Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 14:03, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Дрим Рус Компани».
Достижению поставленной цели будет способствовать выполнение следующих задач:
- проведение теоретического анализа показателей конкурентоспособности предприятий;
- рассмотрение особенностей оценки конкурентоспособности малых промышленных предприятий;
- выявление основных направлений повышения конкурентоспособности малых промышленных предприятий;
- характеристика финансово – экономической деятельности ООО «ДримРусКомпани»;
Введение 6
1 Теоретическая часть 9
1.1Теоретический анализ показателей конкурентоспособности
промышленных предприятий 9
1.2 Особенности оценки конкурентоспособности малых
промышленных предприятий 15
1.3 Основные направления повышения конкурентоспособности малых
промышленных предприятий 26
2 Аналитическая часть 30
2.1 Краткая характеристика предприятия ООО «ДримРусКомпани» 30
2.2 Анализ технико экономических показателей 40
2.3 Анализ конкурентоспособности 46
2.4 Анализ состояния внутренней среды
2.6 Выводы из аналитической части 47
3 Проектная часть 49
3.1 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности 49
3.2 Мероприятие по повышению конкурентоспособности за счет
разработки стратегии 56
3.3 Мероприятие по повышению эффективности рекламы 61
3.4 Мероприятие по проведению маркетингового исследования с целью
повышения потребительского спроса 69
3.5 Оценка общей эффективности разработанных мероприятий 71
Заключение 77
Список использованных источников и литературы
Следует констатировать тот факт, что сам термин «конкурентоспособность» органично вошел в повседневный лексикон российской экономики. В период продолжающегося развития рынка аналитики все пристальнее обращают внимание на изучение конкурентоспособности продукции, отдельных компаний, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже научно-методических документов и нормативных актов.
Термин
конкуренция произошло с
Высокая рыночная конкуренция заставляет компании создавать конкурентоспособный товар и предоставлять конкурентоспособную услугу. Существует связь между понятиями конкуренция и конкурентоспособность — одно вытекает из другого.
Относительно
экономической сферы эти
Современный этап развития розничной торговли в России характеризуется укрупнением отечественных торговых сетей и расширением их территориального присутствия в регионах. К тому же, на российский рынок пришли крупные международные игроки, которые незаметно, но в очень короткие сроки заняли лидирующие позиции на российском потребительском рынке и планируют дальнейшую экспансию в регионы.
Следует
отметить, что в своей деятельности
международные операторы
Выжить в сложившихся экономических условиях розничным торговцам становится все труднее и труднее, причем наиболее остро эта проблема стоит перед одиночными магазинами. Чтобы не потерпеть поражение в этой конкурентной борьбе, ритейлу необходимо использовать все имеющиеся у него возможности для защиты от конкурентов и создания устойчивых конкурентных преимуществ. [1]
Модель, задающая конкурентные преимущества компании, была создана американским ученым М. Портером (рисунок 1). Согласно этой модели внимание предприятия сосредоточено и на удовлетворении потребностей покупателей, и на конкурирующих силах рынка.
Для
получения высокой прибыли
Под более низкими издержками понимается способность компании разрабатывать, производить и реализовывать товар более результативно, чем конкуренты. Иными словами, для достижения этого типа конкурентного преимущества, фирма должна быть способна организовать с меньшими затратами и в более сжатые сроки весь цикл операций с товаром – от его конструкторской проработки до продажи конечному потребителю.
Рисунок - 1 Модель конкурентных преимуществ Портера
Не
таким однозначным является и
понимание конкурентного
Также существует пять факторов, выделенных М. Портером, определяющих конкурентоспособность, представленных на рисунке 2
Рисунок – 2 Факторы конкурентоспособности по М. Портеру
Кроме того, М. Портер выделил пять в наибольшей степени типичных новаций, которые дают конкурентное преимущество:
- новые технологии;
- новые или изменившиеся запросы покупателей;
- появление нового сегмента рынка;
- изменение стоимости или наличия компонентов производства;
- изменение правительственного регулирования.[2]
Конкурентная стратегия
Также не следует забывать, что, например, региональные власти Германии часто запрещают строить новые магазины, т.к. их рынок уже даже перенасыщен современными розничными предприятиями и увеличение их количества может привести к падению доходов (и соответственно, налогов) корпораций, а также к разорению мелких и средних компаний. Возможность использования такого государственного регулирования (естественно, на уровне местных органов власти, у которых может появиться желание и воля провести подобные реформы) возможно и в наших условиях.[4]
В условиях рынка без прорыва в области управления, технологий, развития персонала, роста производительности труда никакие стабильные позитивные изменения невозможны, и пока по этим направлениям отечественные федеральные операторы будут отставать от своих западных коллег, никаких шансов преодолеть преимущества последних по финансовым ресурсам и эффектам масштаба нет.
