Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 08:43, диссертация
Анализируя в целом содержание общей юридической и специальной ведомственной литературы по указанной проблеме, важно отметить, что не рассмотренным остается значительное число основополагающих вопросов организационно-правового обеспечения профилактической деятельности ОВД в рамках многоуровневой системе профилактики правонарушений.
Таким образом, исследование проблем правового и организационного обеспечения деятельности ОВД, их взаимодействия с другими субъектами системы профилактики правонарушений, эффективности данной деятельности имеет как теоретическое, так и практическое значение, что определило выбор темы дипломной работы.
Объектом исследования являются регулируемые административно-правовыми средствами общественные отношения, связанные с профилактической деятельностью ОВД и иных специализированных субъектов многоуровневой системы профилактики правонарушений,
Предмет исследования – механизмы административного регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений
Цель исследования – моделирование многоуровневой системы профилактики правонарушений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ………………….
1.1. Понятие и цели многоуровневой системы профилактики правонарушений……………….......................................................................
1.2. Структура многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………...........................................
1.3. Роль органов внутренних дел в многоуровневой системе профилактики правонарушений.....................................................................
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МНОГОУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………….........
2.1. Проблемы правового регулирования многоуровневой системы профилактики правонарушений.....................................................................
2.2. Особенности реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений в отношении несовершеннолетних…….
2.3. Участие общественности в реализации многоуровневой системы профилактики правонарушений…………………………………..
ГЛАВА 3. Механизмы реализации системы профилактики правонарушений в ОВД (УВД) Омской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………………..
Этот «материал» легко попадает под влияние взрослых и уличной микросреды. Нарастание негативных тенденций в динамике преступности среди несовершеннолетних происходит в связи с тем, что органы и учреждения, на которые возложены охрана прав, обучение и воспитание несовершеннолетних, с запозданием реагируют на нужды детей, оставшихся без родительского попечения, не принимают экстренных мер по устройству детей и подростков, лишившихся семьи, ушедших от пьющих и истязавших их родителей. Для решения этой задачи необходимо формирование единой государственной политики, призванной решить проблемы детства и юношества, обеспечить социальную и правовую защиту несовершеннолетних. Важным этапом стало принятие Указа Президента РФ от 6 сентября 1993 г. № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»18. Данный нормативный акт заложил основу для развития законодательства о профилактике правонарушений и защите прав несовершеннолетних и предусматривал создание государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»19 в данную систему входят:
В
указанном Федеральном законе сформулированы
основные понятия, необходимые для
применения в профилактической деятельности
в отношении
Безнадзорный – это несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, спиртных напитков, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Множественность субъектов профилактики, различающихся по характеру, масштабам, формам и методам деятельности, – одна из существенных особенностей профилактики правонарушений несовершеннолетних.
Из приведенного выше перечня видно, что ОВД являются хотя и, несомненно, важным, но лишь одним из звеньев государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. То есть правовые меры, а тем более административно-принудительные меры должны играть лишь вспомогательную роль.
Несмотря на отсутствие на сегодняшний день достаточной правовой базы, регламентирующей создание и функционирование ювенальных судов, в России в ряде регионов начали работать экспериментальные судебные составы и даже самостоятельные суды (в рамках городских судов) по делам несовершеннолетних. Однако отсутствие правовых норм приводит к тому, что каждый ювенальный суд вынужден, нарабатывая собственную практику, самостоятельно определять подведомственность дел, порядок подготовки дела к рассмотрению, порядок исполнения приговора (решения) суда и т.д. Следует отметить, безусловно, позитивные результаты работы ювенальных судов в городах Таганроге (создан 25 марта 2004 г., первый в современной России ювенальный суд), Санкт-Петербурге и ряде других городов Российской Федерации. Региональная модель ювенальной юстиции успешно выстраивается в Ростовской области. Однако, в большинстве случаев данные результаты во многом зависят от личного энтузиазма самих судей, а также руководства судов, объединяющих под эгидой ювенальной юстиции все административные органы, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также психологические службы, службы, занимающиеся исполнением наказаний и т. д20.
Такой подход во многом вызван самим содержанием международных норм. Так, Пекинские правила, являющиеся, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, для России правовым документом прямого действия, в качестве технологии работы судебной системы предписывают, чтобы суд не забывал о детях, которые оказались в его орбите. Причем при рассмотрении дела ребёнок выступает не как объект репрессии, а прежде всего как субъект реабилитации.
Повышается
воспитательное значение судебных процессов
по делам о преступлениях
-
вменяются обязанности
- несовершеннолетнему вменяется в обязанности встать на учет в комиссии по делам несовершеннолетних, не пребывать вне дома в ночное время, продолжить обучение или поступить в учебное заведение, посещать спортивные секции, пройти курс группового психологического тренинга в ювенальном суде;
- подразделению органа внутренних дел по делам несовершеннолетних и КДН вменяется в обязанности проводить индивидуальную профилактическую работу и представлять отчет о проделанной работе в суд один раз в квартал. При выявлении недостатков в работе органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних судом выносится частное постановление. Контроль за исполнением приговора и постановлением осуществляют уголовно-исполнительная инспекция, комиссия по делам несовершеннолетних и суд в лице помощника судьи по социальным вопросам.
Следует отметить бесспорную необходимость создания в Российской Федерации системы ювенальной юстиции, особенно, учитывая имеющийся положительный опыт. Однако ее формирование требует от законодателя принятия скорейших мер по ее детальному правовому регулированию как на федеральном, так и на региональном уровнях. При этом необходимо учитывать специфику функций как судебной, так и исполнительной властей, обеспечивая возможности для их надлежащего взаимодействия.
Этим
обусловлена необходимость
Центральное
место в государственной
Значительная
роль в профилактике безнадзорности
и правонарушений со стороны несовершеннолетних
отводится специальным учебно-
Существенный вклад в борьбу с безнадзорностью и правонарушениями, совершаемыми несовершеннолетними, вносят органы опеки и попечительства, которые осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. Органы по делам молодежи участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, разрабатывают и реализуют целевые программы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Органы управления здравоохранения ведут круглосуточный прием и содержание заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до 4 лет, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, а службы занятости населения участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних и содействуют их трудовому устройству.
Вместе с тем основная тяжесть непосредственной борьбы с правонарушениями несовершеннолетних лежит на правоохранительных органах. В настоящее время усилия органов внутренних дел сосредоточены на реализации задач: по предупреждению преступлений и административных правонарушений со стороны несовершеннолетних; проведению индивидуально-профилактических мероприятий; выявлению причин и условий, способствующих правонарушениям среди несовершеннолетних; укреплению взаимодействия с органами социальной защиты, образования, занятости, здравоохранения, трудовыми коллективами, общественными объединениями и благотворительными фондами.
Профилактическая деятельность составляет обязательную органическую часть выполнения правоохранительных функций, поэтому к числу субъектов, осуществляющих профилактику правонарушений при выполнении правоохранительных функций, отнесены: суды, прокуратура, органы внутренних дел.
Основными задачами ОВД по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2)
обеспечение защиты прав и
законных интересов
3) социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
4)
выявление и пресечение
Данные основные задачи конкретизированы в различных нормативных правовых актах. Так, Закон РФ «О Полиции» прямо указывает на обязанность осуществления деятельности по предупреждению преступлений и административных правонарушений. Полиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения; выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих прав принимать меры к устранению данных обстоятельств (п. 1 ст. 2 Закона).
Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации23 определяет задачи ППС по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних. Принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, патрульные и постовые наряды обязаны: