Сущность государственного долга, анализ методов его управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование сущности государственного долга, анализ методов его управления, разработка предложений по оптимизации государственного долго России. Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
Изучить сущность и значение государственного долга и государственных гарантий;
Выделить и рассмотреть основные задачи и методы управления долгом;
Проанализировать основные показатели, характеризующие государственный долг Российской федерации;
Провести анализ проблем управления государственным долгом в России;
Разработать предложения по оптимизации государственного долга РФ и оценить их эффективность

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Теоретические основы изучения сущности государственного долга и методов его управления………………3
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий……………...……….3
1.2. Система управления государственным долгом…………………….11
1.3. Основные задачи и методы управления долгом……………………14
2. Анализ особенностей управления государственного долга в Росси на современном этапе……………....19
2.1. Анализ основных показателей, характеризующих государственный долг Российской федерации…………………………………………………….19
2.2 Проблемы управления государственным долгом в России…………………………………………………………………………….26
2.3 Анализ последствий государственного долга……………………....28
3. Направления совершенствования управления государственным долгом Российской Федерации…………….30
3.1 Разработка предложений по оптимизации государственного долга Российской Федерации……..…………...30
3.2 Анализ эффективности предложений……………………………….33
Заключение……………………………………………………………………….35
Список литературы………………………………………………………………37

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 187.33 Кб (Скачать)

Под реструктуризацией  долга, согласно ст. 105 Бюджетного кодекса  РФ, понимается «погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах  погашаемых долговых обязательств с  установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения».13 В определенной мере этот термин является синонимом консолидации займа.

Основные  схемы реструктуризации включают в  себя: списание долга, то есть аннулирование  прежних займов; выкуп долга; секъюритизацию долга.

Таким образом, последние годы делаются позитивные попытки регулирования государственных заимствований. Особенно важным является установление предельных объемов государственного долга России. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 106) установлено, что предельный объем государственных годовых внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации. Необходима достоверная оценка объема государственного внешнего долга, связанная с полной инвентаризацией внешних заимствований и выданных по ним гарантий и поручительств Правительства РФ.

Подводя итоги, можно сказать, что в последние годы наметились качественно новые тенденции в сфере управления госдолгом, что обусловлено форсированным переходом к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты новых тенденций – мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных обязательств, использование налоговой системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации обслуживания долга. Система управления государственным долгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования.14

 

 

 

2. Анализ особенностей  управления государственного долга  в РФ на современном этапе

2.1. Анализ основных показателей, характеризующих государственный долг Российской федерации

В соответствии с основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 –  2013  годы,  одобренными Правительством Российской Федерации 23 сентября 2010  года, государственная политика в области государственного долга Российской Федерации будет направлена на обеспечение безусловного исполнения бюджетных обязательств, развитие эффективного рынка государственных ценных бумаг и минимизацию стоимости государственных заимствований, создание условий для осуществления корпоративных заимствований. 15

Согласно законопроекту  в 2011 – 2013 годах в целях обеспечения  сбалансированности федерального бюджета предусматривается осуществлять значительные заимствования на внутреннем финансовом рынке.1

Всего за 2011 –  2013  годы предусматривается общее привлечение    средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации,  номинированных в валюте Российской Федерации, в объеме (сальдо) 4 330,5 млрд. рублей. Государственный долг Российской Федерации при этом    увеличится с 11,8 % ВВП в 2010 году до 18 % ВВП в 2013 году (таблица 2.1.)

Анализ динамики показывает,  что государственный долг увеличится за 2011 – 2013 годы в 2,1 раза. Увеличение государственного долга   произойдет   в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится   в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 8,3 % ВВП в 2010 году до 14,2 % ВВП в 2013 году. 16

Таблица 2.1.

Динамика объема и структуры  государственного долга Российской Федерации в 2009 – 2013гг.

