Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «ДримРусКомпани», г. Новокузнецк)

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:03, дипломная работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Дрим Рус Компани».
Достижению поставленной цели будет способствовать выполнение следующих задач:
- проведение теоретического анализа показателей конкурентоспособности предприятий;
- рассмотрение особенностей оценки конкурентоспособности малых промышленных предприятий;
- выявление основных направлений повышения конкурентоспособности малых промышленных предприятий;
- характеристика финансово – экономической деятельности ООО «ДримРусКомпани»;

Содержание

Введение 6
1 Теоретическая часть 9
1.1Теоретический анализ показателей конкурентоспособности
промышленных предприятий 9
1.2 Особенности оценки конкурентоспособности малых
промышленных предприятий 15
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности малых
промышленных предприятий 26
2 Аналитическая часть 30
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ДримРусКомпани» 30
2.2 Анализ технико экономических показателей 40
2.3 Анализ конкурентоспособности 46
2.4 Анализ состояния внутренней среды
2.6 Выводы из аналитической части 47
3 Проектная часть 49
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности 49
3.2 Мероприятие по повышению конкурентоспособности за счет
разработки стратегии 56
3.3 Мероприятие по повышению эффективности рекламы 61
3.4 Мероприятие по проведению маркетингового исследования с целью
повышения потребительского спроса 69
3.5 Оценка общей эффективности разработанных мероприятий 71
Заключение 77
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

диплом1234567.docx

— 370.89 Кб (Скачать)

 

ФП  = 0,29×КА + 0,2×КП + 0,36×КЛ + 0,15×КО,                    (4)

 

где  КА – относительный показатель автономии предприятия;

       КП – относительный показатель платежеспособности предприятия;

       КЛ – относительный показатель ликвидности предприятия;

       КО – относительный показатель оборачиваемости оборотных средств.

Эффективность организации сбыта и продвижения  товара:

 

                 ЭС = 0,37×РП + 0,29×КЗ + 0,21×КМ + 0,14 ×КР,                        (5)

 

где  РП – относительный показатель рентабельности продаж;

       КЗ – относительный показатель затоваренности готовой продукции;

       КМ – относительный показатель загрузки производственных

                мощностей;

        КР – относительный показатель эффективности рекламы и средств

               стимулирования сбыта.

Представленный  алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности  промышленного предприятия предусматривает  три последовательных этапа [10].

На  первом этапе определяются отдельные  показатели конкурентоспособности предприятия, входящие в формулы (3) – (5). Для получения относительных показателей их сравнивают с базовыми, в качестве которых могут быть использованы среднеотраслевые показатели, показатели любого конкурирующего предприятия или предприятия – лидера на рынке, показатели оцениваемого предприятия за прошлые отрезки времени. Исходя из 15-балльной шкалы, показатель, имеющий значение ниже базового, оценивается 5 баллами. Если показатель находится на одном уровне с базовым показателем, то он оценивается в 10 баллов, а показатель, значение которого выше базового, оценивается в 15 баллов. На втором этапе рассчитываются показатели по формулам (3) – (5), а на третьем этапе – коэффициент конкурентоспособности предприятия по формуле (1).

Конкурентная  борьба предполагает оценку сильных  и слабых сторон предприятия и  разработки мер и средств, с помощью  которых компания могла бы повысить конкурентоспособность и обеспечить успешность своей деятельности. В коммерческом анализе используют численные показатели, которые характеризуют степень устойчивости положения предприятия, способность выпускать продукцию, пользующуюся спросом на рынке и обеспечивающую предприятию получение намеченных и стабильных конечных результатов.

Основой для проведения градации предприятий по уровню конкурентоспособности можно предложить следующую классификацию предприятий по уровню конкурентоспособности, например: низкий уровень конкурентоспособности - доля устойчивых конкурентных преимуществ должна составлять менее 30 %; средний - 30-70 %; высокий уровень - более 70 %.

При определении конкурентоспособности  МП используется новый показатель «конкурентоемкость отрасли», позволяющий оценивать ее вместимость конкурентных преимуществ. На практике это означает, что при заданном объеме отрасли появление одного конкурентного преимущества у данного предприятия влечет за собой исчезновение конкурентного преимущества у другого предприятия. При этом сумма конкурентных преимуществ в отрасли остается постоянной. Таким образом, сохраняется совокупность конкурентоспособности всех предприятий, а изменения (перераспределения) происходят только в структуре конкурентоемкости отрасли. Особенностью одних конкурентных преимуществ является то, что они вызывают изменения как общей конкурентоемкости, так и ее структуры, а других - то, что они, не изменяя общей конкурентоемкости отрасли, вызывают ее структурные изменения. Конкурентоемкость отрасли - обобщающий показатель, характеризующий суммарный объем конкурентных преимуществ всех предприятий, относящихся к заданной отрасли, кластеру, и формирует совокупность влияющих факторов конкурентоспособности.

