Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является создание механизма и стратегии финансового планирования предприятия, позволяющих обеспечить:

снижения себестоимости продукции, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, рост производственных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат;
увеличения дохода и массы прибыли, изменение рентабельности имущества и собственного капитала, повышение конкурентоспособности продукции и устойчивости финансового состояния предприятия за счет роста рентабельности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Методы и сущность финансового анализа на предприятии 8
1.2. Финансовый анализа и его роль в стратегическом управлении предприятием 14
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МТС» 37
2.1. Характеристика компании 37
2.2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия 39
2.3. Анализ финансовых коэффициентов ОАО «МТС» 48
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МТС» 68
3.1. Анализ финансовых результатов ОАО «МТС» и пути повышения рентабельности 68
3.2. Анализ и оценка платежеспособности ОАО «МТС» 72
3.3. Повышение финансовой устойчивости ОАО «МТС» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
Приложение 1. Бухгалтерская отчетность ОАО «МТС» 107

Работа содержит 1 файл

diplom1.doc

— 843.00 Кб (Скачать)

     Вторая  причина связана с тем, что  при высоком уровне коэффициента задолженности (свыше 1,0) у компании возрастает потенциальный риск банкротства. В такой ситуации собственники склонны к риску, выбирая самые высокодоходные, но рискованные инвестиции, что не устраивает кредиторов.

     Третья  причина заключается в том, что  при поглощении одной компании другой у фирмы-покупателя обычно происходит изменение структуры капитала: во-первых, часто поглощаемое предприятие приобретается за счет заемных средств и новый кредит изменяет структуру капитала поглощающей компании; во-вторых, присутствие заемных средств у поглощаемой фирмы также может оказать влияние на состав и структуру источников средств компании-покупателя. Последняя получает прирост рентабельности собственного капитала благодаря увеличению уровня эффекта финансового рычага, дивиденды по акциям и нераспределенная прибыль возрастают.

     Четвертая причина связана с возрастанием темпов роста оборота (объема продаж) предприятия в условиях благоприятной рыночной конъюнктуры, что требует повышенного финансирования. Наращивание темпов роста оборота связано с увеличением переменных, а часто и постоянных издержек, а также объема дебиторской задолженности. Поэтому в период подъема деловой активности многие компании склонны привлекать в свой оборот больше заемных средств. В данном случае эмиссионные расходы, издержки первичного размещения акций и последующие выплаты дивидендов часто превышают стоимость привлечения обслуживания кредитов и займов.

     Пятая причина: если при выпуске корпоративных  облигаций новые заемные средства привлекают на более выгодных для  инвесторов условиях, чем предыдущая эмиссия, то ранее выпущенные облигации могут упасть в цене.

     При оптимизации структуры капитала (источников средств) исходят обычно из главной цели финансового менеджмента: установить такое соотношение между заемным и собственным капиталом, при котором стоимость акций компании достигает своего максимального значения. Уровень задолженности служит для инвестора чутким рыночным индикатором для оценки финансовой устойчивости эмитента. Высокий удельный вес заемных средств в пассиве баланса свидетельствует о повышении риска банкротства заемщика.

     Если компания располагает в основном собственными источниками средств, то риск потери финансового равновесия значительно понижается, но акционеры могут не получить высоких дивидендов. В данном случае они полагают, что корпорация не преследует цели максимизации прибыли, и могут начать продажу принадлежащих им акций, снижая тем самым их рыночную стоимость. Итак, для зрелых, давно работающих на финансовом рынке компаний новая эмиссия акций обычно расценивается инвесторами как тревожный сигнал их вероятной финансовой нестабильности, а привлечение заемных средств — как благоприятный или нейтральный. Поэтому и рекомендуется сохранять резерв финансовой гибкости, чтобы всегда иметь возможность получить кредиты и займы на приемлемых для заемщика условиях.

     В настоящее время ОАО «МТС» продолжает совершенствовать свою маркетинговую политику. Основными задачами на 2010 год в области маркетинга являются: контроль оттока, привлечение новых абонентов, повышение качества клиентского сервиса, качества работы в роуминге, совершенствование межоператорского взаимодействия, развитие бизнеса в области междугородней и международной связи, слияний и поглощений, синергии и конвергенции, оптимизации расходов.

     Компания  нацелена на дальнейшее укрепление своих  позиций, используя и развивая факторы, определяющие конкурентоспособность оператора на рынке. Среди основных факторов конкурентоспособности ОАО «МТС» следует выделить: широту охвата сети и внутрисетевого роуминга, традиционно высокое качество услуг связи, выгодные тарифные предложения, учитывающие потребности различных сегментов, широкий спектр дополнительных услуг. Эти факторы позволяют компании постепенно увеличивать уровень доходов как за счет роста абонентской базы, так и за счет увеличения интенсивности потребления услуг.

