Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:43, диссертация
Анализируя в целом содержание общей юридической и специальной ведомственной литературы по указанной проблеме, важно отметить, что не рассмотренным остается значительное число основополагающих вопросов организационно-правового обеспечения профилактической деятельности ОВД в рамках многоуровневой системе профилактики правонарушений.
Таким образом, исследование проблем правового и организационного обеспечения деятельности ОВД, их взаимодействия с другими субъектами системы профилактики правонарушений, эффективности данной деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение, что определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования являются регулируемые административно-правовыми средствами общественные отношения, связанные с профилактической деятельностью ОВД и иных специализированных субъектов многоуровневой системы профилактики правонарушений,
Предмет исследования – механизмы административного регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений
Цель исследования – моделирование многоуровневой системы профилактики правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………….
1.1. Понятие и цели многоуровневой системы профилактики правонарушений……………….......................................................................
1.2. Структура многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………...........................................
1.3. Роль органов внутренних дел в многоуровневой системе профилактики правонарушений.....................................................................
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………….........
2.1. Проблемы правового регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений.....................................................................
2.2. Особенности реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних…….
2.3. Участие общественности в реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………..
ГЛАВА 3. Механизмы реализации системы профилактики правонарушений в ОВД (УВД) Омской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
В качестве ключевых форм профилактики правонарушений выступают:
правовое воспитание и обучение населения; профилактическая беседа; профилактический учет; социальная адаптация; другие меры, предусмотренные действующим законодательством.
Проектом Закона Омской области определяются ключевые полномочия органом государственной власти по реализации задач профилактики и предупреждения правонарушений на территории региона. Так, статья 8 определяет полномочия Законодательного собрания Омской области в сфере профилактики правонарушений: 1) принятие областных законов; 2) толкование областных законов; 3) осуществление контроля за исполнением областных законов.
Самостоятельной формой институционально-правовой профилактики правонарушений выступает индивидуальное участие граждан. Так, «участие граждан в деятельности по профилактике правонарушений является добровольным и осуществляется в индивидуальной и коллективной формах».
Формами индивидуального участия граждан в профилактике правонарушений являются: пропаганда правовых знаний; содействие органам власти в работе по профилактике правонарушений; деятельность по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в разрешенных законом формах; внештатное сотрудничество с органами внутренних дел в части профилактики правонарушений и социальной адаптации лиц, освободившихся из мест отбывания наказаний; иное участие в осуществлении профилактики правонарушений в соответствии с законодательством.
Принятие
указанного правового акта позволит
систематизировать процесс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выводы.
1. Единая, научно-обоснованная система профилактики преступности и иных правонарушений на современном этапе в нашей стране не создана. Ее создание требует поэтапного решения множества разноплановых проблем: создание структурной иерархии, необходимой для установления функциональных связей среди субъектов системы; организация эффективной координации и взаимодействия субъектов профилактики; построение единой для субъектов информационно-справочной базы данных по объектам профилактического воздействия; выработка принципиально новых форм и методов профилактической работы; кадровое, финансовое обеспечение; криминологическая и психолого-педагогическая подготовка лиц, участвующих в профилактической деятельности.
2. Деятельность по профилактике правонарушений осуществляется органами законодательной власти и исполнительной власти субъектов Федерации при взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти; правоохранительными и контролирующими органами; органами и учреждениями здравоохранения, образования, социальной защиты населения; органами и учреждениями органов по делам молодежи; органами по вопросам занятости населения; органами местного самоуправления; организациями, предприятиями и учреждениями различных форм собственности; региональными отделениями политических партий и общественных движений; общественными организациями; религиозными конфессиями; иными некоммерческими организациями; средствами массовой информации; гражданами.
3. Сложилось ненормальное положение, при котором основную тяжесть воспитательной и профилактической работы, ответственность за нее несут органы внутренних дел, по природе своей наделенные функциями и методами, в основном, карательного характера, рассчитанными, прежде всего, на взрослое население страны, ведущее противоправный образ жизни. Переход же профилактических функций к более широкому кругу государственных и негосударственных структур, к приоритету ранне - профилактических мер еще только начинается.
4. Несмотря на все оказываемое в последнее время внимание, со стороны руководства государства, на сегодняшний день осталось много нерешенных проблем. В частности, до настоящего времени не создана правовая база многоуровневой системы профилактики правонарушений: не принят закон «О профилактике правонарушений», отсутствует законодательное закрепление понятия «профилактика правонарушений», не определены субъекты профилактической работы, их полномочия. В стадии проекта находится закон «Об участии граждан в охране общественного порядка». Из всех направлений профилактики правонарушений на федеральном уровне урегулированы только вопросы профилактики правонарушений несовершеннолетних: есть соответствующий федеральный закон, создана Правительственная комиссия, определен механизм создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на уровне субъектов РФ и муниципальных образований. Идет законотворческий процесс по принятию Федерального закона об административном надзоре органов внутренних дел за лицами освобожденными из мест лишения свободы.
Указанные выводы опираются, в том числе на проведенное автором работы анкетирование жителей города Омска, в ходе которого они отвечали на ряд вопросов, касающихся профилактики правонарушений и создания ее многоуровневой системы. Результаты данного анкетирования приведены в приложениях, обобщены и проанализированы.
Автором
подготовлен Закон Омской области
«О профилактике правонарушений в Омской
области», текст которого приведен в приложении 1.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
Литература.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1
Закон Омской Области « О профилактике правонарушений в Омской Области
Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и финансовые основы профилактики правонарушений в Омской области, определяет принципы, основные направления и формы деятельности органов, учреждений и организаций государственной системы профилактики правонарушений, а также регулирует отношения органов государственной власти Омской области и органов местного самоуправления, организаций и граждан, участвующих в деятельности по профилактике правонарушений в Омской области.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- профилактика правонарушений - система организационных, социальных, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на недопущение правонарушений;
-
субъекты профилактики
Иные
понятия и термины, используемые
в настоящем Законе, применяются
в значениях, определенных федеральным
законодательством и
Статья 2. Правовая основа деятельности по профилактике правонарушений
Правовую основу деятельности по профилактике правонарушений в Омской области составляют Конституция Российской Федерации, общепринятые нормы международного права, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Омской области.
Статья 3. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике правонарушений