Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является создание механизма и стратегии финансового планирования предприятия, позволяющих обеспечить:

снижения себестоимости продукции, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, рост производственных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат;
увеличения дохода и массы прибыли, изменение рентабельности имущества и собственного капитала, повышение конкурентоспособности продукции и устойчивости финансового состояния предприятия за счет роста рентабельности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Методы и сущность финансового анализа на предприятии 8
1.2. Финансовый анализа и его роль в стратегическом управлении предприятием 14
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МТС» 37
2.1. Характеристика компании 37
2.2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия 39
2.3. Анализ финансовых коэффициентов ОАО «МТС» 48
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МТС» 68
3.1. Анализ финансовых результатов ОАО «МТС» и пути повышения рентабельности 68
3.2. Анализ и оценка платежеспособности ОАО «МТС» 72
3.3. Повышение финансовой устойчивости ОАО «МТС» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
Приложение 1. Бухгалтерская отчетность ОАО «МТС» 107

Работа содержит 1 файл

diplom1.doc

— 843.00 Кб (Скачать)
 
 

     В Методических рекомендациях по разработке финансовой политики предприятия, утвержденных Министерством экономики РФ (приказ № 118 от 01.10.1997), предлагается все показатели финансово-экономического состояния  предприятия разделять на два  уровня: первый и второй. Эти категории имеют между собой существенные качественные различия.

     В первый уровень входят показатели, для которых определены нормативные  значения. К их числу относятся  показатели платежеспособности и финансовой устойчивости.

     Анализируя  динамику этих показателей, следует обратить внимание на тенденцию их изменения. Если их значения ниже или выше нормативных, то это следует рассматривать как ухудшение характеристик анализируемой организации.

     В рыночной экономике большинство  предприятий постоянно сталкиваются с неопределенностью относительно будущих условий деятельности. Однако, несмотря на это, их менеджеры должны планировать и принимать решения, оказывающие влияние на положение фирмы в будущем. Понятно, что обоснованные предположения о будущем обладают для менеджмента большей ценностью по сравнению с необоснованными. Поэтому прогнозирование (от греч. prognosis — предвидение) является неотъемлемой частью планирования и всегда предшествует ему при разработке управленческих решений.

     В общем случае прогнозирование есть процедура предсказания соответствующих показателей, результатов будущих операций, последствий влияния тех или иных событий и т. п. Процесс прогнозирования включает в себя следующие этапы:

     1. Определение целей прогноза и  его временнокго горизонта.

     2.  Формирование предположений о  состоянии внешней среды, сбор и обработка исходных данных.

     3.  Выбор метода прогнозирования.

     4.  Осуществление прогноза для различных  сценариев развития событий.

     5.  Оценка полученных результатов,  их достоверности и применимости.

     Современная экономическая наука предлагает менеджменту богатый выбор инструментов и методов прогнозирования, а  также средств их автоматизации — от простых, аналитических моделей и до сложных нейросетевых или эвристических алгоритмов искусственного интеллекта. Очевидно, что их детальное рассмотрение в рамках отдельной главы не представляется возможным. В этой связи далее основное внимание будет уделено методам, имеющим наибольшее прикладное применение.

     Финансовое  планирование обычно начинается с прогнозирования предполагаемого объема реализации продуктов и услуг. Разработка данного прогноза является сложным и многогранным процессом, требующим учета множества внешних и внутренних факторов. Поэтому, помимо маркетинговых и финансовых подразделений, в нем принимают участие специалисты практически всех ключевых служб и отделов предприятия: производственного, снабженческого, бухгалтерии и др. На практике к подобным прогнозам могут привлекаться сторонние специалисты: отраслевые и независимые эксперты, сотрудники консалтинговых фирм и т. п.

     Можно оценивать стоимость компании целиком  и управлять стоимостью, влияя на факторы. Но не всегда удается достаточно точно оценить влияние отдельного фактора на общий результат, так как при совместном воздействии факторов на стоимость имеет место эффект, при котором влияния факторов переплетаются, взаимно усиливают или, наоборот, ослабляют друг друга. Поэтому при анализе воздействия факторов на стоимость часто можно понять, какие факторы влияют, какова степень их влияния, но точно оценить влияние отдельных факторов представляется затруднительным.

