Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:43, диссертация
Анализируя в целом содержание общей юридической и специальной ведомственной литературы по указанной проблеме, важно отметить, что не рассмотренным остается значительное число основополагающих вопросов организационно-правового обеспечения профилактической деятельности ОВД в рамках многоуровневой системе профилактики правонарушений.
Таким образом, исследование проблем правового и организационного обеспечения деятельности ОВД, их взаимодействия с другими субъектами системы профилактики правонарушений, эффективности данной деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение, что определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования являются регулируемые административно-правовыми средствами общественные отношения, связанные с профилактической деятельностью ОВД и иных специализированных субъектов многоуровневой системы профилактики правонарушений,
Предмет исследования – механизмы административного регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений
Цель исследования – моделирование многоуровневой системы профилактики правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………….
1.1. Понятие и цели многоуровневой системы профилактики правонарушений……………….......................................................................
1.2. Структура многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………...........................................
1.3. Роль органов внутренних дел в многоуровневой системе профилактики правонарушений.....................................................................
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………….........
2.1. Проблемы правового регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений.....................................................................
2.2. Особенности реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних…….
2.3. Участие общественности в реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………..
ГЛАВА 3. Механизмы реализации системы профилактики правонарушений в ОВД (УВД) Омской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
– предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах;
–
выявлять заблудившихся детей, подростков,
находящихся в состоянии
– принимать меры к выявлению антиобщественных групп несовершеннолетних, установлению мест их концентрации, докладывать о них дежурному, а также информировать участкового уполномоченного милиции и инспектора по делам несовершеннолетних;
– знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательных учреждений, осужденных к лишению свободы условно и с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, о всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних;
– выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, склоняющих к употреблению спиртных напитков, наркотиков, совершению правонарушений либо иных антиобщественных действий, и докладывать о них дежурному, а также информировать работника уголовного розыска, участкового уполномоченного милиции и инспектора по делам несовершеннолетних.
В сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних действуют и иные нормативные правовые акты МВД России. Так, например, Приказ МВД России от 20 сентября 1994 г. № 260 «О введении в действие Наставления по организации работы городских, районных органов внутренних дел и линейных органов внутренних дел на транспорте» устанавливает, что начальник горрайлиноргана и его заместители в пределах своих полномочий организуют деятельность подразделений по руководству участковыми уполномоченными милиции и инспекторами по предупреждению правонарушений несовершеннолетних в целях обеспечения:
– розыска несовершеннолетних, ушедших из семьи, школ-интернатов, детских домов, а также бежавших из приемников-распределителей или специальных учебно-воспитательных учреждений;
– комплексной профилактики правонарушений несовершеннолетних и осуществления в этих целях взаимодействия с органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, образования, здравоохранения, занятости, трудовыми коллективами, общественными объединениями, благотворительными фондами;
– выявления причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних, разработки предложений по их устранению;
–
работы по своевременному выявлению
и привлечению к
Согласно
действующему законодательству, борьба
с безнадзорностью и
Сотрудники следственных подразделений оказывают воспитательное воздействие во время производства следственных действий, а также вскрывают причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений, принимают меры к их устранению, всесторонне выясняют сведения о личности правонарушителей и информируют подразделения по делам о несовершеннолетних. При наличии достаточных оснований ставят перед соответствующими государственными органами и общественными организациями вопрос о применении в отношении родителей или лиц, их заменяющих, гражданско-правовых, административных и других, предусмотренных законом мер, а также об ответственности должностных лиц, допустивших недостатки в воспитательной работе либо создавших условия, способствующие правонарушениям.
Государственная инспекция по безопасности дорожного движения осуществляет различные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, оказывает помощь аппаратам уголовного розыска в работе по борьбе с угонами и кражами автотранспортных средств, совершаемыми несовершеннолетними.
Сотрудники федеральной миграционной службы в процессе приема населения и участия в проверках по соблюдению паспортного режима в общежитиях, гостиницах и жилом секторе получают информацию и выявляют родителей, отрицательно влияющих на подростков, а также неработающих и нигде не обучающихся детей.
Подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних и центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей относятся полиции общественной безопасности и выполняют наиболее значительный объем мероприятий по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основной их задачей является профилактика противоправного поведения детей и подростков.
В соответствии с Федеральным законом 24 июня 1999 г. № 120 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от и Законом РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» Министерством внутренних дел России разработана и утверждена приказом МВД России от 26 мая 2000 г. № 569. «Инструкция по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел»
Подразделения по делам несовершеннолетних городских и районных органов внутренних дел, а также органов внутренних дел на транспорте входят в состав милиции общественной безопасности. Финансирование ПДН территориальных ГО (РО) ВД осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ, ПДН органов внутренних дел на транспорте – за счет федерального бюджета24.
Реализуя
положения вышеуказанных
– предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
– обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
– выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.
Деятельность подразделений по делам несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних, соблюдения конфиденциальности полученной информации. В правовых нормах, регламентирующих деятельность ПДН, дан исчерпывающий перечень категорий лиц, в отношении которых они проводят индивидуальную профилактическую работу. Реализуя эту функцию, сотрудники ПДН проводят работу с несовершеннолетними:
– употребляющими наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества;
– совершившими правонарушения, повлекшие применение меры административного взыскания;
– совершившими правонарушения до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
– освобожденными от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного характера;
– не подлежащими уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в физическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
– обвиняемыми или подозреваемыми в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
– условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, освобожденными от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
– получившими отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;
– освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если в период пребывания в них допускали нарушения режима;
– осужденными условно, осужденными к обязательным или исправительным работам, иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы, а также осужденными за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденными судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного характера.
Кроме того, сотрудники данных подразделений проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Должностные лица ПДН в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними выясняют их образ жизни, связи и намерения, разъясняют последствия совершения ими противоправных действий, выявляют и в пределах своей компетенции принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушений, а также в установленном порядке привлекают к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий. Сотрудники ПДН привлекают к профилактической работе с несовершеннолетними лиц, способных оказать на них положительное влияние, решают во взаимодействии с другими органами и учреждениями вопросы организации обучения, труда, оздоровительного досуга. При выявлении случаев нарушений прав и свобод несовершеннолетних незамедлительно информируют органы прокуратуры, комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, а также иные органы и учреждения, участвующие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем должностные лица подразделений по делам несовершеннолетних применяют самостоятельно или обеспечивают применение другими органами правопорядка правовых средств предупреждения правонарушений, в частности, в случае систематического неисполнения ими принудительных мер воспитательного характера направляют в суд представления для принятия мер, предусмотренных законодательством. Вносят при совершении условно осужденными двух административных правонарушений либо злостном неисполнении возложенных судом обязанностей в уголовно-исполнительную инспекцию ходатайство об отмене условного осуждения или продлении испытательного срока, а в случаях, когда в период условного осуждения или срока отбывания наказания несовершеннолетний скрывается с постоянного места жительства, направляют соответствующую информацию в уголовно-исполнительную инспекцию органов юстиции. Совершившие правонарушения несовершеннолетние могут быть доставлены в дежурную часть горрайоргана или в ПДН на срок не более трех часов. Разбирательство проводит должностное лицо подразделения по делам несовершеннолетних, а в его отсутствии – оперативный дежурный. При доставлении устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родных или законных представителях, условиях воспитания, в необходимых случаях оформляются материалы для привлечения к административной или уголовной ответственности. О задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются его родители или заменяющие их лица. После разбирательства несовершеннолетнего передают в установленном порядке родителям или законным представителям, о чем делается отметка в протоколе административного задержания и книге учета лиц, доставленных в дежурную часть ОВД с указанием времени передачи и лица, которому передан несовершеннолетний.
На
сотрудников ПДН возложена
На подкинутых детей акт составляется в четырех экземплярах. Первый экземпляр регистрируется в журнале учета происшествий для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и розыска лица, виновного в оставлении ребенка в опасном для жизни состоянии, второй направляется вместе с ребенком в учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.