Стратегия хеджирования с применением фьючерсных контрактов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:33, дипломная работа

Описание работы

При осуществлении коммерческой деятельности предприятия ежедневно сталкиваются с возможностью изменения одной или нескольких цен, способных оказать влияние на их финансовое состояние. С точки зрения эффективного функционирования организации, ценовые риски оказывают влияние на текущую деятельность, что выражается в трансформации доходов и расходов фирмы и изменении финансовых показателей, а также на конечные результаты деятельности.

Содержание

ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТЕ СРОЧНОГО РЫНКА 8
1.1 РЫНОК ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ 8
1.2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ФЬЮЧЕРСНОГО РЫНКА 14
1.3 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФЬЮЧЕРСНОГО РЫНКА РОССИИ 18
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ФЬЮЧЕРСНЫХ КОНТРАКТОВ 34
2.1 ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СРОЧНОГО РЫНКА В РОССИИ 34
2.2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЬЮЧЕРСНЫХ КОНТРАКТОВ КАК ИНСТРУМЕНТА СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО РИСКА 42
2.2.1 Понятие хеджирования 43
2.2.2 Стратегии хеджирования 46
2.3 ОПЕРАЦИИ ХЕДЖИРОВАНИЯ НА СРОЧНОМ ФИНАНСОВОМ РЫНКЕ 49
2.3.1 Порядок осуществления сделок с фьючерсными контрактами 49
2.3.2 Операции хеджирования 58
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХЕДЖИРОВАНИЯ НА ФЬЮЧЕРСНОМ РЫНКЕ 69
3.1 ХЕДЖИРОВАНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ ФЬЮЧЕРСНЫХ КОНТРАКТОВ 69
3.2 ХЕДЖИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ РИСКОВ USD. 73
3.3 ХЕДЖИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОРТФЕЛЯ ПО ИНДЕКСАМ РТС 83

Работа содержит 1 файл

ДипломНАЯ РАБОТА.doc

— 1.30 Мб (Скачать)

      1) Не определены виды профессиональной деятельности на срочном рынке, в том числе дилерская, брокерская, деятельность по доверительному управлению. Помимо этого, должна быть выделена деятельность по организации торговли, разграничены функции расчетного и клирингового центра организатора торговли, т.е. прописана инфраструктура срочного рынка.

      2) Отсутствует единая терминология срочного рынка. Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" оперирует понятиями "стандартные контракты", а нормативно-правовые акты ФКЦБ (теперь уже ФСФР) России - соответственно понятиями "срочные сделки". Иная терминология употребляется в Налоговом кодексе РФ ("финансовые инструменты срочных сделок"). При этом определения срочных сделок противоречат друг другу. Учитывая, что юридические определения срочных сделок имеют принципиальное значение для установления юридических правоотношений в связи с их совершением, отсутствие четкой терминологической основы является существенным препятствием для формирования цивилизованного срочного рынка;

      3) Отсутствует четкое разделение биржевого (организованного) и внебиржевого рынков.

      4) Существует неоднозначная позиция судебных органов в отношении судебной защиты по срочным сделкам. Хотя определенный сдвиг наметился в связи с принятием Федерального закона № 5-ФЗ от 26.01.2007 г., внесшего поправки в статью 1062 части второй Гражданского Кодекса РФ, направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам. Принятие указанного закона практически сразу привело к существенному объему роста количества сделок с производными финансовыми инструментами.

      5) Отсутствуют четкие и непротиворечивые нормативные требования к порядку осуществления деятельности на срочном рынке. До сих пор не решен вопрос об установлении единых требований к осуществлению участниками срочного рынка различных видов деятельности на этом рынке (деятельности по организации торговли, клиринговой деятельности, посреднической (брокерской) деятельности).

      6) Отсутствует единый орган, регулирующий срочный рынок.

      Последняя из проблем является одной из важнейших причин недостаточного развития срочного рынка в России. В настоящее время заметную роль в регулировании рынка играют три организации:

      •  ФСФР РФ — лицензирование биржевой и брокерской деятельности на рынке  стандартных контрактов, в том  числе производных на товарные активы;  регулирование профессиональной деятельности и инфраструктуры рынка производных на ценные бумаги и фондовые индексы;

      • ЦБ России — вопросы, связанные с  расчетами на организованном рынке, с обращением срочных контрактов на иностранную валюту, регулированием банковской деятельности на срочном рынке.

      Таким образом, мы подходим к выводу, что  в законе о рынке производных инструментов жизненно важно определить функции регуляторов рынка и процедуры согласования действий и документов между ними.

      Проект  закона «О производных финансовых инструментах»  был разработан еще в 2003 г., но до настоящего времени не принят.

