Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 13:02, дипломная работа
У каждого, кто задумается реализовать свои права собственника, возникает много проблем и вопросов. Одним из основных является вопрос о стоимости собственности. С этой проблемой сталкиваются предприятия, фирмы, акционерные общества, финансовые институты. Акционирование предприятий, развитие ипотечного кредитования, фондового рынка и системы страхования также формирует потребность в новой услуге – оценке стоимости объектов и прав собственности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…………3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (БИЗНЕСА)…………………………………………………………………...……... 8
1.1. Основные понятия и цели оценки бизнеса……………………………...…..…8
1.2. Основные виды стоимости и принципы оценки стоимости предприятия....18
1.3. Три основных подхода к оценке предприятия ………………………………24
1.3.1. Затратный подход ……………………………………………………..…….26
1.3.2. Сравнительный подход…………………………………………………..….29
1.3.3. Доходный подход………………………………………………………….....31
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ……………….38
2.1. Краткая характеристика предприятия ……………………………………….38
2.2. Характеристика экономических условий, в которых работает предприятие..40
2.3. Анализ финансового состояния ООО «Наш хлеб»…………..………………45
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛБЮ ПРОДАЖИ………………………………………….64
3.1.Оценка стоимости земельного участка………………………………………..64
3.2.Оценка стоимости зданий и сооружений………………………….…………..68
3.3.Оценка стоимости оборудования………………………………………………87
3.4.Оценка стоимости нематериальных активов………………………….………97
3.5.Оценка стоимости оборотных активов…………………………………...….104
3.6.Заключение о рыночной стоимости активов предприятия………………....105
3.7.Оценка обязательств предприятия …………………………………………..107
3.8. Расчет рыночной стоимости предприятия затратным подходом……….....107
3.9. Расчет рыночной стоимости предприятия доходным подходом………….107
3.10. Обобщение результатов оценки и заключение о рыночной стоимости предприятия……………………………………………………………..…………108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
С учетом специфики предприятия принимаем объем продаж в каждом году постоянным. Объем продаж составляет: 9300 000 руб., в затраты на поддержание товарного знака в силе входят затраты на правовую охрану по годам и затраты на рекламу. В среднем они составляют 1500 руб. в месяц.
Оставшийся срок жизни товарного знака 8 лет. Ставка роялти для мукомольного производства- 1%.
Для определения ставки дисконта используется метод кумулятивного построения, как дающий наиболее реальные результаты в условиях России.
Данный метод заключается в следующем: к безрисковой ставке прибавляются надбавки за все вышеуказанные риски, выраженные в процентах (формула 15):
(формула 15)
Учитывая также ситуацию, сложившуюся на рынке РФ на дату оценки в качестве безрисковой ставки была взята ставка по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности 12% (информация агентства «Россбизнесконсалтинг»).
С1 - компенсация за риск, связанный со степенью готовности ОИС к коммерческому использованию. Данная компенсация подразумевает под собой риск, связанный с тем, на какой стадии находится освоение ОИС:
исследование, испытание, опытное или промышленное внедрение.
Учитывая характер оцениваемого объекта интеллектуальной собственности (товарный знак), по моему мнению, в этом случае компенсация за риск, связанный со степенью готовности ОИС к коммерческому использованию составляет 0%.
С2 - компенсация за риск,
обусловленный сроками
СЗ - компенсацию за риск возможности противоправного использования ОИС, изготовлением и реализацией контрафактной продукции. Данная компенсация имеет место в случае отсутствия регистрации ОИС в Российском агентстве по патентам и товарным знакам. В силу того, что оцениваемый товарный знак должным образом зарегистрирован в Роспатенте, владелец ТЗ имеет все права на законное пресечение реализации контрафактной продукции. Тем не менее, ввиду характера ОИС нарушение прав владельца ТЗ на сегодняшний день возможно, а судебные разбирательства по такого рода вопросам длятся довольно долго, по моему заключению компенсация за данный риск должна быть учтена при расчете итоговой ставки дисконта и размер этой компенсации составляет при всех вариантах развития событий - 3%.
С4 - компенсация за коммерческие риски общего характера: рынки, цены, курсы валют, налоговые ставки и т.п.. Оценщики провели анализ условий коммерциализации оцениваемого товарного знака на сегодняшний день, а также проанализировали возможные изменения во внешней рыночной среде в течение ближайших лет с точки зрения степени воздействия внешних факторов на коммерциализацию данного товарного знака. Основываясь на проведенном анализе и учитывая характерные особенности оцениваемого ТЗ, мы пришли к выводу, что величина данной компенсации составляет 5%.