       В последние годы многие зарубежные  ученые-экономисты уделяют много  внимания концепции экономической добавленной стоимости — ЭДС (Economic Value Added, EVA). Она позволяет ориентировать задачи корпораций в процессе принятия управленческих решений на интересы инвесторов (акционеров). EVA базируется на концепции остаточного дохода, предложенной А. Маршаллом. Более детально эту концепцию обосновал и предложил на рынке консалтинговых услуг С. Стюарт. Согласно концепции EVA, стоимость компании выражает ее балансовую оценку, увеличенную на текущую стоимость будущих доходов. Таким образом, EVA определяет рыночную стоимость акций компании, обусловленную ее инвестиционной активностью как за счет собственных, так и заемных средств. Акционеры должны получить норму возврата за принятый ими финансовый риск. Иными словами, собственный (акционерный) капитал должен обеспечить по крайней мере ту же самую норму возврата, как и при аналогичных условиях инвестирования на финансовом рынке. Если данное условие не соблюдается, то отсутствует реальная прибыль и акционеры не видят выгод от текущей деятельности акционерной компании. Если EVA равна нулю, то это является определенным достижением, так как акционеры получили норму возврата, которая компенсировала им финансовый риск. Положительное значение данного показателя (EVA > 0) характеризует эффективное использование капитала.

     Предприятие располагает следующими данными: посленалоговая прибыль от хозяйственных операций (чистая прибыль) — 12 млн руб.; средневзвешенная стоимость капитала — 10,5%; рентабельность инвестированных в активы средств — 12,6%; объем инвестиций — 95 млн руб. Тогда

     EVA1 = 12,0 млн руб. - 10,5x95,0 млн руб. = 2 млн руб.

     EVA2 = (12,6 - 10,5%) х 95,0 млн руб. = 2 млн руб.

     Эту величину (2 млн руб.) можно считать  реальной прибылью акционерной компании после вычета стоимости капитала, который должен быть выплачен владельцам акций и корпоративных облигаций. Из расчета следует очевидный вывод: компания должна иметь положительную величину посленалоговой (чистой) прибыли, что тем не менее может стать отрицательным значением экономической добавленной стоимости (если WACC > ROI). На величину EVA влияют следующие факторы:

     •   рост доходности бизнеса за счет роста  выручки от продаж и снижения суммы  текущих издержек (сокращение нерентабельных производств и видов продукции и др.);

     •   минимизация затрат на вложенный  капитал (привлечение более дешевых  источников финансирования активов).

     Следует отметить, что метод EVA — это модифицированная концепция чистого приведенного эффекта (Net Present Value, NPV).

     Понятие кредитоспособности неразрывно связано с сущностью кредита одна из основных черт которого, отличающая его от других экономических категорий, заключается в возврате на основе платности уступаемой кредитором заемщику стоимости10. Кредитоспособность выражается через способность предприятия исполнить полностью и своевременно свои обязательства по кредитному договору - то есть погасить кредит и уплатить проценты за его пользование11. Иными словами, речь идет о таком финансово-хозяйственном состоянии предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.

     Рассмотрим  в данном разделе методы анализа  финансового состояния заемщика на основе бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации о кредитоспособности заемщика. На основе показателей бухгалтерского баланса (форма № 1) и отчета о прибылях и убытках (ф. № 2) рассчитываются финансовые показатели, используемые при анализе кредитоспособности заемщика12. Анализ баланса позволяет сделать выводы о величине и структуре ликвидных активов, которые имеются у заемщика, и величине обеспечиваемых ими кредитов. Кроме того, анализ структуры и величины собственных и заемных средств дает кредиторам возможность судить13: о степени обеспеченности организации собственными средствами для поддержания непрерывного цикла производства;  о финансовой зависимости; о видах и условиях привлечения заемных средств и направлениях их использования;  о степени покрытия обязательств перед кредиторами и об уровне риска возможного банкротства в случае предъявления требований кредиторов.

