Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является создание механизма и стратегии финансового планирования предприятия, позволяющих обеспечить:

снижения себестоимости продукции, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, рост производственных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат;
увеличения дохода и массы прибыли, изменение рентабельности имущества и собственного капитала, повышение конкурентоспособности продукции и устойчивости финансового состояния предприятия за счет роста рентабельности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Методы и сущность финансового анализа на предприятии 8
1.2. Финансовый анализа и его роль в стратегическом управлении предприятием 14
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МТС» 37
2.1. Характеристика компании 37
2.2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия 39
2.3. Анализ финансовых коэффициентов ОАО «МТС» 48
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МТС» 68
3.1. Анализ финансовых результатов ОАО «МТС» и пути повышения рентабельности 68
3.2. Анализ и оценка платежеспособности ОАО «МТС» 72
3.3. Повышение финансовой устойчивости ОАО «МТС» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
Приложение 1. Бухгалтерская отчетность ОАО «МТС» 107

Работа содержит 1 файл

diplom1.doc

— 843.00 Кб (Скачать)
="justify">│положения  предприятия    │   │результатов;                     │

│и определение  величины   │   │Б) показатели, характеризующие   │

│доходов  исходя из выводов├───┤эффективность                    │

│финансового  анализа      │   │деятельности  предприятия;        │

│                         │   │В) показатели финансового        │

│                         │   │состояния                        │

└────────────┬────────────┘   └─────────────────────────────────┘

             │

            \│/

┌─────────────────────────┐   ┌─────────────────────────────────┐

│2. Определение  базы      │   │- Чистая прибыль                 │

│доходов                  ├───┤- Денежный поток                 │

│                         │   │                                 │

│                         │   │                                 │

└────────────┬────────────┘   └─────────────────────────────────┘

             │

            \│/

┌─────────────────────────┐   ┌─────────────────────────────────┐

│3. Выбор  временного      │   │- При наличии данных - пятилетний│

│периода, на основании    │   │  период                         │

│которого осуществляется  │   │- При  большой продолжительности  │

│ретроспективный  прогноз  ├───┤  делового цикла - более пяти лет│

│будущих  доходов          │   │- При наличии кардинальных       │

│                         │   │  изменений на предприятии  -     │

│                         │   │  данные после изменений         │

└────────────┬────────────┘   └─────────────────────────────────┘

             │

            \│/

┌─────────────────────────┐   ┌─────────────────────────────────┐

│4. Выбор  метода          │   │- По формуле средней             │

│прогнозирования          ├───┤  арифметической                 │

│                         │   │- По формуле средневзвешенной    │

│                         │   │- По тренду                      │

└────────────┬────────────┘   └─────────────────────────────────┘

             │

            \│/

┌─────────────────────────┐   ┌─────────────────────────────────┐

│Введение поправок        │   │- Выявление линейной зависимости  │

│                         ├───┤  будущих доходов от изменений,  │

│                         │   │  происходящих на предприятии    │

│                         │   │- Расчет поправки                │

└────────────┬────────────┘   └─────────────────────────────────┘

             │

            \│/

┌─────────────────────────┐   ┌─────────────────────────────────┐

│Определение  обобщающей   │   │- Определение  прогнозируемой     │

│оценки прогнозируемой    │   │  величины будущих доходов с     │

│величины будущих доходов ├───┤  помощью  традиционных           │

│                         │   │  статистических методов         │

│                         │   │- Определение величины будущих   │

└─────────────────────────┘   │  доходов на основе выводов      │

                              │  финансового анализа с учетом   │

                              │  выявленной зависимости         │

                              └─────────────────────────────────┘

     Рис. 2.1. Методика прогнозирования будущих  доходов предприятия ОАО «МТС»

    В зависимости от выводов финансового анализа применимы различные методы прогнозирования: с помощью средней величины, средневзвешенной величины и тренда. Следует отметить, что вышеперечисленные методы обладают существенным недостатком. Они не учитывают происходящих на предприятии изменений, которые могут повлиять на будущие доходы.

     Прогнозированию будущих доходов должен предшествовать финансовый анализ деятельности предприятий, который направлен на характеристику существующего положения предприятия  и выявление тенденций развития. Финансовый анализ - ключевой этап оценки, так как он служит основой для понимания истинного положения предприятия и степени финансовых рисков. Для характеристики финансового положения предприятия и выявления тенденций его развития авторы предлагают использовать показатели, приведенные в таблице. Расчет показателей осуществляется на основании бухгалтерской отчетности (формы №№ 1, 2).

     Значение  коэффициента прибыльности продаж рассматривается  в сравнении со среднеотраслевым показателем. Если он ниже среднеотраслевого  показателя, значит, цены на изделие сравнительно невысоки или слишком велики расходы, не исключено также сочетание того и другого. Низкое значение коэффициента прибыльности продаж может свидетельствовать о нерентабельности производства. Тенденции к его снижению могут быть и "красным флажком" в оценке конкурентоспособности предприятия, поскольку позволяет предположить сокращение спроса на его продукцию. Рост коэффициента прибыльности продаж свидетельствует об увеличении прибыльности коммерческой деятельности, укреплении финансового благополучия предприятия.

