Развитие АПК в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 13:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по обеспечению продовольственной безопасности, за счет качественных преобразований аграрно-промышленного производства.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи: определить понятие и значение продовольственной безопасности в системе экономической безопасности государства; выявить факторы обеспечения продовольственной безопасности, изучить резервы в этой области; проанализировать методы разработки и реализации мероприятий государства по обеспечению продовольственной безопасности в рамках общей системы экономической безопасности;

Содержание

Введение 2
1 Теоретические основы анализа продовольственной безопасности региона 3
1.1 Сущность и факторы продовольственной безопасности 3
1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны 21
1.3 Зарубежный опыт управления продовольственной безопасностью 28
2 35
2.1 Государственная программа «Развитие АПК» как инструмент обеспечения продовольственной безопасности России 35
2.2 Организационно-экономический механизм повышения продовольственной безопасности России 59
2.3 Использование механизма государственно-частного партнерства при реализации проектов в сфере АПК 84
Заключение 98
Список использованных источников 99

Работа содержит 1 файл

диплом.docx

— 1.41 Мб (Скачать)

Согласно Доктрине продовольственной  безопасности на сегодняшний день основными  задачами обеспечения продовольственной  безопасности независимо от изменения  внешних и внутренних условий  являются:

  • своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;
  • устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;
  • достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни;
  • обеспечение безопасности пищевых продуктов.

В целях достижения продовольственной  безопасности государственная политика должна осуществляться по следующим  основным направлениям (рис. 2).

 

Рисунок 2 - Основные направления социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности

 

В части физической доступности  продовольствия предстоит более  эффективно использовать механизмы  поддержки регионов, в которых  недостаточно производится продовольствия или оказавшихся в экстремальных  ситуациях.

В области улучшения качества должны быть приняты меры по совершенствованию  системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания  по всей цепочке - производства, хранения, транспортировки, переработки и  реализации (поле-магазин, ферма-тарелка).

Необходимо создать современную  инструментальную и методическую базу, организационную структуру контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов.

Значительное внимание должно быть уделено вопросам создания эффективных  механизмов обеспечения продовольственной  безопасности (рис. 3).

Они должны являться составной  частью государственного прогноза социально-экономического развития, а также входить в  целевые и ведомственные программы  на федеральном и региональном уровнях.

 

Рисунок 3 - Основные механизмы обеспечения продовольственной безопасности

 

В сфере повышения экономической  доступности продовольствия для  всех групп населения предстоит  особое внимание уделить осуществлению  мер, направленных прежде всего на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения.

Очевидно, что развитие агропродовольственного сектора в темпах, обеспечивающих решение такой фундаментальной  задачи, потребует от государства  новых масштабов при формировании социально-экономической политики в аграрном секторе.

Чтобы приблизиться к уровню развитых стран России предстоит  решать одновременно несколько взаимосвязанных  и весьма капиталоемких задач:

  • технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;
  • формирования кадрового потенциала отрасли, способного осваивать инновации;
  • проведение работ по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях, в том числе увеличения посевов примерно на 15 млн. га;
  • создание современной социальной инфраструктуры сельских территорий (жилье, дороги и др.), переход к политике сельского развития ХХI века.

В обзоре ВЭФ исследователи  предупреждают, что глобальные запасы продовольствия находятся на наиболее низкой за последние 25 лет отметке  и что в связи с этим мировой  продовольственный рынок стал крайне уязвим к международным кризисам и последствиям стихийных бедствий.

Взаимосвязь факторов риска  продовольственной безопасности может  быть представлена следующим образом (рис. 4)

Рисунок 4 - Взаимосвязь факторов риска продовольственной безопасности

 

Государственная политика в  сфере обеспечения продовольственной  безопасности должна учитывать риски  и угрозы, которые могут существенно  ее ослабить. Эти факторы структурированы в таблице 1.

Таблица 1 - Основные риски и угрозы обеспечения продовольственной безопасности

Основные риски обеспечения  продовольственной безопасности

Основные угрозы обеспечения продовольственной  безопасности

макроэкономические

превышение пороговой величины импорта

прродно-климатические

низкий уровень платежеспособного  спроса населения

социальные

ценовые диспропорции на продовольственном  рынке

внешнеэкономические

дефицит квалифицированных кадров

неразвитость системы мониторинга  и прогнозирования агропродовольственного рынка

политические угрозы


 

Само понятие «продовольственная безопасность» подразумевает (для всех уровней, за исключением наивысшего - мировой продовольственной безопасности) наличие как внутренних, так и внешних угроз ее обеспечению, составляющих два важнейших аспекта проблемы. Угроза продовольственной безопасности возникает в том случае, когда создаются такие политические, экономические, внешнеполитические и другие условия, которые в результате нарушения продовольственного снабжения создают опасность для жизни или здоровья населения данного региона или страны в целом. Среди основных внешних угроз продовольственной безопасности могут быть названы:

  • неблагоприятное изменение конъюнктуры на мировых рынках продовольствия;
  • изменение курсов национальной и других валют (условий обмена);
  • ухудшение качества импортируемого продовольствия, делающее невозможным его использование для удовлетворения потребностей внутреннего рынка;
  • использование продовольствия в качестве рычага внешнеполитического давления на страны-импортеры.

К основным внутренним угрозам  продовольственной безопасности могут  быть отнесены:

  • снижение объемов отечественного производства продовольствия, сужение ассортимента;
  • рост внутренних цен на продовольствие, снижение реальных доходов населения;
  • ограничение физической доступности продовольствия;
  • ухудшение производственного потенциала агропромышленного комплекса;
  • снижение качества отечественных продуктов питания;
  • нарушения продовольственного снабжения населения на отдельных территориях.