     При анализе финансового состояния  рекомендуется придерживаться такой последовательности — этапов анализа14.  1.  Формирование аналитического агрегированного баланса.

     2.  Оценка и анализ экономического  потенциала организации. 2.1. Оценка  имущественного положения и структуры капитала. 2.2. Анализ финансового состояния:

     -  оценка ликвидности и платежеспособности;

     -  оценка финансовой устойчивости  и рентабельности.

     3. Оценка и анализ деловой активности  и результативности финансово-хозяйственной  деятельности организации. Проведем расчет показателей кредитоспособности (табл. 2.11).

     Таблица 2.11.

     Показатели  кредитоспособности ОАО «МТС»

Показатели 2007 2008 Отклонение (+,-)
Коэффициент абсолютной ликвидности (К1) 1,07 1,14 0,07
Промежуточный коэффициент покрытия (К2) 2,23 2,79 0,56
Коэффициент текущей ликвидности (общего покрытия) (К3) 2,89 4,96 2,08
Коэффициент соотношения собственных и заемных  средств (К4) 1,88 2,65 0,77
Рентабельность  продаж (К5) 1,00 1,00 0,00

     Оценка  результатов расчетов пяти коэффициентов заключается в присвоении заемщику категории по каждому из этих показателей на основе сравнения полученных значений с установленными достаточными (табл. 2.12).

     Таблица 2.12.

     Таблица расчета суммы баллов ОАО «МТС»

Показатель 2007 2008 Категория 2007 Категория 2008 Вес показателя Расчет суммы  баллов (2007) Расчет суммы  баллов (2008)
К1 1,07 1,14 1 1 0,11    
К2 2,23 2,79 1 1 0,05
К3 2,89 4,96 1 1 0,42
К4 1,88 2,65 1 1 0,21
К5 19,30 21,58 1 1 0,21
Итого х х х   1 1,00 1,00
 

     Предприятие является первоклассным заемщиком, так как сумма балов равна 1. Для анализа кредитоспособности рекомендуется использовать как минимум три последних периода, предшествовавших периоду обращения заемщика к кредитору с целью получения кредита. Применение финансовой информации, предоставляемой заемщиком требует детальной проверки на степень достоверности.

 
 
 

     В настоящее время наиболее актуальным является доходный подход к оценке рыночной стоимости действующих  предприятий15. Это связано с тем, что любой инвестор, вкладывающий деньги в предприятие, в конечном счете покупает не набор активов, состоящий из зданий, сооружений, машин, оборудования, а поток будущих доходов, позволяющий ему окупить вложенные средства, получить прибыль.

     Прогноз денежного потока является основой  всего процесса оценки и требует  досконального знания комплекса факторов, влияющих на оцениваемый объект. Даже при наилучшем стечении обстоятельств прогнозирование уровня возможных будущих доходов является одним из наиболее сложных вопросов доходного метода оценки предприятий. Однако данный прогноз чрезвычайно важен, потому что именно способность приносить доход характеризует рыночную стоимость компаний. К тому же прогнозирование доходов заставляет принять во внимание множество переменных, которые будут влиять на прибыль оцениваемой компании и таким образом способствовать принятию более обоснованного инвестиционного решения.

     Прогноз будущих доходов осуществляется на основании выводов финансового  анализа, а также на логической оценке того, как те или иные параметры  способны повлиять на количество и  качество будущих доходов. Таким образом, результаты финансового анализа непосредственно влияют на прогнозирование будущих доходов предприятия. Обзор методик финансового анализа, публикуемых в литературе, показал, что их можно использовать для прогнозирования потоков будущих доходов. Однако необходима адаптация существующих методик финансового анализа для конкретной цели - для прогноза величины будущих доходов в целях оценки бизнеса. ОАО «МТС» предлагается методика прогнозирования будущих доходов предприятия, включающую в себя ряд этапов (рис. 2.1).

 

┌─────────────────────────┐   ┌─────────────────────────────────┐

│1. Анализ финансового    │   │А) показатели финансовых         │

Информация о работе Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"