Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 05:41, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является проанализировать и учесть финансовые аспекты при принятии управленческих решений, а также осуществить эффективный финансовый менеджмент.
Введение 4
1 Операционный финансовый анализ: 5
1.1 Дифференциация издержек производства 5
1.2 Основные показатели операционного анализа 8
1.3 Факторы, оказывающие влияние на порог рентабельности 11
1.4 Анализ чувствительности прибыли 16
1.5 Первичный операционный экспресс-анализ 19
1.6 Углубленный операционный анализ 27
2 Структура источников средств предприятия 29
3 Торговый кредит 34
4 Стоимость капитала 36
5 Политика финансирования оборотного капитала 40
5.1 Стратегии финансирования оборотного капитала 40
5.2 Влияние стратегий финансирования оборотного капитала на рентабельность собственных средств 49
6 Дебиторская задолженность и кредитная политика 54
6.1 Дебиторская задолженность 54
6.2 Кредитная политика 57
7 Прогнозирование денежного потока 61
Заключение 63
Библиографический список 66
Технология
первичного экспресс-анализа
Для
проведения анализа безубыточности
по всем факторам рассчитывается критическое
значение и запас финансовой прочности
по анализируемому фактору. Экономическое
содержание показателей и методика
расчета приводится в таблице 1.14.
После проведения расчетов строятся графики запаса финансовой прочности по анализируемым факторам. Как показывает рисунок 1.7, при снижении объема на 45,71% предприятие полностью лишается прибыли и встает на порог рентабельности, т. е. вся выручка от реализации уходит на покрытие переменных и постоянных затрат.
Рисунок 1.7 - График запаса финансовой прочности по анализируемым факторам.
При изменении цены реализации на 26,67% предприятие полностью лишается прибыли и встает на порог рентабельности. т. е. вся выручка от реализации уходит на покрытие переменных и постоянных затрат.
При увеличении переменных затрат на 64,00% предприятие полностью лишается прибыли и встает на порог рентабельности, т. е. вся выручка от реализации уходит на покрытие переменных и постоянных затрат.
При увеличении постоянных затрат на 84,21% предприятие полностью лишается прибыли и встает на порог рентабельности, т. е. вся выручка от реализации уходит на покрытие переменных и постоянных затрат.
Изменение анализируемых факторов приводит к изменению прибыли: она либо снижается, либо увеличивается. Чтобы при этом получить исходную прибыль, необходимо объем реализации или понизить или повысить. Данное изменение объема реализации называется компенсирующим.
Исходными данными для анализа являются значения процентного изменения прибыли и силы операционного рычага по объему реализации, рассчитанные в таблице 1.13.
В
таблице 1.15 представлены формулы определения
компенсирующего изменения
Таблица 1.15 - Расчет компенсирующего изменения объема реализации при изменении анализируемых факторов.
Анализируемый фактор | Расчетная формула | Комментарий |
Цена, переменные затраты |
процентное изменение прибыли.
Это тот % изменения прибыли, на который
нам необходимо ее изменить, чтобы в результате
компенсирующего изменения объема реализации
восстановить до исходного уровня.
компенсирующее изменение объема реализации. | |
Постоянные затраты |
Результаты расчетов оформлены в виде таблице 1.16.
На основе произведенных расчетов строим кривые безразличия (рис.1.8).
Согласно графику кривых безразличий, любому изменению постоянных издержек соответствует компенсирующее изменение объема реализации, позволяющее сохранять прибыль на прежнем уровне, т. е. при росте постоянных издержек на 12% необходимо увеличить объем реализации на 7,35%, а при снижении на 12% необходимо сократить объем реализации на 7,35% для сохранения исходной прибыли, равной 40000 тыс. руб.
Таблица 1.16 - Определение компенсирующего процентного изменения объема реализации при изменении анализируемых факторов. | ||||||||||||
Анализируемые факторы | Компенсирующие %-ые изменения объема реализации при изменении фактора на: | |||||||||||
-12% | -10% | -8% | -6% | -4% | -2% | 2% | 4% | 6% | 8% | 10% | 12% | |
Цена реализации | 56,25 | 42,86 | 31,58 | 21,95 | 13,64 | 6,38 | -5,66 | -10,71 | -15,25 | -19,35 | -23,08 | -26,47 |
Переменные затраты | -19,35 | -16,67 | -13,79 | -10,71 | -7,41 | -3,85 | 4,17 | 8,70 | 13,64 | 19,05 | 25,00 | 31,58 |
Постоянные затраты | -7,35 | -6,13 | -4,90 | -3,68 | -2,45 | -1,23 | 1,23 | 2,45 | 3,68 | 4,90 | 6,13 | 7,35 |
Рисунок
1.8 - График кривых безразличия
При росте переменных затрат на 12% необходимо увеличить объем реализации на 31,58%, а при снижении цены на 12% необходимо сократить объем реализации на 19,35% для сохранения исходной прибыли, равной 40000 тыс. руб.
При
росте цены на 12% необходимо сократить
объем реализации на 26,47%, а при снижении
цены на 12% необходимо увеличить объем
реализации на 56,25% для сохранения исходной
прибыли, равной 40000 тыс. руб.
