Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является создание механизма и стратегии финансового планирования предприятия, позволяющих обеспечить:

снижения себестоимости продукции, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, рост производственных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат;
увеличения дохода и массы прибыли, изменение рентабельности имущества и собственного капитала, повышение конкурентоспособности продукции и устойчивости финансового состояния предприятия за счет роста рентабельности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Методы и сущность финансового анализа на предприятии 8
1.2. Финансовый анализа и его роль в стратегическом управлении предприятием 14
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МТС» 37
2.1. Характеристика компании 37
2.2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия 39
2.3. Анализ финансовых коэффициентов ОАО «МТС» 48
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МТС» 68
3.1. Анализ финансовых результатов ОАО «МТС» и пути повышения рентабельности 68
3.2. Анализ и оценка платежеспособности ОАО «МТС» 72
3.3. Повышение финансовой устойчивости ОАО «МТС» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
Приложение 1. Бухгалтерская отчетность ОАО «МТС» 107

Работа содержит 1 файл

diplom1.doc

— 843.00 Кб (Скачать)

     Модифицированный  метод внутренней нормы доходности (Modified Internal Rate or Return, MlRR) представляет собой усовершенствованную модель IRK. Он дает более правильную оценку ставки дисконтирования и снимает проблему множественности нормы доходности на различных этапах (шагах) оценки проекта. Этот коэффициент принимают за MIRR.. Расчетная формула такова (3.10):

                                (3.10)

 

     где COFt — означает отток денежных средств или инвестиций в период t; CIF — приток денежных средств в периоде t; К — цена источника финансирования данного проекта; п — продолжительность расчетного периода, лет; MIRR — ставка дисконта, уравнивающая PV инвестиции и терминальную стоимость притока денежных средств (TV).

     MIRR характеризует эффективность проекта с неординарным денежным потоком. Логика использования достаточно проста: проект рекомендуют к реализации, если MIRR > CC (WACC), где СС — цена источника его финансирования. Отметим, что формула (3.10) имеет смысл, если терминальная стоимость притоков превышает дисконтированную сумму оттоков денежных средств по проекту19. На базе рассчитанных показателей рекомендуют составлять итоговую таблицу, характеризующую эффективность инвестиционных проектов (табл. 3.9).

     Таблица 3.9.

     Сводные показатели, выражающие эффективность  проектов предприятий телекоммуникационной отрасли

Проекты Чистый приведенный  эффект (NPV), млн руб. Дисконтированный  индекс доходности (DPI) Дисконтированный  период окупаемости (DPP), лет Внутренняя  норма доходности (IRR), %
№ 1 10,4 1,25 2,4 25,2
№2 6,7 1,20 3,3 19,9
 

     Каждый  из методов оценки дает возможность  специалистам предприятия (финансовым менеджерам, аналитикам и др.) изучить характерные особенности каждого проекта и принять правильное решение. Поэтому опытные аналитики используют все методы в инвестиционном анализе, а компьютерные технологии облегчают решение этой задачи.

     Таким образом, основные критерии принятия инвестиционных решений следующие:

     •   отсутствие более выгодных альтернатив;

     •   минимизация риска потерь от инфляции;

     •   краткость срока окупаемости  капитальных вложений;

     •   дешевизна проекта;

     •  обеспечение стабильности поступления  доходов от проекта в течение  продолжительного времени;

     •  высокая рентабельность инвестиций после дисконтирования.

3.3.  Повышение финансовой  устойчивости ОАО  «МТС»

 

      Финансовый  леверидж (финансовый рычаг) показывает возможности менеджеров влиять на чистую прибыль предприятия за счет изменения  структуры пассивов, варьируя соотношение  СК и ЗК для оптимизации процентных выплат. Соответственно вопрос о целесообразности использования кредитов связан с действием финансового рычага: с увеличением доли ЗК можно повысить рентабельность СК. Предмет финансового левериджа составляют управленческие решения об использовании заемных средств в той или иной пропорции к собственному капиталу. Повышая долю ЗК, можно увеличить отдачу на СК (повысить рентабельность собственного капитала). Возможности управления источниками финансирования характеризует критерий "уровень финансового левериджа".

