Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 23:51, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является создание механизма и стратегии финансового планирования предприятия, позволяющих обеспечить:

снижения себестоимости продукции, уменьшения затрат на амортизацию и прочих расходов, рост производственных результатов за счет экономии трудовых, материальных затрат;
увеличения дохода и массы прибыли, изменение рентабельности имущества и собственного капитала, повышение конкурентоспособности продукции и устойчивости финансового состояния предприятия за счет роста рентабельности продукции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ 8
1.1. Методы и сущность финансового анализа на предприятии 8
1.2. Финансовый анализа и его роль в стратегическом управлении предприятием 14
Глава 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «МТС» 37
2.1. Характеристика компании 37
2.2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия 39
2.3. Анализ финансовых коэффициентов ОАО «МТС» 48
Глава 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «МТС» 68
3.1. Анализ финансовых результатов ОАО «МТС» и пути повышения рентабельности 68
3.2. Анализ и оценка платежеспособности ОАО «МТС» 72
3.3. Повышение финансовой устойчивости ОАО «МТС» 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 105
Приложение 1. Бухгалтерская отчетность ОАО «МТС» 107

Работа содержит 1 файл

diplom1.doc

— 843.00 Кб (Скачать)
 

     Основными факторами, влияющими на прибыль  предприятия, являются прежде всего, выручка  от продажи продукции, товаров (работ, услуг) или доход от основной деятельности и расходы (себестоимость и прочие).

     Различают рентабельность всего капитала, собственных  средств, производственных фондов, финансовых вложений, перманентных средств и  др. (табл. 3.3).ё

     Таблица 3.3.

     Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность) предприятия

Наименование показателя Способ  расчета Пояснения
1 Рентабельность  продаж        Прибыль от продаж

R1=                                  х 100%

       Выручка от продаж

       с. 050 (ф. № 2)

R1=                       х 100%

       С. 010 (ф. № 2)

Показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции
2 Рентабельность  от обычной деятельности    Прибыль от обычной деят-ти

R2                                  х 100%

       Выручка от продаж

       с. 140 (ф. № 2)

R2=                       х 100%

       С. 010 (ф. № 2)

Показывает  уровень прибыли после выплаты  налога
3 Чистая рентабельность           Чистая  прибыль

R3=                                  х 100%

       Выручка от продаж

       с. 190 (ф. № 2)

R3=                       х 100%

       С. 010 (ф. № 2)

Показывает, сколько  чистой прибыли приходится на единицу  выручки
4 Экономическая рентабельность          Чистая прибыль

R4=                                  х 100%

Стоимость активов

       с. 190 (ф. № 2)

R4=                       х 100%

       С. 300 (ф. № 1)

Показывает  эффективность использования всего  имущества организации
5 Рентабельность  собственного капитала          Чистая прибыль

R5=                                  х 100%

Стоимость собственного капитала

       с. 190 (ф. № 2)

R5=                       х 100%

       С. 490 (ф. № 1)

Показывает  эффективность использования собственного капитала. Динамика R5 оказывает влияние на уровень котировок акций
 

       Расчет  данных показателей приведен в таблице 3.4.

       Таблица 3.4.

       Показатели  рентабельности ОАО «МТС»

 
Наименование  показателя 2006 2007 2008 Отклонения (+,-)
1 Рентабельность  продаж 117,21 117,77 119,57 0,57
2 Чистая рентабельность 15,85 27,78 27,87 11,92
3 Экономическая рентабельность 7,70 16,13 17,99 8,43
4 Рентабельность  собственного капитала 19,89 39,26 41,52 19,37
5 Валовая рентабельность 140,95 139,34 139,46 -1,61
 

     Таким образом, повышение рентабельности отчетного периода на             0,57 % произошло под влиянием, в  основном, снижения показателей уровня рентабельности продаж и уровня процентов к получению, а также за счет относительного перерасхода прочих операционных расходов.

3.2.  Анализ и оценка  платежеспособности  ОАО «МТС»

 

       К основным принципам принятия долгосрочных инвестиционных решений, связанным с выбором и реализацией инвестиционных проектов, относятся17:

       1.  Рассмотрение и анализ проекта  на протяжении всего жизненного  цикла (расчетного периода) — от проведения прединвестиционных исследований до прекращения проекта. Подобная процедура позволяет оценить все позитивные аспекты его реализации для инвестора и выявить негативные моменты при эксплуатации объекта с целью их устранения.

       2.  Моделирование денежных потоков,  включающих все связанные с  осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период с учетом возможности использования различных валют. Данный принцип оценки предполагает обязательное приведение к настоящей стоимости как вложенного капитала, так и величины будущего денежного потока. Это связано с тем, что процесс инвестирования осуществляют не одномоментно, а последовательно, поэтапно, что находит отражение в технико-экономическом обосновании (ТЭО) и бизнес-плане инвестиционного проекта. Аналогично приводят к настоящей стоимости и сумму денежного потока по отдельным этапам его формирования.

       3.  Сопоставимость условий сравнения  различных проектов (их вариантов), что обеспечивают выбором дифференцированного  процента (дисконта) в процессе дисконтирования денежных потоков по различным проектам.

       Размер  поправок на риск недополучения доходов определяют по данным табл. 3.5.

 

         Таблица 3.5.