       Численность работающих в Компании  с учетом персонала филиалов  на 31 декабря 2006 и 2007 гг. составила 18,336 и 18,025 человек соответственно. Основным источником доходов Компании является выручка от реализации следующих услуг:

     услуги  сотовой радиотелефонной связи;

     предоставление  в аренду каналов связи;

     предоставление  услуг местной и международной  телефонной связи;

     предоставление  услуг телематических служб;

     продажа телефонов и аксессуаров;

     продажа оборудования;

     осуществление работ в соответствии со строительной лицензией.

     Основными покупателями услуг сотовой связи  являются российские и иностранные  физические и юридические лица.

     Если  компания располагает в основном собственными источниками средств, то риск потери финансового равновесия значительно понижается, но акционеры могут не получить высоких дивидендов. В данном случае они полагают, что корпорация не преследует цели максимизации прибыли, и могут начать продажу принадлежащих им акций, снижая тем самым их рыночную стоимость. Итак, для зрелых, давно работающих на финансовом рынке компаний новая эмиссия акций обычно расценивается инвесторами как тревожный сигнал их вероятной финансовой нестабильности, а привлечение заемных средств — как благоприятный или нейтральный. Поэтому и рекомендуется сохранять резерв финансовой гибкости, чтобы всегда иметь возможность получить кредиты и займы на приемлемых для заемщика условиях.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
  1. Акционерное дело: Учебник /Под. Ред. В.А. Галанова. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 544 с.
  2. Батаева     Б.С.      Корпоративное     управление:      направления совершенствования - М.: Издательство ИПР СПО Минобразования России, 2002. - 136 с.
  3. Бочаров В.В. Современный финансовый менеджмент. – СПб.: Питер, 2006. – 464 с.
  4. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ. –СПб.: Питер, 2005.
  5. Ван   Хорн,   Джеймс,   Вахович,   Джон,   Основы   финансового менеджмента, 12-е издание.: Пер. с английского - М.: Издательский дом "Вильяме", 2004, 992 с.
  6. Дамодаран А. Инвестиционная оценка. – М.: Альпина-Бизнес Букс, 2004.
  7. Кныш М.И. и др. Стратегическое управление корпорациями. -СПб.: КультИнформПресс, 2002. - 239 с.
  8. Менеджмент в телекоммуникациях. М.: Эко-Трендз, 2005. – 392 с.
  9. Менеджмент в телекоммуникациях. /Н.П. Резникова. Е.В. Демина. М.: МТУСИ, 2002. – 87 с.
  10. Никонова   И. А.    Финансирование    бизнеса   -   М.:    Альпина Паблишер, 2003. - 197 с.
  11. Пособие   по   корпоративному   управлению:   справочник   для российских  открытых  акционерных  обществ  по  вопросам  надлежащего корпоративного управления. Издание 1-ое. IFC, Department of Commerce US, 2003.
  12. Шапкин А.С. Экономические и финансовые риски. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.
  13. Шевченко И.Г. Порядок и хаос рынка акционерного капитала в России. - М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2003. - 216 с.
  14. Шиткина И.С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. -М.ЮОО «Городец-издат», 2003. - 368 с.
  15. Бакулина Е. К вопросу о судебном оспаривании реорганизации хозяйственных обществ //Хозяйство и право. 2004,№ 3. Стр. 128-139
  16. Беленькая  О.  Анализ корпоративных слияний и поглощений //Управление компанией. №2, 2001.
  17. Беляева И.Ю.  Слияние в российской экономике и проблемы корпоративного управления. //Бизнес академия. - 2003 - №12 - С. 2-10
  18. Бурмистрова     Татьяна,     Карелин     Андрей.     Банкротства     в современной России. //Право и экономика. 2004 №3. Стр. 7-17.
  19. Вайсберг   Валерий.    Как   защититься    от   недружественного поглощения. //Русский фокус №2 2003. стр. 70-71
  20. Владимирова   И.Г.   Слияния   и   поглощения:   характеристика современной волны. //Менеджмент в России и за рубежом. №1,2002.
  21. Волчков Александр, Сергеев Николай Выкуп доли //Ведомости. 06.04.2004. Стр. 7.
  22. Вьюгин О. В России много АО, но мало публичных компаний //Ведомости 15 апреля 2004г.
  23. Газин   Геннадий,   Манаков   Дмитрий.   Наука   поглощений.   // Вестник McKinsey, №2, 2004. http://www.mckinsey.ru
  24. Гололобов Дмитрий. Консолидация в холдинговых компаниях. Право и экономика № 8, 30.08.2003
  25. Гудков    Алексей    Корпоративные    поглощения:    российский вариант. //РЦБ 2003 № 14. Стр. 46-48
  26. Зиновьева Марина. Холдинги, финансово-промышленные группы и банковские группы.//Право и экономика № 4,2003
  27. Зыкова Т. Корпоративный шантаж //Российская газета. 2004, № 62. 26 марта 2004г. стр .10

Приложение 1.