     Рост  коэффициента доходности активов свидетельствует  об увеличении дохода от использования  активов, т.е. об увеличении эффективности  их использования, что положительно характеризует тенденцию развития предприятия. Снижение коэффициента доходности активов является негативной тенденцией и может свидетельствовать о том, что в производственной деятельности используются устаревшие фонды.

     Рост  коэффициента доходности капитала свидетельствует  о повышении эффективности использования привлекаемых предприятием средств для осуществления своей деятельности. Если в динамике коэффициент доходности капитала увеличивается, то растет и финансовая устойчивость. Снижение коэффициента доходности капитала негативно характеризует тенденцию развития предприятия.

     Рост  доли оборотных активов и, соответственно, снижение доли внеоборотных активов  свидетельствуют об увеличении мобильности  средств предприятия и маневренности  капитала и ведет к ускорению  оборачиваемости активов, что является положительным моментом при условии, что увеличивается доля наиболее ликвидных оборотных активов - денежных средств и краткосрочных финансовых вложений.

     Увеличение  доли наиболее мобильных и ликвидных  текущих активов в стоимости  оборотных активов свидетельствует об увеличении текущей платежеспособности предприятия, его ликвидности, снижает инвестиционные риски в это предприятие.

     Рост  доли дебиторской задолженности  в общей сумме активов является негативным фактом, так как происходит отвлечение средств из оборота предприятия.

     Чем меньше доля заемных средств и, соответственно, больше доля собственных средств  в источниках имущества, тем надежнее так называемая подушка безопасности, предохраняющая кредиторов от потерь в случае ликвидации фирмы. Поэтому  кредиторы отдают предпочтение невысокому коэффициенту доли заемных средств. Собственники, наоборот, заинтересованы в более мощном финансовом рычаге - средстве для увеличения своих доходов. При высоком значении доли заемных средств (более 50%) предприятию будет затруднительно найти дополнительные источники, если только оно не увеличит собственный капитал. Этот факт необходимо учитывать при прогнозировании будущих потоков.

     Рост  доли кредиторской задолженности свидетельствует  о финансовых затруднениях предприятия, нехватке оборотных средств для осуществления своей деятельности. Рост доли кредиторской задолженности допустим, если абсолютная величина кредиторской задолженности сопоставима с абсолютной величиной дебиторской задолженности.

     Для коэффициента текущей ликвидности (КТЛ) нормальным считается ограничение КТЛ >= 2. Однако предприятия, у которых хорошие долгосрочные взаимоотношения с поставщиками и менеджерами банка, могут успешно обходиться более низкими коэффициентами.

     Оценка  нижней нормальной границы коэффициента срочной ликвидности (КСЛ) выглядит так: КСЛ >= 1. Если большая доля оборотных средств состоит из дебиторской задолженности, некоторая часть которой просрочена или безнадежна, то нормальным ограничением является КСЛ >= 1,5. Выполнение вышеприведенных ограничений свидетельствует о том, что компания способна покрыть свои обязательства и не испытывать потребности в продаже своих запасов.

     Нормальное  ограничение коэффициента абсолютной ликвидности (КАЛ) следующее: КАЛ >= 0,2...0,5.

     Значения  коэффициентов ликвидности в пределах указанных ограничений свидетельствуют о финансовом благополучии предприятия. Нарастающая динамика коэффициентов позволяет сделать вывод о повышении платежеспособности предприятия, о благоприятной тенденции его развития. Снижающаяся динамика коэффициентов ликвидности свидетельствует о росте финансовых затруднений, снижении платежеспособности, финансовой устойчивости, что отражает негативные тенденции в развитии предприятия.

     Рост  коэффициента автономии свидетельствует  о повышении финансовой независимости предприятия. Снижение значений указанного коэффициента свидетельствует, с одной стороны, о снижении финансовой устойчивости, а с другой стороны, о более активном использовании займов, что может служить основой будущего развития предприятия.

     Наличие собственного оборотного капитала (рабочего капитала) - своего рода "финансовая подушка", позволяющая предприятию, если вдруг возникнет такая необходимость, погасить все или большую часть своих краткосрочных обязательств, являющихся источником его финансирования, и продолжать дальше работать, пусть даже в меньшем объеме.

     Доля  собственных оборотных средств  во всех оборотных средствах предприятия  является показателем безопасности, т.е. способности предприятия рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам. Увеличение величины собственного оборотного капитала и его доли в оборотном капитале свидетельствует о повышении финансовой устойчивости. Однако этот индикатор не является самодостаточным. Нужно учитывать то, что оборотный капитал может быть образован неликвидными активами или активами с завышенной оценкой. Активы такого предприятия непродуктивны, что может неблагоприятно отразиться на прибыльности предприятия, а в конечном счете - на его финансовой устойчивости. Снижение величины собственного оборотного капитала и его доли в оборотном капитале свидетельствует о повышении финансового риска в связи с ухудшением финансовой устойчивости.

     Если  значения коэффициентов в текущем  периоде не изменились по сравнению  с предшествующими периодами  или изменились незначительно, прогнозируемую сумму доходов в будущем периоде следует принять на уровне текущего года.

     Если  в изменении коэффициентов за ряд лет выявлена более или  менее устойчивая тенденция к  улучшению их значений, это свидетельствует  о положительной тенденции в развитии предприятия. То есть в качестве прогнозной оценки будущих доходов необходимо взять большую величину по сравнению с текущим периодом.

Информация о работе Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"