      Конечно, в законе нельзя описать все вплоть до мелочей, очень многое будет зависеть от профессионализма команды регулятора, поэтому в законе необходимо вменить в обязанность регулятора проводить согласительные процедуры с участниками срочного рынка.

      Выше  уже говорилось, что в законодательстве о срочном рынке должны содержаться  единые подходы к построению его  инфраструктуры по аналогии с законодательством о рынке ценных бумаг. Не так давно мы наблюдали передел срочного рынка между различными биржевыми площадками, не последнюю роль в котором играл предшественник ФСФР.

      В 2001 г . ФКЦБ выпустила ряд постановлений, направленных на отделение клиринговой деятельности по сделкам с производными на ценные бумаги от других видов клиринговой и расчетной деятельности. Кроме того, в этих постановлениях содержатся нормы, серьезно ограничивающие возможности профессиональных участников рынка ценных бумаг (в том числе и банков) при совершении сделок со срочными инструментами.

      В этой ситуации с 1 января 2002 г . Санкт-Петербургская  валютная биржа (СПВБ) была вынуждена  приостановить операции с производными на ценные бумаги. В то же время ФКЦБ во второй раз отказала Расчетной палате Московской межбанковской валютной биржи (РП ММВБ) в получении лицензии на осуществление клиринговой деятельности.

      В результате этих действий Российская торговая система (РТС) получила серьезные  преимущества на срочном рынке.  И в настоящее время занимает три четверти срочного рынка

      Конечно, срочный рынок в стране может  быть организован и таким образом, что производные на разные виды базовых активов будут торговаться на разных биржевых площадках, однако с точки зрения участников рынка важна конкуренция между организаторами торговли, позволяющая избежать монополизации рынка и несправедливого ценообразования на посреднические услуги. Кроме того, все заинтересованы в существовании крупных и надежных клиринговых и расчетных центров, предоставляющих широкий спектр услуг участникам финансовых рынков. Указанные проблемы законодательного обеспечения срочного рынка являются значительным препятствием для развития такого важного для экономики Российской Федерации сегмента как срочный рынок, и наиболее развитой его части - биржевого срочного рынка.

      Следует отметить, что уже предприняты  определенные попытки законодательного урегулирования проблем срочного рынка. Так, с целью создания цивилизованного режима налогообложения операций на срочном рынке в 25 главу части второй Налогового кодекса РФ были включены статьи, которые устанавливают особый режим налогообложения финансовых инструментов срочных сделок. Инициатива в этом направлении исходит и от Правительства Российской Федерации, которое предполагает осуществить комплекс законодательных мер, направленных на исправление правовой неопределенности в сфере регулирования срочного рынка.

      Вместе  с тем, наиболее оптимальным решением проблем срочного рынка является принятие отдельного законодательного акта, комплексно регулирующего вопросы срочного рынка. К сожалению, до сих пор Правительство не выполнило своих обещаний. На данный момент необходимо принятие закона о срочном рынке, который учитывался бы все вышеуказанные недостатки. Без государственного вмешательства дальнейшее развитие срочного рынка будет крайне затруднено

      Следует отметить что существование основанного  на риске сложного механизма, оказывающего огромное влияние на устойчивость экономики в целом, при практически полном отсутствии государственного регулирования этого сегмента экономики представляет собой весьма опасную вещь.

      Необходимость в разработке и принятии специального закона о регулировании срочных сделок давно назрела. В связи с этим весьма положительно можно оценить тот факт, что сами участники срочного рынка выступили не только инициаторами разработки законодательства о регулировании срочного рынка, но и выразили готовность к непосредственному участию в научно-практическом обеспечении этого процесса.

      Летом того же года вступил в силу Приказ ФСФР России, согласно которому управляющие в индивидуальном доверительном управлении могут без ограничений использовать в работе расчетные и поставочные фьючерсы как для хеджирования, так и для направленных стратегий.

      В конце прошлого года Государственная  дума приняла поправки в закон "Об инвестиционных фондах", которые позволяют создавать фонды для квалифицированных инвесторов. Такие фонды могут использовать фьючерсы и опционы не только для хеджирования, но и для активных операций.

      В настоящее время все инвестиционное сообщество ожидает от ФСФР постановление, которое станет логическим завершением всех принятых ранее правительством и Госдумой нормативных актов. Этот документ должен появиться в I полугодии 2008 г. Он будет детально регулировать работу ПИФов и НПФов с фьючерсами и опционами. В соответствии с ним ПИФы и НПФы смогут хеджировать с помощью фьючерсов и опционов 100% активов, инвестированных в ценные бумаги. Они получат возможность замещать инвестиции в ценные бумагами фьючерсными и опционными контрактами, но с условием, что объем позиции по фьючерсному контракту не будет превышать объема позиции по разрешенному базовому активу (например, 1 акция ОАО "Газпром" равна фьючерсу на 1 акцию ОАО "Газпром"), а также остаток от гарантийного взноса управляющий фондом сможет вложить только в инструменты с фиксированной доходностью высокой надежности (например, в облигации федерального займа).