Бухгалтерская отчетность ОАО «МТС»

 
 
Актив Код показателя 2006 2007 2008
1 2 3 4 4
I.  ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ        
Нематериальные  активы 110 669552 653156 585868
Основные  средства 120 48 249 086 53 897 447 56 692 668
Незавершенное строительство 130 22 003 770 36 315 957 39 321 189
Доходные  вложения в материальные ценности 135 477133 298968 414268
Долгосрочные  финансовые вложения 140 38 859 161 28 887 268 45 703 888
Отложенные  налоговые активы 145 1363561 3372037 4550985
Прочие  внеоборотные активы 150 13974048 20027147 13678524
Итого по разделу I 190 125 596 311 143 451 980 160 947 390
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ        
Запасы 210 10 795 478 11 360 641 9 438 547
в том числе:        
сырье, материалы и другие аналогичные  ценности 211 3871743 6640496 5729073
затраты в незавершенном производстве 213 569 958 421 601 465 046
готовая продукция и товары для перепродажи 214  5 578 983 3 409 805 2 201 027
товары  отгруженные 215      
расходы будущих периодов 216 774 794 888 739 1 043 081
прочие  запасы и затраты 217       
Налог на добавленную стоимость по приобретенным        
Ценностям 220            7 561 636           6 060 930           4 890 795  
Дебиторская задолженность (платежи по которой        
Ожидаются более чем через 12 месяцев после        
отчетной  даты) 230                         -                         -                         -    
в том числе покупатели и заказчики 231                          -                         -                         -    
Дебиторская задолженность (платежи по которой        
Ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной        
даты) 240          14 719 667         19 041 628         22 177 740  
в том числе покупатели и заказчики 241            9 458 695         10 280 714         11 006 485  
Краткосрочные финансовые вложения 250            2 574 618         14 066 460         17 835 604  
Денежные  средства 260               761 858           2 099 244           1 295 927  
Прочие  оборотные активы 270 890530 2857922 2875768
Итого по разделу II 290 37 303 787 55 486 825 58 514 381
БАЛАНС 300 162 900 098 198 938 805 219 461 771
Пассив Код показателя 2005 2006 2007
1 2 3 4 4
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ        
Уставный  капитал 410 199333 199333 199333
Собственные акции, выкупленные у акционеров 411 0 0 0
Добавочный  капитал 420 17 452 113 17 452 113 17 452 113
Резервный капитал 430 29900 29900 29900
в том числе:        
резервы, образованные в соответствии        
с законодательством 431 29900 29900 29900
резервы, образованные в соответствии        
с учредительными документами 432 0 0 0
Нераспределенная  прибыль (непокрытый убыток) 470 0 32 094 015 77 401 963
Нераспределенная  прибыль прошлых лет 471 45 377 564 31 975 354 0
Итого по разделу III 490 63 058 910 81 750 715 95 083 309
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА        
Займы и кредиты 510     62 811 183,00   80053974 76636791
Отложенные  налоговые обязательства 515 425 805 589 832 767 727
Прочие  долгосрочные обязательства 520      
Итого по разделу IV 590 63 236 988 80 643 806 77 404 518
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА        
Займы и кредиты 610 12577276 4180957 4225609
Кредиторская  задолженность 620 22 706 121 26 949 540 29 287 385
в том числе:        
поставщики  и подрядчики 621  13890414 15506769 15389335
задолженность перед персоналом организации 622 899 025 1 578 783 596 308
задолженность перед государственным и        
внебюджетными фондами 623 51196 88855 653308
задолженность по налогам и сборам 624 594 295 114 891 1 883 124
авансы  полученные 625 6 950 212 8 809 145 10 765 420
прочие 626 320 979 851 097  
Задолженность перед участниками (учредителями)        
по  выплате доходов 630 37626 16792 4929491
Доходы  будущих периодов 640 4209 4278 824910
Резервы предстоящих расходов 650 1278978 5392717 7706549
Прочие  краткосрочные обязательства 660      
Итого по разделу V 690 36 604 210 36 544 284 46 973 944
БАЛАНС 700 162 900 108 198 938 805 219 461 771

Информация о работе Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"