С 5 - компенсация за прочие
риски. Данная компенсация учитывает
возможные изменения в
Таким образом, ставка дисконтирования составляет:
К= 12+0+0+3+5+3= 23% (по формуле 15)
Расчет стоимости товарного знака представлен в таблице 21:
Таблица 21Расчет стоимости товарного знака
Годы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Показатели |
||||||||
Объем продаж |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
9300 |
Роялти |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
Ожидаемые выплаты по роялти |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
93 |
Расходы на поддержание ТЗ в силе |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Денежный поток |
91,5 |
91,5 |
91,5 |
91,5 |
91,5 |
91,5 |
91,5 |
91,5 |
Коэффициент текущей стоимости |
0,81301 |
0,66098 |
0,53738 |
0,4369 |
0,3552 |
0,28878 |
0,23478 |
0,19088 |
Текущая стоимость денежного потока |
74,39 |
61,47 |
49,98 |
40,63 |
33,03 |
26,86 |
21,83 |
17,75 |
Стои- мость денежно- го потока |
325,95 |
Таким образом, стоимость товарного знака, рассчитанная доходным подходом, получилась равной - 325950 (Триста двадцать пять тысяч девятьсот пятьдесят) рублей.
Затратный подход основывается на изучение возможностей инвестора в приобретении товарного знака и исходит из того, что инвестор заплатит за объект ИС сумму, в которую обойдется разработка аналогичного продукта в обозримый период без существенных издержек.
Затратный метод отражает издержки, понесенные владельцем ТЗ при разработке. Перечень затрат представлен в таблице 22:
Таблица 22
Перечень затрат на создание ТЗ ООО «Наш хлеб»
Наименование статьи затрат |
руб. |
Поиск знака на сходство |
825 |
Пошлина за подачу заявки |
15000 |
Тариф за ускорение экспертизы |
30000 |
Пошлина за регистрацию знака и выдачу свидетельства на товарный знак |
10000 |
Гонорар патентного поверенного |
3000 |
Итого |
58825 |
Расчет рыночной стоимости ТЗ:
Расчет рыночной стоимости товарного знака осуществляется
следующим образом (формула 16):
(формула 16)
где ТСтз - текущая стоимость товарного знака;
Зс - затраты на создание товарного знака;
R - ставка дисконтирования
I - срок жизни ТЗ.
ТСтз= 58825 х (1+0,23)2 = 96379 (по формуле 16)
Таким образом, стоимость товарного знака, рассчитанная затратным подходом составляет: 96 379 (Девяносто шесть тысяч триста семьдесят девять) рублей.
Сравнительный подход к оценке интеллектуальной собственности предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка. Другими словами, наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемой собственности может быть реальная цена продажи аналогичной собственности, зафиксированная рынком.
Поскольку в России в настоящее время отсутствует хорошо сформированный рынок интеллектуальной собственности, не удалось установить фактов передачи прав собственности на объекты ИС такого типа на дату оценки в реальных рыночных условиях, которые можно было бы использовать для оценки данного товарного знака.
Основываясь на вышеизложенном, приходим к выводу о невозможности применения сравнительного подхода для оценки товарного знака.
Согласование результатов и заключение о рыночной стоимости товарного знака.
Анализируя совокупность перечисленных определений и факторов, я считаю, что потенциальный инвестор предпочтет приобрести уже раскрученный товарный знак, который (ТЗ) сам по себе обеспечивает его владельцу большой доход безотносительно номенклатуры выпускаемой продукции, а зачастую, гарантирует сбыт заведомо низкосортных товаров.
На мой взгляд, товарный знак ООО «Наш хлеб» не может обеспечить решение такой задачи на сегодняшний день. С другой стороны, согласно определению затратного подхода, потенциальный инвестор не заплатит за объект ИС большую сумму, чем та, в которую обойдется разработка аналогичного товарного знака.
Таким образом, в данной оценке целесообразно большее значение придать затратному подходу, хотя нужно отдавать себе отчет, что с течением времени ситуация может измениться и превалировать будут результаты полученные в доходном подходе.
Рыночная стоимость ТЗ может быть определена как взвешенная сумма стоимостей, полученных затратным, сравнительным и доходным подходами:
Результат в этом случае имеет следующий вид (таблица 23):
Таблица 23
Расчет рыночной стоимости товарного знака
Подход |
Стоимость объекта |
Весовая доля |
Рыночная стоимость |
1 |
2 |
3 |
4 |
Затратный |
96379 |
0,97 |
93488 |
Сравнительный |
0 |
0 |
0 |
Доходный |
325 950 |
0,03 |
9779 |
Итого |
|
1 |
103267 |
Таким образом, окончательная величина стоимости товарного знака ООО «Наш хлеб» составляет: 103 267 (Сто три тысячи двести шестьдесят семь) рублей.
3.5. Оценка стоимости оборотных активов
Оценка производственных запасов
Производственные запасы оцениваются по текущим ценам с учетом затрат на транспортировку и складирование. Устаревшие запасы списываются.
В связи с тем, что большая часть производственных запасов приобретена в течение IV квартала 2005 года по рыночным стоимостям и подлежащих списанию запасов нет, то оценку производственных запасов производим по балансовой стоимости на конец 2005 года - 134018 рублей.
