Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 20:26, реферат
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения государственного долга является проводимая госуд
Введение
1. Сущность государственного долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросу государственного долга Российской Федерации
1.2 Внутренний государственный долг
1.3 Внешний государственный долг
2. Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации
2.2 Управление государственным долгом
2.3 Обслуживание государственного долга
Заключение
Литература
Федеральное агентство
по образованию
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального
образования
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу:
«Государственные
и муниципальные финансы»
Тема:
«Управление государственным
долгом в РФ»
Архангельск 2009
Содержание
Введение
1. Сущность государственного
долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие,
классификация, нормативно –
правовая база по вопросу
1.2 Внутренний государственный
долг
1.3 Внешний государственный
долг
2. Основные направления
стабилизации и повышения
2.1 Текущее состояние
государственного долга
2.2 Управление государственным
долгом
2.3 Обслуживание государственного
долга
Заключение
Литература
Приложения
Введение
Государственный долг
играет существенную и многогранную
роль в макроэкономической системе
любого государства. Это объясняется
тем, что отношения по поводу формирования,
обслуживания и погашения государственного
долга оказывают значительное влияние
на состояние государственных финансов,
денежного обращения, инвестиционного
климата, структуру потребления и развития
международного сотрудничества государств.
Причиной возникновения
государственного долга является проводимая
государством политика, которая не
обеспечивает сбалансированность доходов
и расходов государства.
Вместе с тем
в мире нет ни одного государства,
которое в те или иные периоды
своей истории не сталкивалось бы
с проблемой государственного долга.
Государственный долг является неотъемлемой
частью большинства финансовых систем
государств мира. Мировая практика
свидетельствует о широком
С экономической
точки зрения государственный долг
представляет собой задолженность
государственных органов как
результат формирования дополнительных
ресурсов государства, направленных на
разрешение противоречий между экономическими
и социальными потребностями
общества на основе займов денежных средств
у частных лиц, институтов негосударственного
сектора и иностранных
С материальной точки
зрения государственный долг представляет
собой общую сумму
Специфика долговых
отношений, которые складываются в
процессе привлечения, размещения государством
дополнительных финансовых ресурсов физических
лиц и организаций на принципах
добровольности, срочности, возвратности
и возмездности для покрытия дефицита
бюджета, а также отношения по
погашению государственных
Правительства часто
управляют большими портфелями валютных
резервов, их бюджетная позиция нередко
подвергается значительному риску
по условным обязательствам и последствиям
плохого управления бухгалтерским
балансом в частном секторе. Поэтому
при любых финансовых кризисах, как
порожденных внутренними
Необходимо выделить
вопросы, которые не могут быть решены
исключительно за счет надежного
управления долгом. Оно не заменяет
взвешенную макроэкономическую и налогово-бюджетную
политику, и его одного недостаточно,
чтобы гарантировать надежную защиту
страны от экономических и финансовых
потрясений. Следует подчеркнуть
необходимость надежной основы макроэкономической
политики, характеризующейся адекватным
режимом валютного курса; основ
денежно-кредитной политики, надежно
ориентированной на достижение стабильности
цен; экономически приемлемых уровней
государственного долга; устойчивой внешней
позиции, а также финансовой системы,
за которой осуществляется надлежащий
надзор. Такая основа представляет
собой важный фактор, способствующий
появлению у участников финансового
рынка уверенности в том, что
они могут вкладывать средства в
государственные ценные бумаги с
минимальным уровнем
Таким образом, наличие
этих основ является важным предварительным
условием в создании такой структуры
долга, которая отражает предпочтения
органов государственного управления,
касающиеся желаемого соотношения
между риском и затратами, и в
целом помогает стране свести к минимуму
ее уязвимость по отношению к экономическим
и финансовым потрясениям.
Целью настоящей
контрольной работы является изучение
классификации, структуры, системы
управления государственным долгом
Российской Федерации. Для этой цели
были использованы нормативные правовые
акты Российской Федерации, результаты
контрольных мероприятий
1. Сущность государственного
долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение, составляющие,
классификация, нормативно –
правовая база по вопросу
Государственный или
муниципальный долг – обязательства,
возникающие из государственных
или муниципальных
Государственный долг
России возникает прежде всего в
результате государственных заимствований
России, под которыми согласно п. 1 ст.
