК в России