Оценка дебиторской задолженности
Оценка дебиторской задолженности начинается с ее анализа:
составляется список всех дебиторов, определяется срок возврата долга, анализируется возможность возврата долга в сроки, предусмотренные соответствующими договорами.
Непросроченная дебиторская
задолженность может
Дебиторскую задолженность предприятия ООО «Наш хлеб» в сумме 254751 рублей составляют:
- Задолженность за продукцию ИП Самойлова 72000 рублей
(согласно договора расчет ожидается через 5 дней);
- Задолженность ИП Окинян - 30000 рублей (расчет через 10
дней);
- Задолженность за продукцию ООО «Национальный продукт» - 102000
рублей (расчет в течение недели).
Просроченной задолженности не выявлено. Таким образом, дебиторскую
задолженность ООО «Наш хлеб» оцениваем в сумме 254751 рубль.
Оценка денежных средств
Денежные средства являются наиболее ликвидными активами, находятся в кассе предприятия в размере 503 рубля, не превышают разрешенный банком лимит кассового остатка (3000 рублей) и в расчетах учитываться не будут.
3.6. Заключение о рыночной стоимости активов предприятия
На основании проведенных расчетов, а также данных, полученных после оценки основных и оборотных фондов, находящихся на балансе, можно рассчитать рыночную стоимость всех активов предприятия (таблица 24).
Таблица 24
Расчет рыночной стоимости всех активов предприятия
Актив |
По балансу |
Рыночная стоимость |
Корректировка, % | |
I. Внеоборотные активы | ||||
НМА |
58825 |
103267 |
+75,5 | |
Здание |
- |
533560 |
+100 | |
Оборудование |
550812 |
443609 |
-19,5 | |
Долгосрочные финансовые вложения |
0 |
0 |
0 | |
Итого по разделу I |
609 637 |
1 080 436 |
77,2 | |
I I. Оборотные активы | ||||
Запасы |
134018 |
134018 |
- | |
НДС |
53974 |
53974 |
- | |
Дебиторская задолженность |
254751 |
254751 |
- | |
Краткосрочные финансовые вложения |
0 |
0 |
0 | |
Денежные средства |
10784 |
10784 |
- | |
Прочие оборотные активы |
0 |
0 |
0 | |
Итого по разделу II |
453 527 |
453 527 |
- | |
Итого активы предприятия |
1 063 164 |
1 533 963 |
46,2 |
Таким образом, рыночная стоимость активов предприятия составляет
1 533 963 рубля.
3.7. Оценка обязательств предприятия
Кредиторская задолженность предприятия ООО «Наш хлеб» в сумме 683426 рублей должна быть учтена при расчете рыночной стоимости предприятия.
3.8. Расчет рыночной стоимости предприятия затратным подходом - методом чистых активов
Рыночная стоимость предприятия определяется путем уменьшения
рыночной стоимости активов на величину обязательств предприятия
(кредиторской задолженности):
Стоимость = Активы - Обязательства
1533963 -683426 = 850 537 руб.
3.9. Расчет рыночной стоимости предприятия доходным подходом – методом прямой капитализации
При расчете доходным подходом выбран метод прямой капитализации.
Данный метод заключается в расчете текущей стоимости будущих доходов, полученных от предприятия с помощью коэффициента капитализации (формула 17):
Доход
Стоимость = ——————————————
Коэффициент капитализации (формула 17)
В качестве капитализируемой величины выбирается прибыль последнего отчетного года-367 205 рублей (по балансу: стр.470+стр.465).
Коэффициент капитализации находим методом кумулятивного построения (формула 18):
R=Сб+Рл+Рр
где Сб - безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята ставка по депозитам для юридических лиц в банках высокой надежности. Эта ставка на сегодняшний день по данным агентства «Росбизнесконсалтинг» составляет 12 %);
Рл - риск ликвидности (возможность потери, при реализации объекта из-за недостаточной развитости рынка, его несбалансированности и неустойчивости);
Рр - региональный риск, присущ для конкретного региона.
К = 12%+10%+7% = 29% (по формуле 18)
Таким образом, рыночная стоимость объекта оценки:
367 205/0,29 = 1 266 224 рубля, (по формуле 17)
3.10. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ О РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ООО «НАШ ХЛЕБ».
Для определения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ООО «Наш хлеб» в рамках данной работы использовались затратный подход- метод чистых активов и доходный подход - метод прямой капитализации. По моему мнению, в данном случае, наибольшей достоверностью обладает расчет затратным подходом, который базируется на рыночной стоимости реальных активов предприятия, но не отражает будущие доходы бизнеса. Сложность применения доходного подхода заключается в непредсказуемости темпов инфляции и нестабильности рыночной экономики в нашей стране. Тем не менее, считаю возможным применение доходного подхода при обобщении результатов оценки.