      Уровень финансового левериджа (или финансовый рычаг) - соотношение темпов прироста чистой прибыли (без процентов и  налогов) и балансовой прибыли (до выплаты  процентов и налогов) - отражает чувствительность, возможность управления чистой прибылью в динамике. Сила воздействия финансового рычага зависит от соотношения заемных и собственных средств (от плеча финансового рычага ЗК/CК) - возрастает с увеличением доли ЗК и соответственно сумм выплачиваемых процентов за кредит, что характеризует активность финансовой деятельности. Однако с ростом уровня финансового левериджа возрастает финансовый риск.

      Финансовый  риск (леверажный) - это возможность оказаться в зависимости от кредиторов в случае недостатка денег для расчетов по кредитам и в конечном счете это риск потери финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности. Действие финансового рычага иллюстрирует факторная модель рентабельности собственного капитала.

     Для любого предприятия (корпорации) приоритетное значение имеет правило, при котором  как собственные, так и заемные средства должны обеспечивать отдачу в форме прибыли (дохода). Если предприятие в производственно-коммерческой деятельности использует как собственный, так и заемный капитал, то рентабельность собственного капитала может быть повышена за счет привлечения банковских кредитов.

     Позитивный  эффект финансового рычага проявляется  в росте ROE в результате дополнительного  заимствования и снижения доли СК в стоимости пассивов. Но увеличение ROE возможно только тогда, когда процентная ставка за пользование кредитом (i) не превышает сложившуюся ROА:

     если ROА > i,

     то ROE > ROА и DROE = (ROА - i) х ЗК/СК.

     От  этих составляющих модели рентабельности зависит решение о привлечении  ЗК - целесообразно привлекать заемные  средства, если ROА превышает i. Степень роста рентабельности зависит от того, насколько ROА больше i, т.е. от разности (ROА - i), которая отражает также риск кредитора - чем он больше, тем меньше риск неплатежеспособности заемщика.

     В теории финансового менеджмента  такое увеличение доходности собственного капитала называют эффектом финансового рычага (левериджа). Уточним содержание термина «рентабельность активов» (Return on Assets, ROA):

                                                                                                (3.11)

     где Pa (ROA) — рентабельность активов (имущества), %;

           БП — бухгалтерская прибыль (прибыль до налогообложения);

            — средняя стоимость активов за расчетный период.

     Рентабельность  активов — важный для предприятия показатель, выражающий эффективность использования внеоборотных и оборотных активов. Рассмотрим ОАО «МТС» (табл. 3.10).

 

     Таблица 3.10.

     Расчет  бухгалтерской прибыли ОАО МТС

Показатели  2006 (план) 2006 2007 (план) 2007 2008 (план) 2008
1. Рентабельность активов, % 17,25 10,85 8,08 7,96 10,26 16,13
2. Валюта пассива баланса (без  кредиторской задолженности), тыс.  руб. 106 532 702 140 193 987 46 435 891 67 207 744 78 081 865 122 944 812
В том числе:                                          собственный капитал 54 243 947 63 058 910 15 853 814 19 998 052 38 437 101 66 396 573
заемный капитал 51 565 273 75 388 459 30 058 425 46 851 928 39 030 414 54 468 941
3. Актив баланса, пониженный на  сумму кредиторской задолженности,  тыс. руб. 106 532 702 140 193 987 46 435 891 67 207 744 78 081 865 122 944 812
4. Бухгалтерская прибыль (стр. 1 х  стр. 3/100), тыс. руб. 18 380 543 15 204 682 3 750 924 5 348 034 8 010 770 19 829 485
 
 

       Рентабельность  собственного капитала — Рск (Return on Equity, ROE) совпадает с доходностью его активов.

       Эффектом  финансового рычага (ЭФР) выражает приращение (прибавку) к рентабельности собственного капитала, полученное благодаря использованию банковского кредита, несмотря на его платность.  Рассмотрим более подробно влияние ЭФР на рентабельность собственного капитала, а также составляющие его элементы. Очевидно, что данный эффект возникает из расхождения между доходностью активов и «ценой» заемного капитала, т. е. средней ставкой банковского процента.

