Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:44, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования - государственный долг. Предмет исследования - процесс управления государственным долгом на примере субъекта РФ – Республика Бурятия. Целью данной работы является раскрытие управления государственным долгом в Республики Бурятия.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. определить понятие и сущность государственного долга;
2. рассмотреть принципы управления госдолгом;
3. проанализировать процесс управления государственным долгом в Республики Бурятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. 1. Теоретические аспекты управления государственным долгом.…..4
1.1 Сущность и значение государственного долга, долга субъекта РФ и государственных гарантий……………………..…………………………..…….4
1.2 Управление государственным долгом…………..………………………….13
Глава 2. Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ..………….17
2.1 Анализ управления внешним долгом России за 2006-2008 гг……………17
2.2 Анализ управления внутренним долгом России за 2006-2008 гг………...20
2.3. Анализ управления государственным долгом Республики Бурятия за 2008-2010гг.............................................................................................................25
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…..……………

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. 1. Теоретические аспекты управления государственным долгом.…..4

1.1 Сущность  и значение государственного  долга, долга субъекта РФ и государственных гарантий……………………..…………………………..…….4

1.2 Управление государственным долгом…………..………………………….13

Глава 2. Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ..………….17

2.1 Анализ  управления внешним долгом России за 2006-2008 гг……………17

2.2 Анализ  управления внутренним долгом  России за 2006-2008 гг………...20

2.3. Анализ управления государственным долгом Республики Бурятия за 2008-2010гг.............................................................................................................25

Заключение……………………………………………………………………….30

Список  использованной литературы…..……………………………………….33

Приложения……………………………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    В данной курсовой работе рассмотрены теоретические аспекты управления государственным долгом РФ, в частности субъекта РФ - Республики Бурятия и проведен анализ управления государственным долгом.

    Актуальность  работы заключается в проблеме долговой зависимости государства прежде всего перед иностранными кредиторами  поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

    Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации  и опасность переложения долгового  бремени на будущие поколения. В  настоящее время государственный  долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.

    Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать  как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное воздействие долга проявляется в обеспечении правительства финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие поколения.

    Управление  государственным долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга по степени риска и стоимости обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего долга.

    На  современном этапе во всех странах  размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи с хронической дефицитностью бюджетов государств, ростом военных расходов.

     Объект  исследования - государственный долг. Предмет исследования - процесс управления государственным долгом на примере субъекта РФ – Республика Бурятия. Целью данной работы является раскрытие управления государственным долгом в Республики Бурятия.

Поставленная  цель предполагает решение следующих  задач:

    1. определить понятие и сущность  государственного долга;

    2. рассмотреть принципы управления госдолгом;

    3. проанализировать процесс управления государственным долгом в Республики Бурятии.

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические аспекты управление государственным долгом. 

1.1 Сущность и значение государственного долга, долга субъекта РФ и государственных гарантий. 

    В соответствии со ст. 97 Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права». [1]

    Государственный долг России бывает капитальный и  текущий. Под капитальным долгом понимается вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты), а под текущим долгом – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.

    Основные  формы долговых обязательств РФ: кредитные  соглашения и договора, государственные  ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей РФ, переоформленные долговые обязательства третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.

    Во  временном разрезе выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.

    Государственный долг субъекта РФ – это совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Этот долг полностью и без условий  обеспечивается всем находящимся в  собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.

    Государственный долг субъекта РФ складывается из:

    1. основной номинальной суммы долга по ценным бумагам субъектов РФ;
    2. объема основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
    3. объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
    4. объема обязательства по гарантиям, предоставленным субъектам РФ.

    Законодательные и исполнительные органы власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов регионального бюджета для погашения долговых обязательств и обслуживания долга. 

    В зависимости от рынка заимствований  и валюты государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Использование  различных критериев деления  государственного долга на внутренний и внешний тесно связано с типом и уровнем развития экономической системы, степенью либерализации экономики страны.

    Наиболее  распространено в мировой практике деление государственного долга  на внутренний и внешний по критерию резиденства. Согласно этой классификации задолженность государства резидентом образует государственный внутренний долг, соответственно, нерезидента – государственный внешний долг. Такой подход является наиболее целесообразным, так как исходит из экономического содержания внешней и внутренней задолженности, того влияния, которое оказывает тот или иной заем на платежный баланс страны – главный показатель, на котором отражаются операции с участием нерезидентов независимо от валюты возникших обязательств.

    В российской практике применяют другой подход к делению государственного долга на внешний и внутренний.

    Внутренний  долг РФ складывается из:

      1. основной номинальной суммы долга по ценным бумагам РФ;
      2. объема основного долга по кредитам, полученным РФ;
      3. объема основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от бюджетов других уровней;
      4. объема обязательств по гарантиям, предоставленным РФ.

    Внешний долг РФ складывается из:

    1. объема обязательств по гарантиям, предоставленным Россией;
    2. объема основного долга по полученным РФ кредитам у правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций.

    Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.

    Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, поскольку  развивающаяся экономика требует  дополнительных вложений. Однако госдолг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства обусловливает необходимость покрытия затрат государства монетарными методами. [9]

    Законодательство  разграничивает ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов РФ. Так, Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и местных бюджетов, если указанные обязательства не гарантированы Российской Федерацией. Равным же образом субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

    Теория  государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. [18]

    Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный  дефицит.

    Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство правительств как развитых, так и развивающихся стран не могут покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии на экономику в краткосрочном и долгосрочном периоде и о способах его финансирования.

    Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания  бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения взятых долгов. То есть, бюджетный дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует учитывать при моделировании данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а второй одновременно - для первого).

    Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

    · анализ причин возникновения, поддержки  и воспроизведения бюджетного дефицита;

    · анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;

    · методы управления государственным  долгом;

    · анализ взаимосвязи и взаимообусловленности  государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте  макроэкономического развития;

    · анализ последствий бюджетной и  долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

    · определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего  развития общества. [11]

    Государственный долг может оказывать как отрицательное, так и положительное влияние  на экономическое развитие. Так, в  периоды экономических спадов достаточно эффективным способом смягчения  ситуации выступает именно государственное  заимствование, которое препятствует резкому падению совокупного спроса, оказывая стабилизирующее воздействие на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

    Отрицательное влияние государственных заимствований  отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование экономических пропорций.

Информация о работе Анализ управления государственным долгом в РФ и РБ