Сущность государственного долга, анализ методов его управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов его управления, разработка предложений по оптимизации государственного долго России. Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
Изучить сущность и значение государственного долга и государственных гарантий;
Выделить и рассмотреть основные задачи и методы управления долгом;
Проанализировать основные показатели, характеризующие государственный долг Российской федерации;
Провести анализ проблем управления государственным долгом в России;
Разработать предложения по оптимизации государственного долга РФ и оценить их эффективность

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Теоретические основы изучения сущности государственного долга и методов его управления………………3
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий……………...……….3
1.2. Система управления государственным долгом…………………….11
1.3. Основные задачи и методы управления долгом……………………14
2. Анализ особенностей управления государственного долга в Росси на современном этапе……………....19
2.1. Анализ основных показателей, характеризующих государственный долг Российской федерации…………………………………………………….19
2.2 Проблемы управления государственным долгом в России…………………………………………………………………………….26
2.3 Анализ последствий государственного долга……………………....28
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации…………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга Российской Федерации……..…………...30
3.2 Анализ эффективности предложений……………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 187.33 Кб (Скачать)

При исполнении получателем  государственной гарантии Российской Федерации своих обязательств перед  третьим лицом на соответствующую  сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган  исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих  обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а  также случаев осуществления  государством платежей по выданным гарантиям.

На основании данных этого  учета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях  по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный орган представляет Правительство  Российской Федерации на всех переговорах  о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации и  заключает соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.

В случае предоставления государственной  гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового  состояния получателя государственной  гарантии Российской Федерации.6

Таким образом, можно сделать  вывод, что причины появления государственного долга – это внешние и внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Внешняя задолженность  позволяет стране осуществлять большие  совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать  инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования  оказывают положительное влияние  на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

 

1.2 Система управления государственным  долгом

Система управления государственным  долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.7

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

  • разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год;
  • процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год;
  • исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение  которых необходимо для достижения целей управления государственным  долгом:

  • своевременность и полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
  • проверка эффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и по видам применяемых финансовых инструментов;
  • осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;
  • контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерации прошлых лет;
  • контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;
  • экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;
  • экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой  целью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.8

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим  привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней  задолженности может стать серьезным  негативным фактором не только экономического, но и политического значения.9

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

  • управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;
  • кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.10

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;

в-третьих, с созданием  условий для сближения усредненной  реальной ставки процента по долгу  и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным  и долгосрочным обязательствам.

Таким образом, система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным долгом в течение планового года.

1.3 Основные задачи и методы управления долгом

Управление  государственным долгом должно решать сразу несколько задач.

Во-первых, сокращение объемов  внешних долговых обязательств и, соответственно, стоимости их обслуживания.

Во-вторых, оптимизация структуры  внешнего долга, особенно увеличение доли его рыночной составляющей, а также  графика платежей по внешнему долгу, устранение пиков платежей.

В-третьих, рефинансирование внешнего долга за счет внутренних заимствований без существенного  ухудшения структуры долга по срокам платежей.

В-четвертых, повышение эффективности  использования заемных средств.

Существует необходимость  законодательного реформирования системы  управления госдолгом Российской Федерации  и первоочередного проведения необходимых  мероприятий, к которым можно  отнести разработку и принятие федерального закона о внесении в Бюджетный  кодекс Российской Федерации по внесению поправок в части, касающейся вопросов управления государственным долгом, федерального закона о государственном  долге Российской Федерации, нормативных  документов, регламентирующих деятельность Внешэкономбанка в качестве агента по обслуживанию государственного внешнего долга и государственных внешних  финансовых активов, единого порядка  ведения Государственной долговой книги Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной  долговой книг, а также создание единой базы данных по государственному долгу Российской Федерации и  разработку критериев и механизмов оценки эффективности заемной и  долговой политики.11

Существует  большое количество методов решения  проблемы государственного долга, к  ним относятся как бюджетно-экспортные, так и финансово-технические.

Бюджетно-экспортные методы являются долгосрочными и  связывают решение проблемы, например, внешнего долга, с увеличением торгового  баланса страны, а также увеличением  ВВП и государственного бюджета.

Технические же методы – краткосрочные, и позволяют  решить проблему путем улучшения  условий заимствования, уменьшения общей суммы долга, изменения  временной структуры платежей.

Выделяют  следующие основные методы управления государственным долгом: конверсию  консолидацию, унификацию, отсрочку погашения  и аннулирование займов.

Под конверсией понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство  чаще всего снижает размер выплачиваемых  процентов по займам. Однако не исключено  и повышение доходности государственных  ценных бумаг для кредиторов. Такая  операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена  до 9%, а казначейских обязательств –  с 5 до 10%.

Под консолидацией  понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Унификация  государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации  ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В исключительных случаях правительство может  провести обмен облигаций по регрессивному  соотношению, то есть приравнивая несколько  ранее выпущенных облигаций к  одной новой облигации.

Отсрочка  погашения займа или всех ранее  выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее развитие операций по выпуску новых займов не имеет  финансовой эффективности для государства. При отсрочке не только отодвигаются сроки погашения займов, но и прекращается выплата доходов.

Под аннулированием государственного долга понимается мера, в результате которой государство  полностью отказывается от обязательств по выпущенным займа. Аннулирование  ценных бумаг государства может  проводиться по двум причинам: в  случае финансовой несостоятельности  государства, т.е. его банкротства; вследствие прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства  предыдущих властей.

Кроме того, в качестве метода привлечения заимствований  выделяется рефинансирование долга. Рефинансированием  государственного долга называют размещение новых государственных займов для  погашения задолженности по уже  выпущенным. Например, Россия использовала рефинансирование при погашении  задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному  займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации  нового займа – внутреннего выигрышного  займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.12

Минимальная цена заемных средств на рынке  определяется ставкой рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой происходит заимствование  на обслуживание внутреннего долга. Таким образом, государственный  кредит регулирует рынок межбанковских  кредитов.

В настоящее  время при разработке вариантов  оптимизации внешнего долга России внимание концентрируется главным  образом на технических средствах  решения проблемы: реструктуризации долга, конверсия части долговых обязательств в имущественные активы на территории России. Предлагаются также  менее традиционные методы – выплата  отступного, погашение долга в  национальной валюте, переоформление кредиторской задолженности под  расчеты по дебиторской задолженности.

Информация о работе Сущность государственного долга, анализ методов его управления