В настоящее время в  мире существуют два основных теоретических  подхода к обеспечению продовольственной  безопасности, к одному из которых так или иначе склоняется любое государство: ориентация на самообеспечение и свободная международная торговля. Несмотря на достаточно сильные доводы, выдвигаемые сторонниками данных двух подходов к обеспечению продовольственной безопасности, разумным представляется неприятие крайних точек зрения на проблему. Тем не менее политическая составляющая выбора подхода к обеспечению продовольственной безопасности весьма значительна. Национальные интересы стран, претендующих на ключевые роли в мировой политике, в целях сохранения суверенитета могут диктовать необходимость обеспечения продовольственной независимости любой ценой. Таким образом, степень проявления внутренних и внешних угроз (как реальная, так и субъективно воспринимаемая) становится определяющим фактором в формировании подходов к обеспечению продовольственной безопасности.

 

 

1.2 Правовое регулирование продовольственной безопасности страны

 

Продовольственная безопасность как важнейшее направление национальной безопасности нуждается в правовом регулировании. В теории государства  и права правовое регулирование  рассматривается как деятельность государства и общества, осуществляемая в процессе подготовки и принятия норм права, а также в процессе реализации законодательных актов. В связи с тем, что проблема обеспечения продовольствием является актуальной как во всем мире, так  и в отдельно взятой стране, изучение правового регулирования данных аспектов для каждого уровня представляет научный интерес.

В глобальном масштабе инструментами  правового регулирования продовольственной  безопасности являются различного рода декларации, концепции, программы, предложения  и т.п., которые имеют рекомендательный характер. Подобная деятельность берет  свое начало в 40-е годы XX столетия, когда  по инициативе многих европейских стран, испытывающих тяжелые последствия  Второй мировой войны, была создана  международная Продовольственная  и сельскохозяйственная организация (ФАО), которая являлась признанным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН). Устав ФАО содержал определение  главных целей ее деятельности, которые  сводились к содействию в улучшении  питания и повышению уровня жизни  населения в различных странах, росту продуктивности сельского  хозяйства, улучшению распределения  продовольствия и производимой в  сельском хозяйстве продукции, развитию мировой экономики в целом. Для  реализации этих целей ФАО занимается изучением мирового продовольственного положения и конъюнктуры мировых  рынков отдельных видов продовольственных и сельскохозяйственных товаров, оказывает содействие в научно- исследовательской работе в области сельского хозяйства и продовольствия, занимается сбором, анализом, обеспечением своих участников соответствующей информацией.

В 1974 г. в штаб-квартире ФАО  в Риме состоялась Всемирная конференция  по проблеме продовольствия, основанием для созыва которой послужил мировой  зерновой кризис 1972-1974 г., когда в  условиях сокращения товарных ресурсов цены на зерно возросли примерно в 3 раза, что привело к усилению экономических  трудностей стран, зависящих от импорта  продовольствия. Как уже упоминалось  ранее, именно на этой конференции впервые  в международной практике был  введен термин «продовольственная безопасность». Также был создан постоянно действующий исполнительный Комитет по международной продовольственной безопасности при ФАО.

Некоторые направления решения  продовольственной проблемы были намечены в ходе названной конференции. Они были оформлены в виде международных обязательств по обеспечению продовольственной безопасности в мире, одобренных Генеральной Ассамблеей ООН и предусматривали реализацию четырех приоритетных задач: создание национальных продовольственных резервов при их координации на международном уровне; установление глобальной информационной системы по вопросам производства и торговли продовольственными товарами; предоставление экономической помощи с целью увеличения производства продовольствия и строительства хранилищ в развивающихся странах; обеспечение регулярных межправительственных консультаций по вопросам мировой продовольственной безопасности.

В 1985 г. 13 сессия ФАО одобрила проект Всемирного пакта продовольственной  безопасности, который являлся одной  из составляющих обновленной Концепции  мировой продовольственной безопасности (далее МПБ). Изменения в самой  Концепции были направлены на внесение ряда конкретных предложений, связанных  с разработкой программы действий по обеспечению продовольственной  безопасности и созданием фондов мировой продовольственной безопасности.

Концепция МПБ подразумевала  реализацию следующих элементов: заключение конвенции о продовольственной  помощи и конвенции о торговле пшеницей; создание в развивающихся  странах аграрной инфраструктуры, обеспечивающей хранение и транспортировку продовольствия; учреждение специального механизма для финансирования импорта развивающихся стран; обеспечение ежегодного пополнения международного чрезвычайного продовольственного резерва на 500 тыс.т.; развитие Мировой продовольственной программы; достижение договоренности о системе мероприятий в случае непредвиденного продовольственного кризиса;

принятие мер по достижению устойчивости рынка продовольствия и обеспечению к нему доступа  развивающихся государств.

В 1996 г. во время конференции  была принята «Римская декларация о всемирной продовольственной безопасности», которая была одобрена в том же году Всемирной встречей на высшем уровне по проблемам продовольствия, и План действий, который включал несколько обязательств и мероприятий, взятых на себя мировым сообществом по улучшению продовольственной ситуации в мире. Среди данных обязательств можно выделить следующие: проведение целенаправленной политики на искоренение бедности и неравенства в части доступа населения к полноценному продовольствию, а также его использованию; обеспечение стабильной политической, социальной и экономической обстановки с целью создания оптимальных условий для искоренения бедности и установления прочного мира; приложение усилий для обеспечения временных и чрезвычайных потребностей населения в продуктах питания; проведение совместной и согласованной политики в области продовольствия, сельского, рыбного и лесного хозяйства; приложение общих усилий к тому, чтобы мировая торговая система содействовала продовольственной безопасности для всех стран; содействие оптимальному выделению инвестиций для развития продовольственных и сельскохозяйственных систем.

Информация о работе Развитие АПК в России