Сущность государственного долга, анализ методов его управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов его управления, разработка предложений по оптимизации государственного долго России. Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
Изучить сущность и значение государственного долга и государственных гарантий;
Выделить и рассмотреть основные задачи и методы управления долгом;
Проанализировать основные показатели, характеризующие государственный долг Российской федерации;
Провести анализ проблем управления государственным долгом в России;
Разработать предложения по оптимизации государственного долга РФ и оценить их эффективность

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Теоретические основы изучения сущности государственного долга и методов его управления………………3
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий……………...……….3
1.2. Система управления государственным долгом…………………….11
1.3. Основные задачи и методы управления долгом……………………14
2. Анализ особенностей управления государственного долга в Росси на современном этапе……………....19
2.1. Анализ основных показателей, характеризующих государственный долг Российской федерации…………………………………………………….19
2.2 Проблемы управления государственным долгом в России…………………………………………………………………………….26
2.3 Анализ последствий государственного долга……………………....28
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации…………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга Российской Федерации……..…………...30
3.2 Анализ эффективности предложений……………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 187.33 Кб (Скачать)

Таким образом, можно сделать вывод, что проблема обслуживания государственного долга - ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование госдолга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.

Подводя итоги всему рассмотренному разделу, можно сделать вывод о том, что, несмотря на то, что государственный  долг на современном этапе сохраняет  некоторую стабильность, политика государства  в данном направлении несовершенна и имеет недостатки, которые нуждаются  в принятии мер по их устранению. Такие государственные органы России, как счетная палата, разрабатывает и вносит соответствующие изменения в существующие нормативные правовые акты,  позволяющие четко определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования по сбору и анализу данных по внешнему долгу, вопросам регулирования привлечения и прозрачности использования средств,  полученных в результате заимствований; а так же разрабатывает стратегию совершенствования управления государственным долгом.

 

3. Направления совершенствования  управления государственным долгом Российской Федерации

3.1 Разработка предложений по  оптимизации государственного долга РФ

В рамках совершенствования сложившейся  системы управления государственным  долгом можно предложить создание унифицированной  системы учета государственных  долговых обязательств, а также реформирование институтов, отвечающих за управление государственным долгом. Главной  целью проводимой реформы является усиление государственного влияния  и контроля за государственным долгом и постепенное снижение зависимости  государственного бюджета от складывающейся с заимствованиями ситуации. Для  ее достижения планируется в ближайшее  время решить следующие задачи30:

- повысить  эффективность государственных  заимствований; 

- оптимизировать  структуру государственного долга; 

- сократить  риски, связанные с осуществлением  заимствований; 

- совершенствовать  правовые основы управления государственным  долгом;

- создать  единую структуру, в полномочия  которой будет входить управление  государственным долгом;

- разработать  единую систему учета государственного  долга; 

- создать  единую централизованную систему  анализа и управления исками  заимствований; 

- разработать  единую систему стратегического  планирования государственного  долга; 

- создать  систему взаимодействия с денежно-кредитной  и валютной политикой; 

- разработать  систему учета долговых обязательств  региональных и муниципальных  властей, а также заимствований  негосударственного сектора экономики.31

В процессе реформы необходимо четко разграничить полномочия различных органов государственной  власти, управляющих государственным  долгом, и разработать порядок  их взаимодействия. В данной сфере  запланировано следующее распределение  полномочий между различными органами государственной власти.

Президент Российской Федерации устанавливает  основные приоритеты бюджетной политики на кратко- и среднесрочную перспективы.

Федеральное Собрание Российской Федерации устанавливает  в законе о федеральном бюджете  верхний предел государственного долга.

Правительство Российской Федерации организует систему  оперативного управления государственным  долгом, утверждает источники и параметры  заимствований.

Центральный банк Российской Федерации согласует  вопросы политики управления государственным  долгом с денежно-кредитной и  валютной политикой;

Министерство  финансов Российской Федерации осуществляет заимствования от имени Правительства  Российской Федерации, реализует правительственную  долговую стратегию, обеспечивает бюджетное  планирование в части государственного долга.

Министерство  экономического развития и торговли Российской Федерации анализирует  эффективность проектов, источниками  финансирования которых являются внешние  займы.

Федеральное агентство по управлению государственным  долгом участвует в реализации годовых  программ в области управления государственным  долгом и финансовыми активами, а  также в переговорах с кредиторами  Российской Федерации в рамках имеющихся  полномочий, осуществляет по поручению  Минфина России перевод средств  на обслуживание и погашение долга, ведет аналитический учет государственных  долговых обязательств и финансовых активов, связанных с долговыми  операциями32.

Факт  использования внешних заимствований  в качестве универсального механизма  решения финансовых проблем любым  государством дает России, как, впрочем, и любому другому государству, возможность  использовать в управлении внешним  долгом опыт других стран наряду с  какими-либо методами, которые характерны исключительно для нее. Иными  словами, в выработке общей стратегии  решения проблемы внешнего долга  могут быть использованы как известные  мировой практике схемы, так и  нетрадиционные методы.