      Если  данное постановление выйдет в свет, то это приведет к значительному увеличению хеджерского интереса на рынке фьючерсов и опционов и, как следствие, к уменьшению волатильности на фондовом рынке.

    1. Использование фьючерсных контрактов как инструмента снижения финансового риска
 

      Чтобы уменьшить воздействие рисков на деятельность компаний, необходимо разрабатывать стратегии управления финансовыми рисками. Наиболее ярким примером использования таких стратегий является торговля фьючерсами на финансовые активы.

      Фьючерс представляют две стороны покупатель и продавец.

      Покупатель берет на себя обязательство произвести покупку в оговоренный заранее срок.

      Продавец берет на себя обязательство произвести продажу в оговоренный заранее срок.

      Эти обязательства определяются наименованием актива, размером актива, сроком фьючерса и ценой, оговоренной сегодня.

      Фьючерсы обычно имеют определенный стандартный размер или количество, которое называется контрактом.

      Основным достоинством фьючерсов является стабильность и определенность.

      Фьючерсы  могут использоваться в различных ситуациях: для избежания риска. На торгах фьючерсами принимают участие хеджеры и спекулянты.

      Основной  целью хеджера является снижение процента риска.

      Спекулянт ищет высоких доходов за счет большого риска.

      В торгах может принимать участие  только целое количество фьючерсов.

      Основной  признак фьючерсной торговли - фиктивный  характер сделок, при котором купля-продажа  совершается, но обмен товаров практически полностью отсутствует (поставкой реального актива заканчиваются только 2% от общего количества сделок).

      1. Понятие хеджирования
 

      Термин "хеджирование" (англ. heaging - ограждать) используется в банковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э. Дж. и др. "Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика" этому термину дается следующее определение: "Хеджирование -система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятные в будущем изменения обменных валютных   курсов   и   преследующая   цель   избежать неблагоприятных последствий этих изменений". В отечественной литературе термин "хеджирование" стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.22

      Хеджирование  – это использование одного инструмента  для снижения риска, связанного с неблагоприятным влиянием рыночных факторов на цену другого, связанного с первым, инструмента или на генерируемые им денежные потоки. Иными словами, хеджирование представляет собой способ страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Оно обычно используется для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного, реже кредитного, риска.

      Инструмент  хеджирования выбирается таким образом, чтобы неблагоприятные изменения цены хеджируемого актива или связанных с ним денежных потоков компенсировались изменением соответствующих параметров хеджирующего актива. В целом, предназначение хеджирования в варианте использования этого механизма для управления рисками - устранение неопределенности будущих денежных потоков, что позволяет иметь твердое знание величины будущих поступлений в результате коммерческой деятельности.

      Если  сравнивать фьючерсный контракт и акции, то покупатель акций немедленно оплачивает их цену, а при открытии фьючерсной позиции цена лишь фиксируется без уплаты или получения денег. При изменении курсовой стоимости акций владелец имеет потенциальные прибыли/убытки, не выражающиеся в виде каких-либо платежей до момента продажи акций, а открытая фьючерсная позиция влечет за собой ежедневные начисления/ списания средств по мере изменения расчетной цены. Окончательный же результат как в случае продажи акций, так и в случае закрытия фьючерсной позиции равен разности между ценой продажи и ценой покупки - если временно отвлечься от вопросов, связанных с процентными ставками.

      Основной  тип риска, свойственный хеджированию, - это риск, связанный с непараллельным движением цены реального актива и соответствующего срочного инструмента (иными словами - с изменчивостью базиса, разницы между ценой базового актива и ценой котракта). Базисный риск присутствует из-за несколько различного действия закона спроса и предложения на наличном и срочном рынках.

      Другим  типом риска, с которым хеджирование бессильно бороться, - это системный  риск, связанный с непрогнозируемым изменением законодательства, введением пошлин и акцизов и т.д. и т.п.

      Следует отметить, что эффективная программа  хеджирования не ставит целью полностью  устранить риск; она разрабатывается  для того, чтобы трансформировать риск из неприемлемых форм в приемлемые. Целью хеджирования является достижение оптимальной структуры риска, то есть соотношения между преимуществами хеджирования и его стоимостью.

Информация о работе Стратегия хеджирования с применением фьючерсных контрактов