 

 

На 1 января 2010 года

На 1 января

2011 года

На 1 января

2012 года

На 1 января

2013 года

На 1 января

2014 года

Изменение  2013 г. к  2010 г

Отчет 2009 г.

Закон № 308-ФЗ

Проект

Проект

Проект

млрд.руб.

%

Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей

3233,1

5316,7

6844,7

8976,8

11170,3

5853,6

110

% к ВВП

8,3

11,8

13,6

16

18

   

В том числе:

             

Государственный внутренний долг, млрд. руб.

2094,7

3,726,7

5148,4

6976,4

8826,3

5099,6

137

% к ВВП

5,4

8,3

10,2

12,5

14,2

   

Государственный внешний долг, млрд. руб.

1138,4

1590,0

1696,3

2000,4

2,344,0

754,0

47,4

% к ВВП

2,9

3,5

3,4

3,5

3,8

   

 

Доля государственного внутреннего  долга в совокупном объеме государственного долга  в 2013 году составит 79,0 % (Рисунок 2.1.).

Рис.2.1. Динамика объема и  структуры государственного долга  Российской Федерации в 2008 –2013гг.

 

Объем государственного долга  в 2011 году превысит показатель 2010 года на 28,7 %, в 2013 году - в 2,1 раза.

Верхний предел государственного внутреннего долга  Российской Федерации (далее – внутренний долг) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 5 148,4 млрд. рублей,   что на 38,1 % выше, чем на 1 января 2011 года.  17

В 2013 году  внутренний государственный  долг  увеличится в 2,4 раза по сравнению с 2010 годом (Таблица 2.2.).

Наиболее  значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации  (ОФЗ/ГСО). Доля ценных бумаг в общем объеме государственного261 внутреннего долга Российской Федерации будет повышаться с 78,7 % на начало 2011 года до 81 % на начало 2014 года. 18

Таблица 2.2.

Динамика  объема и структуры внутреннего  госдолга

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

2013г.к

2010 г.,%

 

отчет

Закон №308-ФЗ

проект

проект

 
 

Млрд. руб 

Структура, %

Млрд. руб

Структура, %

Млрд. руб

Структура, %

Млрд. руб

Структура, %

 

Государственный внутренний долг,всего

2 094,7

100

3 726,7

100

5 148,4

100

6 976,4

100

236,8

В том числе:

                 

Государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО)

1 837,1

87,7

2 933,0

78,7

4 076,7

79,2

5 621,1

80,6

243,7

Государственные гарантии

251,4

12

787,1

21,1

1 064,8

20,7

1 355,3

19,4

213,3

Прочая задолжность

6,2

0,3

6,6

0,2

6,9

0,1

0,0

0

 

 

Объем внутреннего  долга, выраженного в государственных  ценных бумагах, согласно законопроекту,  в 2011 году составит 4 076,7 млрд.  рублей, или больше на 39 %,  чем в 2010 году.  За 2011 – 2013  годы указанный долг увеличится в 2,4 раза и к концу 2013 года составит 7 147,5 млрд. рублей, или 81 % объема внутреннего долга. 

В соответствии с Основными направлениями долговой политики Российской Федерации на 2011 – 2013  годы помимо эмиссии ОФЗ и ГСО предполагается осуществить выпуск еврооблигаций в рублях,  первое размещение их возможно в 2010 году. 19

Предполагается,  что выпуск таких бумаг позволит привлечь новых инвесторов и содействовать укреплению позиции рубля, как одной из расчетных валют.

На внутреннем рынке государственных ценных бумаг  преобладают инструменты со сроком погашения 3 - 5  лет,  максимум 10  лет,  выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

К концу 2013 года долг по гарантиям составит 19 % объема государственного внутреннего долга Российской Федерации, или 2,7 % ВВП. 

