Сущность государственного долга, анализ методов его управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов его управления, разработка предложений по оптимизации государственного долго России. Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
Изучить сущность и значение государственного долга и государственных гарантий;
Выделить и рассмотреть основные задачи и методы управления долгом;
Проанализировать основные показатели, характеризующие государственный долг Российской федерации;
Провести анализ проблем управления государственным долгом в России;
Разработать предложения по оптимизации государственного долга РФ и оценить их эффективность

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Теоретические основы изучения сущности государственного долга и методов его управления………………3
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий……………...……….3
1.2. Система управления государственным долгом…………………….11
1.3. Основные задачи и методы управления долгом……………………14
2. Анализ особенностей управления государственного долга в Росси на современном этапе……………....19
2.1. Анализ основных показателей, характеризующих государственный долг Российской федерации…………………………………………………….19
2.2 Проблемы управления государственным долгом в России…………………………………………………………………………….26
2.3 Анализ последствий государственного долга……………………....28
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации…………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга Российской Федерации……..…………...30
3.2 Анализ эффективности предложений……………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 187.33 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Теоретические основы изучения сущности государственного долга и методов его управления……………………………………………………3

1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий…………………………………………………………………...……….3

1.2. Система управления государственным долгом…………………….11

1.3. Основные задачи и методы управления долгом……………………14

2. Анализ особенностей  управления государственного долга  в Росси на современном этапе……………………………………………………………....19

2.1. Анализ основных показателей,  характеризующих государственный  долг Российской федерации…………………………………………………….19

2.2 Проблемы  управления государственным долгом в России…………………………………………………………………………….26

2.3 Анализ  последствий государственного долга……………………....28

3. Направления  совершенствования управления государственным  долгом Российской Федерации………………………………………………………….30

3.1 Разработка  предложений по оптимизации государственного долга Российской Федерации……..…………………………………………………...30

3.2 Анализ  эффективности предложений……………………………….33

Заключение……………………………………………………………………….35

Список литературы………………………………………………………………37

 

 

Введение

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны  между собой. Государственный долг влияет практически на все показатели экономики страны: уровень инфляции, ставку рефинансирования, инвестиционный рейтинг страны и, как следствие, объем инвестиций в экономику  страны в целом и реальный сектор экономики. Значительные размеры государственных обязательств ведут к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная  и курсовая политика государства  вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного  климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для  экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Рассматриваемая тема очень актуальна, особенно в  условиях возможного кризиса. Ведь именно в кризисный период государственный долг может значительно возрасти. Поэтому для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

Цель  данной работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов его управления, разработка предложений по оптимизации государственного долго России

Исходя  из цели, можно определить следующие  задачи:

    • Изучить сущность и значение государственного долга и государственных гарантий;
    • Выделить и рассмотреть основные задачи и методы управления долгом;
    • Проанализировать основные показатели, характеризующие государственный долг Российской федерации;
    • Провести анализ проблем управления государственным долгом в России;
    • Разработать предложения по оптимизации государственного долга РФ и оценить их эффективность

Объектом  рассмотрения является внутренний и внешний государственный долг России.

Предметом исследования являются методы государственного управления внутренним и внешним  государственным долгом.

Решение поставленных задач сопряжено с  использованием таких методов, как  синтез, анализ, индукция, моделирование, а также графический, функциональный и др.

В рамках решения вышеперечисленных задач  были использованы следующие материалы: Бюджетный Кодекс Российской Федерации, Федеральный бюджет Российской Федерации на 2009-2012гг., учебные пособия по государственному долгу, материалы периодической печати, информация с сайтов Минфина и МЭРТ.

 

  1. Теоретические основы изучения сущности государственного долга и методов его управления

1.1 Сущность и  значение государственного долга  и государственных гарантий

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства  РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».1

Основные формы долговых обязательств РФ: кредитные соглашения и договора, государственные ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей  РФ, переоформленные долговые обязательства  третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.

Во временном разрезе  выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.

Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, поскольку развивающаяся  экономика требует дополнительных вложений. Однако госдолг растет и  в стагнирующей экономике, в которой  спад производства обусловливает необходимость  покрытия затрат государства монетарными  методами.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга.2

Бюджетный дефицит – это  превышение расходов государственного бюджета над его доходами. Большинство  правительств как развитых, так и  развивающихся стран не могут  покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии  на экономику в краткосрочном  и долгосрочном периоде и о  способах его финансирования.

Важнейшей задачей экономической  политики государств является поиск  оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

  • анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения бюджетного дефицита;
  • анализ причин возникновения государственного долга, его виды, структура и т.п.;
  • методы управления государственным долгом;
  • анализ взаимосвязи и взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте макроэкономического развития;
  • анализ последствий бюджетной и долговой политики государства на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;
  • определение объемов государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для дальнейшего развития общества.

Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный  дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения  взятых долгов. То есть, государственный  дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует  учитывать при моделировании  данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а  второй одновременно – для первого).3

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Так, в периоды экономических  спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое  препятствует резкому падению совокупного  спроса, оказывая стабилизирующее воздействие  на экономику страны. Кроме того, государственные займы – это дополнительное поступление финансовых ресурсов в страну, которые могут стать базой будущего экономического роста, в особенности в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования оказывают положительное влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование  экономических пропорций.

Основными причинами возникновения  бюджетного дефицита являются:

  • сокращение общественного производства;
  • эмиссия необеспеченных денег;
  • чрезмерные затраты на социальные программы;
  • чрезмерные объемы накопленных государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Прогнозирование дефицита бюджета и государственного долга не может осуществляться в  отдельности, в отрыве от прогнозирования  макроэкономического развития страны в целом, а лишь как естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени  зависит от формирования доходов  и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов  и характеристик государственного долга.4

С позиции  кредитных отношений, государственный  долг – это величина задолженности  государства всем своим кредиторам. Государственный долг является характеристикой  результативности всех совершенных  государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние  экономики и финансов страны, эффективность  функционирования государственных  структур. Однако для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга  к объему ВВП. Существуют различные  экономические методы, применяемые  государством для балансирования бюджета  и регулирования экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний экономики  и преодоление негативных последствий спадов.5

Согласно статье 115 БК РФ, государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Письменная форма государственной  гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной  гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) и наименование органа, выдавшего  гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым  предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются  на конкурсной основе. Гарант по государственной  гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной  гарантией обязательство гаранта  перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей  объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать  от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном  гражданским законодательством  Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний  долг Российской Федерации, могут предусматривать  солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе  расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Общая сумма предоставленных  государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего  долга Российской Федерации как  вид долгового обязательства. Федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. минимальных  размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных  государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как  вид долгового обязательства. Кроме  того, должны отдельно утверждаться государственные  гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных  гарантий Российской Федерации для  обеспечения обязательств в иностранной  валюте утверждается в порядке, предусмотренном  для государственных внешних  заимствований в составе Программы  государственных внешних заимствований  Российской Федерации.

Информация о работе Сущность государственного долга, анализ методов его управления