       Иными словами, ОАО должно предусмотреть такую рентабельность активов, чтобы средств было достаточно на уплату процентов за кредит и налога на прибыль. Следует иметь в виду, что средняя расчетная ставка процента (СП) не совпадает с процентной ставкой, взятой из кредитного договора. Так, кредит под 28% годовых, взятый на 15 дней, с учетом расходов на налогообложение прибыли банка может обойтись заемщику в 1,18% (28% х 15/360).

     Среднюю расчетную процентную ставку за кредит устанавливают по формуле:

                                                                                             (3.12)

     где ФИк — фактические финансовые издержки по всем полученным кредитам за расчетный период (сумма уплаченных процентов); ΣЗС — общая сумма заемных средств, привлеченных в расчетном периоде.

     При удачном развитии предприятия получают большую прибыль, так как ROА составляет 15%, а i ниже достигнутой ROA. Таким образом, обеспечена высокая отдача на собственный  капитал (использован леверажный шанс): ROE > ROA, так как ROA > i.

     При неблагоприятном стечении обстоятельств балансовая прибыль невелика (ROA = 5%), у предприятия X она не покрывает сумму процентов за кредит, и собственники несут леверажный риск. Таким образом, отдача на собственный капитал меньше ROA: ROE < ROA, так как ROA < i.

     Действие  финансового рычага проявляется  в большей мере у предприятия, так как здесь выше финансовая активность. Расчеты приведены в таблице 3.11.

     Таблица 3.11.

     Показатели  средней процентной ставки за кредит

Показатели 2006 (план) 2006 2007 (план) 2007 2008 (план) 2008
Заемный капитал 51565273 75 388 459 30 058 425 46 851 928 39 030 414 54 468 941
Проценты  уплаченные (ФИ) 3 569 839 4 529 605 1 114 596 2 430 185 1 817 344 4 040 587
6,92 6,01 3,71 5,19 4,66 7,42
 

     Данные  расчеты позволяют установить «среднюю цену», в которую обходятся предприятиям заемные средства. Как видим, предприятию телекоммуникационной отрасли заемные средства обходились от 3,71 %.  Следовательно, наиболее дешевые заемные ресурсы в 2006 году.

     Теперь  приведем общую формулу для расчета ЭФР (3.13):

                                                                      (3.13)

     где Снп — ставка налога на прибыль, доли единицы; Ра рентабельность активов (имущества), %; СП — средняя расчетная ставка процента за кредит, %; ЗК — заемный капитал, тыс. руб.; СК— собственный капитал, тыс. руб.; (1 – Снп) — налоговый корректор (щит); ЗК/СК — коэффициент задолженности; а -СП) — дифференциал финансового рычага, %.

     Налоговый корректор показывает, в какой  степени проявляется ЭФР в связи с различным уровнем налогообложения. Он не зависит от деятельности акционерной компании (корпорации), так как ставка налога на прибыль устанавливается в законодательном порядке (табл. 3.12).

     Таблица 3.12.

     Показатели  расчета эффекта финансового рычага

Показатели      
2006 (план) 2006 2007 (план) 2007 2008 (план)4 2008
Ставка  налога на прибыль, доли единицы 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24 0,24
Рентабельность  активов, % 17,25 10,85 8,08 7,96 10,26 16,13
Средняя ставка процента, % 6,92 6,01 3,71 5,19 4,66 7,42
Собственный капитал, тыс. руб. 54 243 947 63 058 910 15 853 814 19 998 052 38 437 101 66 396 573
Заемный капитал, тыс. руб. 51 565 273 75 388 459 30 058 425 46 851 928 39 030 414 54 468 941
Налоговый корректор 0,76 0,76 0,76 0,76 0,76 0,76
ЗК/СК 0,95 1,20 1,90 2,34 1,02 0,82
Дифференциал  финансового рычага, % 10,33 4,84 4,37 2,77 5,60 8,71
Эффект  финансового рычага 7,47 4,39 6,29 4,93 4,32 5,43

Информация о работе Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"