Верхний предел государственного внешнего долга  Российской Федерации (далее – внешнего долга) по состоянию на 1 января 2012 года установлен законопроектом в размере 55,6 млрд. долларов США, или 44,9 млрд. евро, или 3,4 % ВВП, что превышает на 2,6  млрд. долларов США,  или на 4,9 %,  показатель,  утвержденный на 1 января 2011 года (53 млрд. долларов США, или 41,7 млрд. евро).1

Анализ  динамики показывает,  что объем  государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом   на 2,6 млрд. долларов США, или на 4,9 %, в 2013 году - в 1,4 раза. Объем государственного внешнего долга в рублевом выражении увеличится с 3,5 % ВВП в 2010 году до 3,8 %  ВВП в 2013 году, или на 0,3 процентных пункта. 20

Таблица 2.3.

Динамика объема и структуры внешнего госдолга

 

На 1 января 2010 года

На 1 января 2011 года

На 1 января 2012 года

На 1 января 2013 года

2013г.к

2010 г.,%

отчет

Закон №308-ФЗ

проект

проект

 

Млрд. долл США 

Структура, %

Млрд. долл США

Структура, %

Млрд. долл США

Структура, %

Млрд. долл США

Структура, %

 

Государственный внешний долг, всего

37,6

100

53,0

100

55,6

100

65,2

100

142,6

В том числе:

                 

кредиты иностранных государств, кредиты  МФО, в иностранной валюте

8,7

23,1

7,3

13,8

6,1

11

5,5

8,4

65,7

государственные ценные бумаги РФ

28,0

74,5

34,2

64,5

38,2

68,7

43,9

67,4

145,6

гарантии РФ в иностранной валюте

0,9

2,4

11,5

21,7

11,3

20,3

15,8

24,2

183,5


 

Увеличение  внешнего долга обусловлено заимствованиями  на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг  (еврооблигационных займов),  а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Наличие значительного внешнего долга у  организаций различных секторов российской экономики привело к необходимости выделения около 11 млрд. долларов США из международных резервов Российской Федерации в целях предоставления кредитов в иностранной валюте ряду организаций для погашения и обслуживания иностранных долговых обязательств. Объем задолженности по указанным кредитам на 1 апреля 2010 года составил 6,8 млрд.  долларов США (заемщики: UC RUSAL Ltd, ECO Telecom Ltd., Evraz Group S.A. и ОАО «Газпром нефть»),  оставшиеся кредиты пролонгированы на 1 год.21

Таким образом,  рост внешнего долга не только повышает зависимость экономики от внешней конъюнктуры и способствует усилению уязвимости экономического и финансового положения страны,  отрицательно сказывается на макроэкономических показателях страны, но и сдерживает развитие экономики, в результате отвлечения финансовых средств на погашение и обслуживание внешней задолженности.  

Счетная палата считает целесообразным разработать  и внести соответствующие изменения в существующие нормативные правовые акты,  позволяющие четко определить функции органов исполнительной власти и денежно-кредитного регулирования по сбору и анализу данных по    консолидированному внешнему долгу,  вопросам регулирования привлечения и прозрачности использования средств,  полученных в результате заимствований у нерезидентов. Кроме того, для осуществления мониторинга внешнего долга и оценки связанных с ним рисков представляется целесообразным определить и принять в установленном порядке систему соответствующих показателей и их пороговых значений в качестве одной из составляющих долговой стратегии.

 

2.2 Проблемы управления  государственным долгом в РФ

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность мероприятий  государства по выплате доходов  кредиторам и погашению займов, изменению  условий уже выпущенных займов, определение  условий и выпуску новых государственных  ценных бумаг.

Управление реальной динамикой долговых обязательств предполагает контроль за двумя важнейшими показателями – величиной государственного долга и стоимостью его обслуживания. В условиях экономического роста важны не абсолютные их размеры, а доля государственного долга в ВВП и соотношение реального процента (стоимости обслуживания за вычетом инфляционной составляющей) и темпа экономического роста. Это нетрудно показать, если представить процесс накопления долга в виде следующего уравнения:

Информация о работе Сущность государственного долга, анализ методов его управления