Разработка
более прибыльного и
Сущностью данного анализа является разделение совокупных постоянных затрат предприятия на прямые и косвенные объединения прямых переменных затрат на данный товар с прямыми постоянными затратами.
В
качестве критерия выбора наиболее выгодной
продукции может выступать
Как только промежуточная валовая маржа становится отрицательной, то данный товар должен быть изъят из ассортимента, т. к. становится не способным покрывать своей выручкой от реализации прямые переменные и прямые косвенные затраты.
Экономический смысл и порядок расчета основных показателей углубленного операционного анализа приводиться в таблице 1.17.
По приведенным ниже расчетам делаем вывод, что предприятие по истечению 4,6 месяцев начинает покрывать переменные и прямые постоянные затраты. При дальнейшем увеличении выпуска продукции предприятие начинает покрывать и косвенные постоянные затраты. По истечении 6,5 месяцев предприятие покрывает полностью все расходы по производству и реализации продукции и начинает получать прибыль.
Таблица 1.17 - Расчет основных показателей углубленного анализа | |||||||||||
Показатель | Расчетная формула | Расчет по исходным данным | Назначение показателя | ||||||||
Порог безубыточности | ПБшт.= | 2352 | / | 70 | = | 33,6 | тыс.ед. | Такая выручка о реализации (V продаж), которая покрывает переменные и прямые постоянные затраты. При этом валовая маржа равна нулю. | |||
ПБруб.= | 2352 | / | 0,33 | = | 7056 | тыс.руб. | |||||
Порог рентабельности | ПРшт.=( | 2352 | + | 1080 | )/ | 70 | = | 49 | тыс.ед. | Такая выручка о реализации (V продаж), которая покрывает не только переменные и прямые постоянные затраты, но и отнесенную на данный товар величину косвенных постоянных затрат. При этом прибыль от данного товара равна нулю. | |
ПРруб.=( | 2352 | + | 1080 | )/ | 0,33 | = | 10296 | тыс.руб. | |||
Период времени покрытия затрат (мес.). Рассчитывается только при условии равномерного товарооборота | t= | 12 | * | 33,6 | / | 80 | = | 5,0 | мес | Период времени, с которого начинаются покрываться косвенные постоянные затраты. | |
t= | 12 | * | 49 | / | 80 | = | 7,4 | мес. | Период времени, с которого предприятие начинает получать прибыль. |
Капитал
предприятия любой формы
Проблема управления структурой капитала является одной из центральной в современной теории финансов.
Увеличение доли заемного финансирования может приводить к росту показателей доходности предприятия, в частности к увеличению рентабельности собственных средств. Данная закономерность в теории финансового менеджмента носит название «эффекта финансового рычага», под которым понимается приращение рентабельности собственных средств, получаемое благодаря использованию заемных средств, несмотря на их платность и возвратность.
Общая
формула исчисления эффекта финансового
рычага имеет следующий вид:
ЭФР
= (1 – СН) * (ЭР –
СРСП) * ЗС/СС, (3)
где ЭФР – эффект финансового рычага, %;
СН – ставка налога на прибыль;
ЭР
– экономическая
СРСП – средняя расчетная ставка процента по заемным средствам, %;
ЗС – заемные средства, руб.;
СС – собственные средства, руб.
Сила воздействия финансового рычага измеряется плечом финансового рычага, определяемого соотношением заемных и собственных средств предприятия или его структурой капитала.
Если предприятие использует:
чРсс
= (1 – СН) * ЭР (4)
чРсс = (1 – СН) * ЭР + ЭФР (5)
«+» ЭФР, если ЭР > СРСП;
«-» ЭФР,
если ЭР < СРСП.
Силу
воздействия финансового рычага
может характеризовать и
где СВФР – сила воздействия финансового рычага;
ЧП – темп изменения чистой прибыли (или чистой прибыли на акцию), %;
НРЭИ – темп изменения нетто-результата эксплуатации инвестиций, %.
С
категорией финансового рычага очень
тесно связано понятие
Степень финансового риска зависит от структуры капитала. При изменении структуры капитала в сторону увеличения доли заемных средств возрастает значение чистой рентабельности собственных средств, либо чистой прибыли на акцию.
Экономический смысл финансового рычага заключается в следующем: чем больше плечо финансового рычага, при условии превышения экономической рентабельности над процентной ставкой по заемным средствам, тем выше чистая рентабельность собственных средств, либо чистая прибыль на акцию, следовательно, и выше финансовый риск.
Точка,
в которой экономическая
где НРЭИкрит .– критическое значение нетто-результата эксплуатации инвестиций, тыс. руб.;
СРСП – средняя расчетная ставка процента, %;
А – активы предприятия, тыс. руб.
В качестве исходных данных принимается, что доля заемного капитала для предприятия А равна 0%, для Б – 15%, для С – 20%, для Д – 30%, для предприятия Е -45%.
Сравнительный анализ финансового риска при различной структуре капитала предприятия проводится на основании расчетов, представленных в таблице 2.3.
Для
расчета таблицы 2.4 используется вспомогательные
таблицы 2.1, 2.2.
Таблица 2.1 – Структура капитала | |
Предприятие | Доля заёмного капитала, % |
A | 0 |
Б | 15 |
C | 20 |
D | 30 |
E | 45 |