Так, весьма распространенным в мировой практике управления внешним долгом является применение моделей формирования оптимального долгового портфеля, позволяющего снизить  риски и стоимость обслуживания долга.

Важное  место в системе мер по управлению внешним долгом занимает также такой  инструмент, как проведение специальных  приватизационных программ. Существуют разнообразные варианты таких программ, но все они имеют общей целью  пополнение доходов государства  с тем, чтобы в последствие  направить их на погашение и обслуживание внешнего долга.

Действенным инструментом управления внешним долгом является его реструктуризация. Однако по условиям Парижского клуба возможность  реструктуризации и секьюритизации ограничена лишь суммой эквивалентной 20% задолженности, что, естественно, не решает всех проблем.

Что же касается специфических для России подходов, то, решение долговой проблемы возможно за счет использования задолженности  иностранных государств бывшему  СССР. Один из вариантов - взаимозачетная схема: Россия за долги переуступает Парижскому клубу права требования по долгам третьих стран.

При осуществлении  политики управления внешним долгом необходимо постоянно иметь «в поле зрения» такие показатели, как, соотношение внешнего и внутреннего долга и величину предельно допустимого уровня внешнего долга на планируемый период по отношению к уровню бюджетных доходов. В связи с этим необходимо четко определить функции и полномочия всех органов власти, которые имеют отношение к управлению внешним долгом, с тем, чтобы максимально эффективно привлекать и расходовать заемные средства.

Таким образом, разработка данной стратегии обусловлена изменениями финансово – экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры заимствований появилась потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии, которая может использоваться и в дальнейшем.

 

 

3.2

Реализация  долговой политики Российской Федерации в 2012-2014 гг. будет осуществляться в соответствии со следующими целями33:

    • обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;
    • поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой создания предпосылок для повышения рейтингов до категории «А»;
    • дальнейшее развитие национального рынка государственных ценных бумаг;
    • обеспечение постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внутреннему и внешнему источникам заемного капитала на приемлемых условиях,
    • минимизация стоимости заимствований;
    • поддержание мерами политики безопасных тенденций в сфере внешнего долга российского корпоративного сектора,  в том числе ограничение притока спекулятивного капитала («горячих денег»).

Решение задачи поддержания высокой ликвидности внутреннего рынка, обеспечения присутствия на нем широкого круга инвесторов и стимулирования инвестиционного спроса требует скорейшей реализации комплекса мер по повышению привлекательности рынка государственных ценных бумаг.

Дальнейшие  меры по развитию внутреннего рынка  будут направлены на совершенствование рыночной инфраструктуры и повышение ликвидности обращающихся выпусков государственных ценных бумаг.  В этой связи предлагается направить долговую политику на решение следующих задач34:

    • Создание предпосылок  (возможности) для расчетов по сделкам с ОФЗ с использованием международных депозитарно-клиринговых систем. Решение указанной проблемы требует внесения изменений в закон  «О рынке ценных бумаг»,  направленных на упрощение доступа иностранных участников  (депозитариев)  к рынку ОФЗ.
    • Допуск ОФЗ к обращению на фондовой бирже;
    • Обеспечение возможности внебиржевого обращения ОФЗ;
    • Введение института централизованного учета прав собственности на ценные бумаги в общенациональном масштабе. Создание центрального депозитария направлено на повышение эффективности и конкурентоспособности учетно-расчетной инфраструктуры российского фондового рынка,  повышение защиты прав собственности, а следовательно, на стимулирование роста иностранных инвестиций и в ОФЗ, и в корпоративные ценные бумаги.
    • Унификация налоговых ставок по ОФЗ и корпоративным облигациям

Так же, в целях сохранения присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала и поддержания постоянного доступа к ресурсам этих рынков в предстоящий период планируется:

–  осуществлять размещения еврооблигаций Российской Федерации в ограниченных объемах с учетом имеющегося спроса;

–  формировать  репрезентативную кривую доходности заимствований  в различных валютах, прежде всего, в долларах США и евро;

–  ограничивать размещение на международном рынке  капитала еврооблигаций в рублях;

–  создавать  предпосылки для привлечения долгосрочных инвесторов, диверсифицированных по типам и географическому признаку;

–  поддерживать постоянный диалог с широким кругом глобальных инвесторов35.

Таким образом, вне зависимости от конъюнктуры рынков капитала в предстоящий период государственная долговая политика будет направлена на обеспечение способности Российской Федерации осуществлять заимствования в объемах,  необходимых для решения поставленных социально-экономических задач, и на условиях, приемлемых для нашей страны как надежного суверенного заемщика. Решению этой задачи будет способствовать регулярное присутствие России на рынках капитала, прозрачная и последовательная аукционная политика,  постоянное и эффективное информационное взаимодействие с инвестиционным сообществом,  последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Подводя итоги, можно сказать, что управление государственным долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным долгом с вопросами экономической безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное  управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская  Федерация будет стремиться к  проведению максимально гибкой политики заимствований, позволяющей оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

 

Заключение 

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Внешняя задолженность  позволяет стране осуществлять большие  совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать  инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования  оказывают положительное влияние  на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

Информация о работе Сущность государственного долга, анализ методов его управления