Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;
Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99
Рисунок 25 –Экономический механизм развития АПК (источник: Росстат)
Выделим несколько важных положений.
В части финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей предлагается ввести прямую поддержку отдельных значимых видов продукции, не связанных с объемами их производства и реализации.
Это относится, прежде всего, к скотоводству. Без прямой поддержки сохранения и увеличения поголовья скота, а, следовательно, производства мяса и молока, уже не обойтись. Размер ее оценивается примерно в 40 млрд. руб. в год. Это же относится и к овцеводству.
Прямая поддержка предлагается
по таким проблемным культурам как
отдельные крупяные, бесспорно –
зернобобовые, а также лен-долгунец
(объемы производства льноволокна в
2010 году составили лишь 36 тыс. т или
в 2 раза меньше, чем в дореформенный
период). Однако проблему льноводства
придется решать комплексно, проводя
всю цепочку: сельскохозяйственный
товаропроизводитель –
Несмотря на то, что овощи,
плоды и ягоды не вошли в
перечень продуктов, по которым были
определены пороговые значения в
Доктрине продовольственной безопасности
страны по удельному весу на рынке
отечественной продукции, их значение
для здорового питания
В целом для развития животноводства предстоит решать проблему растительного кормового белка.
Поэтому и по этим видам
сельскохозяйственной продукции в
рамках соответствующих программ необходима
целевая государственная
Другим направлением в финансовой поддержке должна стать поддержка приобретения материально-технических ресурсов в условиях сложившегося диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и ресурсы. Это относится к технике и оборудованию, минеральным удобрениям, средствам защиты растений и некоторым другим.
В области кредитования, несмотря на достаточно полный охват мероприятий, по которым субсидируется часть или полностью процентная ставка по кредитам, полученным в коммерческих банках, сохраняются определенные противоречия. В 2010 г. субсидии на эти цели составили примерно 70 млрд. руб., или 70% всего объема поддержки из федерального бюджета. Финансирование этой меры поддержки в таком объеме повлекло сокращение финансирования по другим не менее важным направлениям Государственной программы. Так, поддержка социального развития села в 2010 г. была сокращена с предусмотренных 25 млрд. руб. до 7,7 млрд. руб., страхования – с 10,7 млрд. руб. до 3,5 млрд. руб.
Конечно, наиболее целесообразным было бы принятие решения о специальной пониженной процентной ставке по кредитам для сельскохозяйственных товаропроизводителей без ее субсидирования, как это делается в ряде развитых стран. Реализация такого механизма возможна на базе Россельхозбанка.
В области ценообразования предлагается распространить закупочные интервенции на основные, наиболее значимые, виды сельскохозяйственной продукции, изменить их механизм, имея в виду, что такие интервенции должны проводиться по гарантированным, а не биржевым ценам.
Наряду с этим предполагается
использование механизма
Расширение системы страхования сельскохозяйственного производства в основном связано с доходностью товаропроизводителей. Вместе с тем, представляется неправильным увязывать субсидирование части страховых взносов с государственной поддержкой по другим направлениям, как это предусматривается в разработанном проекте федерального закона по совершенствованию страхования.
В сфере налогообложения предлагается установить дополнительные льготы при направлении средств на модернизацию и освоение инновационных технологий, проведение прикладных научных разработок для целей производства, развитие инфраструктуры рынка, осуществление затрат капитального характера, на экологизацию агропромышленного производства.
Стратегия предполагает в качестве одной из приоритетных задач аграрной политики развитие кооперации во всех сферах, но наиболее интенсивно в сбытовой, снабженческой и кредитной деятельности, в сфере производственного обслуживания.
Если мы говорим об использовании опыта зарубежных стран (а по существу и нашего отечественного опыта), то следует это сделать, в первую очередь, в части развития кооперации. Вот только один пример из области молочного производства: удельный вес реализации молока через кооперативы составляет в Германии 63%, в Дании – 96%, в Швеции – 100%.
Рисунок 26 –Кооперация и интеграция АПК (источник: Росстат)
Несколько слов об управлении в АПК. В ряде регионов на уровне районов оно вообще ликвидировано или сведено к чисто формальным функциям. Предусматривается реализовать вариант восстановления служб, которые бы обеспечивали реализацию федеральных и региональных программ, проводили мониторинг социального положения в сельских территориях. Кроме того, предполагается повышение роли хозяйственного управления посредством деятельности отраслевых союзов (ассоциаций).
Рисунок 27-Управление АПК
Во внешнеэкономической деятельности в Стратегии ставятся новые задачи по реализации положений Доктрины продовольственной безопасности страны в изменяющейся ситуации, обусловленной все более возрастающими угрозами дефицита продовольствия в мире.