Вопросы оценки конкурентоспособности предприятий, несмотря на имеющиеся обширные научно-теоретические исследования по проблемам конкурентоспособности и восстребованность практических методик со стороны промышленников и предпринимателей, пока не получили должного разрешения. В настоящее время в международной практике отсутствуют общепризнанные документы, например, аналогичные международным стандартам, по оценке конкурентоспособности предприятий. Этот факт свидетельствует о недостаточной проработке теоретических аспектов оценки конкурентоспособности предприятий.

Сегодня принципы оценки конкурентоспособности  объекта предпринимательства формулируются в каждом конкретном случае индивидуально, исходя из особенностей данного объекта и целей оценки. В свете этого, логичной представляется попытка обобщить имеющиеся теоретические подходы и практические методы применительно к оценке конкурентоспособности малых предприятий как субъектов предпринимательства, обладающих условно схожими характеристиками.

Оценка  показателей конкурентоспособности  малого предприятия является комплексной задачей, решение которой должно основываться на понимании и учете базовых и перспективных факторов, влияющих на конкурентный потенциал малых предприятий (рисунок 3).

 

 
 
Рисунок - 3 Факторы конкурентоспособности предприятия

 

Базовые факторы конкурентоспособности. Предпринимательский климат региона прямо влияет на уровень конкурентоспособности предприятий — чем он более благоприятен, тем выше конечный экономический результат деятельности. Базовые факторы связаны с элементами региональной и институциональной сред. При этом составляющие региональной среды по отношению к конкурентоспособности предприятия будут являться субъективными элементами, а институциональной - объективными.

К числу объективных базовых факторов могут быть отнесены все основные составляющие, формирующие общий экономический потенциал территории. Например, такие, как: географическое положение региона, его климатические условия, природные ресурсы и инфраструктура, состав и структура населения и др.

Важным  моментом в исследовании объективных  базовых факторов является проведение сравнительного анализа региональных условий и особенностей развития малого предпринимательства. Например, в сравнении с другими регионами, входящими в Северо-Западный федеральный округ, конкурентоспособность малых предприятий Калининградской области, связанная с объективными базовыми факторами, может быть оценена по-разному. В частности, природно-климатические условия Калининградской области способствуют развитию предпринимательской деятельности, в то время как в Мурманской области погодные условия часто осложняют производственные процессы. Наоборот, территориальная изолированность региона и ограниченность количества учебных заведений, готовящих специалистов для целого ряда перспективных, быстро развивающихся отраслей народного хозяйства, ставит малые предприятия Калининградской области в менее выгодное положение в сравнении с их конкурентами, например, в Санкт-Петербурге. В то же время особенность Калининградской области - это небольшой размер ее территории, в связи с чем объективные базовые факторы для всех малых предприятий региона условно можно считать идентичными.

Субъективные  базовые факторы, в основном формализующиеся  в виде мер региональной экономической  политики, в прямом или косвенном  виде отражают деятельность властных структур и различных групп, стратегического влияния, направленную на регулирование экономических отношений в рамках региона. Субъективные базовые факторы в равной мере оказывают влияние на малые предприятия в конкретной отрасли или группе родственных отраслей. При этом они в большей мере, чем крупный бизнес, способный лоббировать собственные интересы, подвержены воздействию принимаемых решений на региональном уровне. Такое обстоятельство определяет необходимость разработки специальных мер государственной региональной политики, направленной на поддержку малого предпринимательства. Таким образом, формирование субъективных базовых факторов конкурентоспособности малых предприятий, в отличие от объективных, носит специфический характер и нацелено исключительно на данную группу субъектов предпринимательской деятельности. 
Обобщая изложенные, можно сделать вывод, что оценка базовых факторов конкурентоспособности для малых предприятий какой-либо одной отрасли в рамках одного и того же региона не имеет каких-либо различий и является единой. Отличия в этих факторах возникают только в том случае, если сравниваются предприятия разных отраслей, либо расположенные в разных географических районах. Исходя из этого, с учетом определенных допущений, для целей сравнения и оценке конкурентоспособности родственных по видам деятельности малых предприятий в рамках одного региона коэффициент оценки конкурентоспособности базовых факторов следует принимать на одном уровне и равным единице:

 

, (6)

 

где КБФ — коэффициент конкурентоспособности базовых факторов

                   малого предприятия.