       Примерная величина поправок на риск неполучения  предусмотренных проектом доходов18

Уровень риска Наименование  цели проекта Величина поправки на риск, %
Низкий Вложения в  развитие производства на базе освоенной техники 3-5
Средний Увеличение  объема продаж существующей продукции 8-10
Высокий Производство  и продвижение на рынок нового продукта 13-15
Очень высокий Вложения в  исследования и новые разработки 18-20
 

     Риск  неполучения предусмотренных проектом доходов существенно снижается:

     • при получении дополнительной информации о реализуемости и эффективности новой технологии, о запасах полезных ископаемых и др.;

     • при наличии детальных маркетинговых  исследований, которые подтверждают реалистичность принятых в проекте объемов продаж, цен и их сезонную динамику;

     • при наличии в проектной документации проекта (схемы) организации производства на стадии его освоения.

     Очевидно, что полученные в результате дисконтирования  размеры приведенных величин доходов от инвестиций являются условными параметрами, не отражаемыми в бухгалтерской и статистической отчетности. Приведенные к настоящему моменту времени оценки поступлений и платежей по проекту, используемые для принятия инвестиционных решений, существенно зависят от выбранного уровня ставки дисконтирования.

     Рассмотрим  проект для предприятий телекоммуникационной отрасли, денежные потоки которого имеют  вид, представленный в табл. 3.6.

 

     Таблица 3.6.

     Денежные  потоки по инвестиционному проекту  для предприятия телекоммуникационной отрасли ОАО «МТС», млн. руб.

Показатели Номер строки Номер шага расчета
 
 
0 1 2 3 4 5 6 7 8
Денежный  поток от текущей деятельности

1 0 6,5 14,8 14,9 10,3 24,2 24,4 19,8 0
Инвестиционная  деятельность                    
Притоки 2 0 0 0 0 0 0 0 0 +3,0
Оттоки 3 -30,0 -21,0 0 0 -18,0 0 0 0 -27,0
Сальдо  денежного потока 4 -30,0 -21,0 0 0 -18,0 0 0 0 -24,0
Сальдо  суммарного денежного потока

5 -30,0 -14,5 14,8 14,9 -7,7 24,2 24,4 19,8 -24,0
Сальдо  накопленного потока 6 -30,0 -44,5 -29,7 -14,8 -22,5 1,7 26,1 45,9 21,9
Коэффициент дисконтирования при ставке 10% т) 7 1,0 0,91 0,83 0,75 0,68 0,62 0,56 0,51 0,47
Дисконтированное  сальдо суммарного денежного потока (стр. 5 х стр. 7) 8 -30,0 -13,2 12,3 11,2 -5,2 15,0 13,7 10,0 -11,3
Дисконтированные  инвестиции (стр. 4 х стр. 7) 9 -30,0 -19,1 0 0 -12,3 0 0 0 -11,2
 

     1. Чистый доход (ЧД) отражен в  последнем столбце (m=8) строки 6 и составляет 21,9 млн. руб. Из этой строки видно, что потребность в дополнительном финансировании (ПФ) составляет 44,5 млн. руб. (на шаге m=1).

     2. Момент окупаемости проекта также  устанавливают на основе данных по стр. 6. Из нее следует, что он находится внутри шага m = 5, так как в конце шага m = 4 сальдо накопленного потока денежных средств                S4 < 0 (- 22,5 млн. руб.), а аналогичное сальдо в конце шага с m = 5 >0 (1,7млнруб.). Для уточнения термина «момент времени окупаемости» обычно устанавливают, что в пределах одного шага (в данном примере шага с т = 5) сальдо накопленного потока денежных средств изменяется линейно. Тогда расстояние X от начала шага до момента окупаемости (выраженное в продолжительности шага расчета) вычисляют по формуле:

                                                                                                (3.1)

     Х= - 22,5/(-22,5) + 1,7 = 0,93 шага расчета (в данном случае года).

     В данной формуле (S) — абсолютная величина значения 5.

     3. Срок окупаемости, взятый от  начала нулевого шага, составляет 5,93 года. Если отсчитывать его  от начала текущей деятельности (конца нулевого шага), то он  окажется равным 4,93 года.

     4.  Установим ЧДД проекта при норме дисконта r = 10%, приводя поток к шагу 0 (t0 = 0). Дисконтирующий множитель и дисконтированное сальдо суммарного денежного потока приведены в стр. 7 и 8 табл. 6.2, а сумма значений по стр. 8 равна чистому дисконтированному доходу [ЧДД — = 2,5 млн. руб.). Следовательно, проект, приведенный в рассмотренном примере, эффективен.

     5.  Внутреннюю норму доходности  [ВНД) определяют из стр. 5 подбором значения нормы дисконта. В результате получим ВНД = 12,0%. Этот показатель еще раз подтверждает эффективность проекта, так как ВНД > r, т.е. 12% > 10%.

     В заключение отметим, что при расчете  эффективности конкретного проекта  с теми же денежными потоками, что  и в приведенном примере, результат  может оказаться иным из-за различий в распределении текущих и инвестиционных денежных потоков внутри шагов расчетного периода. Поэтому денежные потоки следует распределять по шагам (годам) таким образом, чтобы проект оказался для инвестора эффективным.

     В условиях рыночной экономики критерием  привлекательности проекта является уровень доходности, полученной на вложенный капитал. Под доходностью (рентабельностью) проекта понимают не просто прирост капитала, а такой темп его прироста, который полностью компенсирует изменение покупательной способности денег в течение рассматриваемого периода, обеспечивает требуемый уровень доходности и покрывает риск инвестора, связанный с его реализацией. Таким образом, проблема оценки привлекательности инвестиционного проекта для инвестора заключается в определении его прибыльности.

Информация о работе Повышение эффективности управления финансами на примере ОАО "МТС"