Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансам".

Работа содержит 1 файл

Шпоргалки по финансам.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

В своей деятельности органы местного самоуправления обеспечивают реализацию права граждан на самостоятельное и под свою ответственность решение всех вопросов местного значения, определенных федеральным законодательством.

Органы местного самоуправления приобретают право на формирование собственных финансовых ресурсов и самостоятельный выбор направлений и форм использования денежных средств.

Самостоятельность местного самоуправления подкрепляется  организационным обособлением органов  местного самоуправления от органов государственной власти. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия, полномочий конкретных органов и их должностных лиц. Федеральное законодательство предусматривает меры по защите органов местного самоуправления, в том числе органов управления местными финансами от вмешательств в их деятельность со стороны органов государственной власти.

Следуя  Конституции РФ, неотъемлемым признаком  местного самоуправления является самостоятельное  формирование местных бюджетов.

Бюджет  муниципального образования (местный  бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления (ст. 14 БК РФ).

Местные бюджеты — центральное звено  местных финансов, в котором мобилизуется основная часть финансовых ресурсов муниципальных образований и за счет средств которого финансируются основные потребности местного сообщества.

Средства  местных бюджетов находятся в  собственности муниципального образования, что закреплено ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.».

Формирование  местных бюджетов осуществляется посредством  мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных  перечислений, других доходов местных  бюджетов.

  1. Бюджетная система России, принципы построения

Структура бюджетной системы  Р.Ф.

  • Федеральный бюджет и быджеты государственных внебюджетных фондов
  • Бюджеты субъектов РФ и быджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
  • Местные бюджеты

В соответствии с Конституцией Р.Ф. имеется шесть различных видов региональных бюджетов, а общее их количество составляет 89. Сюда относятся 21 республиканский бюджет республик в составе России, 6 краевых, 49 областных, 1 областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов, 2 городских бюджета городов федерального значения — Москвы и Санкт-Петербурга.

В состав местного бюджета входит: бюджет муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований г. Мосваы и С-П., бюджеты городских и сельских поселений

Консолидированный бюджет представляет свод бюджетов всех уровней

Бюджетная система  функционирует на следующих принципах:

  • - принцип единства бюджетной системы
  • - принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ
  • - Принцип самостоятельности бюджетов
  • Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований
  • - принцип полноты
  • - принцип сбалансированности бюджета
  • - принцип эффективности и экономичности использования бюджетных средств
  • - принцип общего покрытия расходов
  • - Принцип гласности
  • Принцип достоверности бюджета
  • Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств
 
  1. Межбюджетные  отношения: содержание, формы

Межбюджетные  отношения — это совокупность отношений внутри бюджетной системы страны, включающая в качестве основных функциональных элементов разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, распределение доходов между уровнями бюджетной системы, а также перераспределение средств между бюджетами разных уровней и видов.

Межбюджетные  отношения основываются на определенных принципах. В условиях бюджетного федерализма  наиболее важными из них являются следующие:

• транспарентность (ясность, прозрачность, гласность) меж  бюджетных отношений;

• взаимная ответственность сторон за исполнение межбюджетных обязательств;

• четкая нормативная  регламентация, исключающая возможность  торга и субъективизма в распределении  бюджетных средств;

• обеспечение  гарантий единого доступа граждан, вне зависимости от места своего проживания, к основным социальным благам и услугам. 