Перспективные факторы. Данную группу образуют обстоятельства и условия более высокого порядка, для формирования которых необходимы значительные усилия на уровне предприятия: вложения капитала, привлечение высококвалифицированных кадров и др. Перспективные факторы формируют систему взаимосвязанных элементов (разновидностей факторов). При этом количество элементов в целом является неограниченным, в частном случае они индивидуальны и имеют границы в пределах используемой модели. Каждое отдельное предприятие может сформировать свой список перспективных факторов, характерных для его деятельности.

К перспективным факторам можно отнести: потенциал менеджмента, ресурсный потенциал, инвестиционный потенциал, кадровый потенциал, потенциал роста стоимости бизнеса, маркетинговый потенциал, потенциал жизненного цикла предприятия и другие. Перечисленные выше потенциалы могут быть интегрированы и представлены в числовом выражении, в целях оценки уровня конкурентоспособного потенциала предприятия.

Многими исследователями отмечается, что  любой вид индивидуального потенциала — это набор необходимых ресурсов, характерных для предприятий конкретной отрасли. Подразумевается, что структура используемых ресурсов и их параметры в разных отраслях экономики не являются одинаковыми. С учетом этого методика анализа и оценки перспективных факторов конкурентоспособности МП должна основываться на учете специфики организации производства в конкретной отрасли хозяйства.

Оценка  конкурентоспособности различных  объектов управления производится по нескольким направлениям.[9]

Оценку  конкурентоспособности персонала  нужно выполнять исходя из его  конкурентных преимуществ, которые  бывают внешними по отношение к персоналу  и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью компании, в  которой работает конкретный рабочий или специалист. Если организация имеет высокий уровень конкурентоспособности, то персонал имеет хорошие внешние условия для достижения высокого уровня конкурентоспособности. [10] Внутренние конкурентные преимущества персонала могут быть наследственными и приобретенными. Только исключительно одаренные люди в меньшей мере зависят от внешних условий. Примерный перечень качеств персонала и их весомость по категориям персонала приведены в таблице 1

Результаты  таблицы свидетельствуют о необходимости  обладания в высокой степени у менеджера таких качеств, как коммуникабельность и организованность. [11]

 

Таблица 1 - Весомость качества персонала по категориям

Качества персонала (конкурентные преимущества при положительной оценке)

Весомость качества персонала по категориям

Рабочий

Специалист 

Менеджер 

1.Конкурентоспособность организации,  в которой работает персонал 

0,20

0,25

0,20

2.Наследственные конкурентные преимущества  (способности, физические данные, темперамент)

0,20

0,15

0,15

3.Деловые качества (образование, специальные  знания, навыки, умение)

0,30

0,40

0,20

4. Интеллигентность 

0,05

0,05

0,10

5. Коммуникабельность

0,05

0,05

0,10

6. Организованность

0,05

0,05

0,15

7. Возраст, здоровье 

0,15

0,05

0,10

ИТОГО

1,00

1,00

1,00


 

Формула расчета конкурентоспособности  конкретной категории персонала:

 

,                                     (7) 

где  КП - уровень конкурентоспособности конкретной категории

                персонала;

        i - 1, 2,...,

        п - количество экспертов;

        ј - 1, 2, …, 7 — количество оцениваемых качеств персонала;

        àі - весомость і-го качества персонала;

        ßіј - оценка i-м экспертом ј-го качества персонала по пятибалльной

               системе;

        5n - максимально возможное количество баллов, которое может по

                лучить оцениваемый индивидуум (5 баллов × n экспертов).

Экспертами  устанавливаются следующие оценки качества персонала:

- качество отсутствует - 1 балл;

- качество проявляется очень редко - 2 балла;

- качество проявляется не сильно и не слабо - 3 балла;

- качество проявляется часто - 4 балла;

- качество проявляется систематически, устойчиво, наглядно - 5 баллов.

Анализ  рынка и выбор наиболее конкурентоспособного товара-образца как базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара. Товар-образец должен принадлежать к той же группе, которой принадлежит объект исследования, быть наилучшим на данном рынке.

Информация о работе Основные пути повышения конкурентоспособности предприятия (на примере ООО «ДримРусКомпани», г. Новокузнецк)