Еще одной, часто несправедливо упускаемой, возможностью получения конкурентных преимуществ является то, что в отличие от западных рынков, где розничные сети, развиваясь и приспосабливаясь друг к другу и местным особенностям потребления, трансформировались в те форматы и виды, которые мы и наблюдаем теперь, российский рынок, пока не имеет такой предрасположенности к определенным форматам. Например, немецкие супермаркеты DIY практически не занимаются интерьерными товарами, мебелью, посудой, товарами для дома и бытовой химией, поскольку они развивались на рынках, где подобную продукцию контролировали другие форматы. В России такой предрасположенности нет, и розничный оператор может включить в свой ассортимент такие группы товаров, в которых у его западных конкурентов не будет преимущества в силу отсутствия опыта работы с ними. Успешное развитие такой сети может привести к устойчивому восприятию подобного формата у потребителей и видоизменению других форматов магазинов, работающих в этом регионе. При выходе на рынок этого региона западный ретейлер будет вынужден либо подстроиться под этот формат, потеряв преимущество технологичности, либо пытаться изменить рынок под собственный стандарт, что иногда может оказаться неразрешимой задачей. Это преимущество, которым пользовались западные компании и развивались на своих рынках по вполне объективным законам, превратившись именно в те форматы, в которых они сейчас и работают, но возможности для «точечных» изменений по такому сценарию существуют.
В процессе стратегического планирования основные цели организации устанавливаются высшим руководством и согласуются со всеми подразделениями. После рассмотрения предложенных каждому производству вариантов первоначальных показателей валовой и чистой прибыли на долговременный период подразделения выдвигают свои предложения. В утвержденных планах предусматриваются общие цели компании, ее место на региональном рынке, организационная структура управления, кадровая политика, производственная стратегия, выбор новой продукции, общая политика сбыта, финансовые результаты, политика поглощений или приобретений, объем инвестиций. [5]
Изначально вышесказанное
Нужно также отметить, что для многих небольших компаний смысл конкуренции заключается в том, чтобы быть похожими на своих более сильных конкурентов. Это придает им уверенность в себе, но, копируя других, они лишаются какого-либо преимущества. Отсутствие конкурентных преимуществ - верный путь к банкротству. Некоторые организации, обладая определенными конкурентными преимуществами, не предпринимают никаких усилий для того, чтобы сохранить их. Наличие конкурентного преимущества необходимо воспринимать как свершившийся факт, достигнутую цель и это не должно останавливать дальнейший поиск. [6]
С другой стороны, стремление быть первыми во всех сферах конкурентной борьбы и погоня за мгновенной прибылью часто заставляет компании отказываться от ранее выбранной стратегии конкуренции, что вносит хаос в деятельность предприятия и не позволяет ему сосредоточиться на долгосрочных целях в области конкурентной борьбы.
Проблема качества и конкурентоспособности различных объектов управления носит в современном мире универсальный характер. От успеха решения данной проблемы зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, любого потребителя. Фактор конкуренции практически является принудительным для производителя под угрозой вытеснения с рынка, поэтому предприятиям необходим постоянный мониторинг качества продукции, так как именно потребитель объективно и строго оценивает результаты их деятельности.
Конкурентоспособность, например, товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентоспособность понятие относительное, тесно привязанное к конкретному рынку и времени продажи. Поскольку у каждого покупателя имеется свой собственный критерий оценки удовлетворения собственных потребностей, конкурентоспособность приобретает ещё и индивидуальный оттенок. [7]
Наконец,
конкурентоспособность
Конкурентоспособность продукции на необходимом уровне предполагает обеспечение её количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые организацией меры по поддержанию продукции на должном уровне останутся только начинаниями. Для оценки конкурентоспособности любого товара отправной точкой является формирование цели исследования.
Каждая
группа показателей оценивает
Для расчета коэффициента конкурентоспособности предприятия используются определенные экспертным путем весовые коэффициенты, учитывающие степень важности различных показателей. Используя данную методику, коэффициент конкурентоспособности предприятия рассчитывают по следующей формуле [10]:
ККСП = 0,15×ЭП + 0,29×ФП + 0,23×ЭС + 0,33×КТ, (1)
где ЭП – показатель эффективности производственной деятельности
предприятия;
ФП – показатель финансового положения предприятия;
ЭС – показатель эффективности организации сбыта и продвижения
товара на рынке;
КТ – показатель конкурентоспособности товара.
Конкурентоспособность товара рассчитывается по формуле
где КТ – показатель конкурентоспособности товара;
К – показатель качества товара;
Ц – показатель цены товара.
Для расчета показателя эффективности производственной деятельности предприятия ЭП также используют весовые коэффициенты.
ЭП = 0,31×И + 0,19×Ф + 0,4×РТ + 0,1×П, (3)
где И – относительный показатель издержек производства на единицу
продукции;
Ф – относительный показатель фондоотдачи;
РТ – относительный показатель рентабельности товара;
П – относительный показатель производительности труда.
Финансовое
положение предприятия