Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 23:57, курсовая работа
Целью исследования является изучение сущности бюджетного дефицита и методов управления государственным долгом.
Для достижения цели исследования были поставлены задачи:
изучить и проанализировать понятия бюджета и государственного долга;
охарактеризовать виды бюджетного дефицита и государственного долга;
определить основные направления повышения эффективности бюджетной политики в области дефицита;
изучить бюджетный дефицит, методы его финансирования, рассмотреть понятие государственного долга и ситуацию с дефицитом бюджета в России.
Введение …………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного дефицита……..…………………...….6
1.1. Государственный бюджет……………………………….………….6
1.2. Понятие, виды бюджетного дефицита и способы финансирования…………………………………………………………...9
1.3. Проблема бюджетного дефицита в России………………………16
Глава 2. Сущность и методы управления государственным долгом………...…22
2.1. Понятие и виды государственного долга………………………....22
2.2. Основания и причины возникновения государственного долга.24
2.3. Управление государственным долгом ………………………...…28
Заключение ………………………………………………………………………....31
Список использованной литературы ………………………………………….….33
АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Ленинградский
имени А.С.Пушкина»
ПОДПОРОЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра: Государственного и муниципального управления
Тема: «Сущность и методы управления государственным долгом».
Выполнила:
Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1. Понятие и сущность бюджетного дефицита……..…………………...….6
Глава 2. Сущность и методы управления государственным долгом………...…22
Заключение ………………………………………………………………………...
Список использованной литературы ………………………………………….….33
Дефицитность государственного и местных бюджетов и высокий государственный долг характерны на современном этапе для большинства промышленно развитых государств. В результате кредитной экспансии государства прочие заемщики вытесняются с финансового рынка, сохраняются высокие ставки на кредит. Огромные расходы по обслуживанию государственного долга поглощают все большую долю налоговых поступлений. Поэтому сокращение бюджетных дефицитов и государственного долга - одна из наиболее актуальных задач экономической политики не только России, но и других стран. В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов в структуре ВВП; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению (к этому приводят: во-первых, различия, существующие между российской методикой расчета дефицита бюджета и методикой, используемой МВФ; во-вторых накопление текущей бюджетной задолженности в процессе исполнения бюджета.); высокая доходность государственных ценных бумаг.
Целью исследования является изучение сущности бюджетного дефицита и методов управления государственным долгом.
Для достижения цели исследования были поставлены задачи:
Объектом исследования являются бюджетный дефицит и государственный долг.
Предметом исследования является управление дефицитом бюджета и способы управления государственным долгом.
Цели и задачи работы определили её композицию. Курсовая работа состоит: введение, двух частей, заключения и списка литературы.
В первой главе характеризуется бюджетный дефицит, его виды, способы финансирования, а также его влияние на развитие бюджетной системы в России.
Во второй главе характеризуется государственный долг, его причины и основания возникновения, а также рассматриваются способы управления государственным долгом.
Итак, уровень государственных расходов и налогов, несомненно, играет ведущую роль в определении объема выпуска продукции и занятости в экономике. Разница же между расходами и доходами правительства, а в частности способ покрытия этой разницы имеет не менее серьезные последствия для макроэкономики страны.
Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. В связи с такой глобальной значимостью для процветания любого государства его «сбалансированного» государственного бюджета, следует внимательно изучить все проблемы возникающие при его формировании, в частности дефицит государственного бюджета.
Государственный бюджет - это финансовые отношения между государством, физическими и юридическими лицами по поводу формирования централизованного фонда денежных средств, направляемых на выполнение общегосударственных задач и функций. [4,с. 373]
Основные черты бюджетной системы Российской Федерации Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».
Госбюджет расходует собранные денежные ресурсы страны на:
Конечно, каждая строка указанных расходов в свою очередь расшифровывается более подробно. Например: социально-экономические цели: здравоохранение, образование, пособие, субсидии, субвенции и т. д.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме.
Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации и её бюджетном устройстве.
Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение: «бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.
Организационное построение
бюджетной системы всецело
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории1. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Для начала определимся, что же такое бюджет. Понятие "бюджет" имеет два толкования. Бюджет - это совокупность финансовых ресурсов, средств, которыми располагает любой экономический субъект, будь то государство, предприятие, семья. Бюджет – это соотношение между доходами и расходами экономического субъекта, баланс его денежных средств, характеризующий соответствие их поступлений и расходований за определенный период, чаще всего за год. То есть бюджет определяет и содержимое "кошелька", наличие в нем денежных средств или их отсутствие, и динамику его наполнения и опорожнения, каналы прихода и расхода денег, соотношение между доходами и расходами.
Информация о работе Сущность и методы управления государственным долгом