103 Бюджетного Кодекса РФ понимаются
государственные займы, осуществляемые
путем выпуска государственных
ценных бумаг от имени России, и
кредиты, привлекаемые от других бюджетов
бюджетной системы РФ, кредитных
организаций, иностранных государств,
включая целевые иностранные
кредиты (заимствования), международных
финансовых организаций, иных субъектов
международного права, иностранных
юридических лиц, по которым возникают
долговые обязательства России.
Другой составляющей
частью государственного долга России
являются долговые обязательства по
государственным гарантиям, предоставленным
Россией.
Третьей составляющей
государственного долга России являются
долговые обязательства, возникшие
в результате принятия законодательных
актов РФ об отнесении на государственный
долг долговых обязательств третьих
лиц, возникших до введения в действие
Бюджетного Кодекса. Речь идет, наряду
с прочим, об обязательствах бывшего
Союза ССР, принятых на себя Россией.
Государственный долг
Российской Федерации полностью
и без условий обеспечивается
всем находящимся в федеральной
собственности имуществом, составляющим
государственную казну. «Следует сказать,
что среди болевых проблем
современной бюджетной политики
проблема государственного долга занимает
особое место. Она является одной
из основных проблем российской экономики,
оказывающей непосредственное влияние
как на темпы экономического роста
страны в целом, так и на направление
финансовой и бюджетной политики»[2].
В состав государственного
долга РФ входят долговые обязательства
в следующих формах:
1) кредитные соглашения
и договоры, заключенные от имени
РФ с кредитными организациями,
2) государственные
ценные бумаги, выпускаемые от
имени РФ;
3) бюджетные кредиты,
привлеченные в федеральный
4) государственные
гарантии РФ;
5) иные долговые
обязательства, ранее
Виды долговых обязательств
России в зависимости от срока, на
который они приняты, подразделяются
на:
– краткосрочные
– на срок менее одного года;
– среднесрочные
– на срок от одного года до пяти лет;
– долгосрочные –
на срок от пяти до 30 лет включительно.
Для государства
на федеральном и региональном уровнях
возможно применение двух видов долговых
обязательств: внутреннего или внешнего
долга. «С целью оптимизации управления
внутренними и внешними заимствованиями
Бюджетный кодекс предусматривает
разработку Правительством РФ двух программ:
Программы государственных
Процесс смены социально-экономической
формации, проходивший в России в
начале 90-х годов, и кризисные
явления в мировой экономике
и экономике России в августе
1998 года привели к тому, что вопросам
государственного долга в Российской
Федерации в настоящее время
уделяется повышенное внимание.
До введения в
действие Бюджетного кодекса Российской
Федерации законодательную
Правовые основы
системы государственных займов
заложены в Конституции и Гражданском
кодексе Российской Федерации. Полномочия
Правительства Российской Федерации
по вопросам управления государственным
долгом были определены Федеральным
конституционным Законом от 17 декабря
1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве
Российской Федерации» (с изменениями
и дополнениями). В соответствии с положениями
вышеуказанного закона Правительство
Российской Федерации осуществляет управление
государственным внутренним и внешним
долгом Российской Федерации. При этом,
отдельные вопросы, связанные с управлением
государственным долгом, операциями с
государственными долговыми обязательствами
и учетом этих операций регулировались
и продолжают в настоящее время прописываться
в нормативных документах Правительства
Российской Федерации, Министерства финансов
Российской Федерации и соответствующих
нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
С введением в
действие Бюджетного кодекса Российской
Федерации впервые на законодательном
уровне было прописано понятие единой
системы учета и регистрации
государственных долговых обязательств.
Однако, по сути, единой,
целостной системы управления государственным
долгом до настоящего времени не создано,
и первостепенную роль в этой ситуации
играет несовершенство российского
законодательства.
В правовом регулировании
нуждается порядок применения операции
реструктуризации, обмена долговых обязательств
на инвестиции, а также конверсии
и консолидации займов. В большей
согласованности нуждается
«В действующем
законодательстве также отсутствует
система ответственности за эффективность
принимаемых решений при
Необходимым является
четкое определение в законодательстве
процедур и механизмов взаимодействия
и координации, функций и сопряженной
с ними ответственности, а также
обмена информацией между