Рисунок 28 –Внешнеэкономическая деятельность развития АПК
В этой связи Стратегия
предусматривает направленное сокращение
дефицита баланса в экспортно-импортных
операциях в
Кроме того, принимается во внимание, что существенно расширится взаимная торговля в Таможенном союзе Беларуси, Казахстана и России и при последующем присоединении к нему других государств в рамках формирования единого экономического пространства.
Учитывая десятикратное превышение фактической поддержки фермеров США через государственный бюджет по сравнению с фактически регистрируемым по статистике ВТО – соответственно 120 и 12 млрд. долл. США, необходимо в рамках следующей Государственной программы развития сельского хозяйства предусмотреть мероприятия по адаптации АПК России к функционированию в условиях членства в ВТО.
Одной из серьезных угроз
является то, что до сих пор остаются
не вполне ясными условия присоединения
к ВТО, которое может нарушить
или, по крайней мере, усложнить ситуацию
на отечественном
Одним из важных направлений Стратегии является разработка и стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности, устранение чрезмерной дифференциации регионов страны по уровню экономики, формированию условий для ведения прибыльного производства во всех зонах страны. О необходимости этого свидетельствует размещение субъектов Российской Федерации с убыточным сельским хозяйством. Как видно на слайде, почти во всех зонах производство без учета субсидий сейчас убыточно.
В этой связи выделяются проблемные зоны:
Конечно, немало проблем и в других субъектах Российской Федерации, где необходимо стимулировать развитие отраслей, соответствующих специфики их природных и экономических условий.
Однако развитие АПК в
каждом субъекте Российской Федерации
будет возможно, если сложится в
стране доступное единое экономическое
пространство, что будет обусловлено
доступными по тарифам транспортными
связями. Рост цен на энергоносители,
электроэнергию – основное препятствие
к единому экономическому пространству
вследствие удорожания перемещаемой продукции.
Поэтому в Стратегии
На основе предложенного организационно-экономического механизма и исходя из макроэкономических прогнозов и современного состояния сельского хозяйства, в Стратегии выделяется два наиболее вероятных сценария его развития:
первый – инерционный, предполагающий сохранение действующих экономических механизмов, размеров государственной поддержки, инвестиционных возможностей и соответственно – относительно низкие темпы прироста валовой продукции сельского хозяйства;
второй – модернизации и перехода к инновационному развитию (далее – инновационный), направленный на достижение или максимальное приближение к целям, определенным Доктриной продовольственной безопасности.
По расчетам, среднегодовой
темп прироста производства продукции
сельского хозяйства в
При этом прогнозируется, что в предстоящем десятилетии в условиях сокращения численности и старения сельского населения в личных подсобных хозяйствах не будет прироста продукции сельского хозяйства, в связи с чем для достижения целевого показателя в основных товарных сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах необходимо будет обеспечить среднегодовой прирост продукции по инновационному варианту в размере 4,8-5%, а с учетом возможного изменения мировой конъюнктуры рынка, погодных аномалий – 6-7%.
Это обуславливает необходимость существенного повышения темпов прироста инвестиций в 2012-2020 годах, которые по этому варианту с учетом изношенности действующих фондов должны составить не менее 8-9% в год, а их объем (в ценах 2009 года) – соответственно 5,7 трлн. руб. (по инерционному варианту – 5,2% и 4,7 трлн. руб.).
В целях создания экономических
условий для осуществления
Исходя из анализа состояния агропромышленного комплекса и, намеченных мер по устойчивому развитию сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности разработаны основные целевые индикаторы Стратегии. По инновационному варианту развития их значения будут следующими:
Рисунок 29 –Целевые индикаторы стратегии развития АПК
Эти показатели были заложены
Министерством сельского
Одним из приоритетных направлений остается развитие животноводства. По инновационному варианту, взятому за основу для разработки Государственной программы, производство скота и птицы на убой (в живом весе) достигнет к 2020 году 14 млн. т, молока – 36 млн. т.
Рисунок 30 –Производство основных видов продукции сельского хозяйства, млн.т (по вариантам развития сельского хозяйства)
В какой степени это
позволит реализовать положения
Доктрины продовольственной
По расчетам, по мясу и мясопродуктам, в целом, будут обеспечены пороговые значения продовольственной независимости, более того, по мясу птицы и свиней станет возможным выйти на мировой рынок с экспортом российской продукции.
Однако не удастся увеличить производство мяса крупного рогатого скота до объемов, достаточных для обеспечения потребления его по рациональным нормам питания. По молоку и молочным продуктам задачу продовольственной независимости решить также не удастся (82% при задании 90%).
В то же время будут достигнуты целевые показатели по удельному весу других основных видов отечественных продовольственных товаров в общих их ресурсах в соответствии с показателями, установленными Доктриной. Существенно уменьшится импорт тех видов овощей и плодов, для производства которых имеются благоприятные условия в нашей стране.