В соответствии с БК РФ межбюджетные отношения называются межбюджетными трансфертами. Формы  межбюджетных трансфертов являються

Дотация –  бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы на безвозмездной и безвозвратной  основе

-Субвенция  – бюджетные средства, предоставляемые  бюджету другого уровня бюджетной  системы на безвозмездной и  безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов

Субсидия - бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  на условиях долевого финансирования целевых расходов

Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основе

В настоящий  момент в России на федеральном уровне существуют пять фондов межбюджетного  регулирования:

• Фонд финансовой поддержки регионов. Средства Фонда предоставляются в виде дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Распределение средств Фонда осуществляется на основе сопоставления налогового потенциала регионов с учетом различий в стоимости предоставления населению бюджетных услуг по субъектам РФ;

• Фонд компенсаций. Предназначен для исполнения расходных обязательств субъектов  РФ и/или муниципальных образований, финансовое обеспечение которых  в соответствии с Федеральным  законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих  принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Р.Ф.» и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.» осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. Распределение средств Фонда между субъектами РФ проводится в виде субвенций пропорционально численности соответствующих категорий получателей бюджетных средств и нормативных расходов на реализацию обязательств;

• Фонд софинансирования социальных расходов. Средства фонда в виде субсидий используются для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ;

• Фонд регионального развития. Создан для  долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития. Средства фонда в виде субсидий предоставляются на реализацию инвестиционных программ (проектов) и федеральных целевых программ регионального развития;

• Фонд реформирования региональных и муниципальных  финансов. Является правопреемником  действовавшего в 2002—2004 гг. Фонда реформирования региональных финансов. Средства Фонда  распределяются между отобранными на конкурсной основе субъектами РФ (муниципальными образованиями), осуществляющими реализацию программ реформирования региональных (муниципальных) финансов, и направляются на реализацию указанных программ, погашение и обслуживание долговых обязательств, развитие социальной инфраструктуры, иные социальные расходы.

  1. Бюджетная классификация, ее роль, принципы построения

Бюджетная классификация  Р.Ф. включает: классификацию доходов бюджетов Р.Ф.; функциональную классификацию расходов бюджетов Р.Ф.; экономическую классификацию расходов бюджетов Р.Ф.; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Р.Ф.; классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; классификацию видов государственных внутренних долгов Р.Ф., субъектов Р.Ф., муниципальных образований; классификацию видов государственного внешнего долга Р.Ф. и государственных внешних активов Р.Ф.; ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Утверждение классификации в форме федерального закона определяет правовое значение бюджетной классификации, заключающееся в обязательности применения единой группировки показателей любого бюджета, что обеспечивает одинаковую структуру бюджетного фонда независимо от уровня (федерального, регионального, местного), на котором он формируется.

Бюджетная классификация Р.Ф. является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Р.Ф., используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Р.Ф..

2. Определение  принципов назначения, структуры  кодов бюджетной классификации Р.Ф., а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Р.Ф., которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Р.Ф., осуществляются Министерством финансов Р.Ф..

Бюджетная классификация Р.Ф. включает:

  • классификацию доходов бюджетов;
  • классификацию расходов бюджетов;
  • классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Классификация доходов бюджетов

1. Код классификации доходов бюджетов Р.Ф. состоит из:

1) кода главного  администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида  доходов;

4) кода классификации  операций сектора государственного  управления, относящихся к доходам  бюджетов.

Комментарий ГАРАНТа

Перечень и коды главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними виды (подвиды) доходов бюджета утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.

В случаях  изменения состава и (или) функций  главных администраторов доходов  бюджета, а также изменения принципов  назначения и присвоения структуры кодов классификации доходов бюджетов изменения в перечень главных администраторов доходов бюджета, а также в состав закрепленных за ними кодов классификации доходов бюджетов вносятся на основании нормативного правового акта (муниципального правового акта) финансового органа без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.

Код вида доходов  включает группу, подгруппу, статью, подстатью  и элемент дохода.

Едиными для  бюджетов бюджетной системы Р.Ф. группами и подгруппами доходов бюджетов являются:

1) налоговые  и неналоговые доходы:

налоги на прибыль, доходы;

налоги на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Р.Ф.;

налоги на товары, ввозимые на территорию Р.Ф.;

налоги на совокупный доход;

налоги на имущество;

налоги, сборы  и регулярные платежи за пользование  природными ресурсами;

государственная пошлина;

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"