Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансам".
Иными словами, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленный в ст. 5 Конституции РФ, а также самостоятельность местного самоуправления, гарантированная в ст. 12 и 130 Конституции РФ, лежат в основе разграничения расходных полномочий между уровнями власти в Р.Ф.. Основная задача таких разграничений — закрепление за органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления прав и обязанностей по использованию бюджетных средств в объеме, достаточном для реализации возложенных функций и задач. Объем расходных полномочий, закрепляемых за органом государственной власти либо местного самоуправления, должен соответствовать объему финансовых ресурсов, предоставляемых в его распоряжение.
В настоящее время решение задачи разграничения расходных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления осложнено существенным разрывом между суммарным объемом действующих расходных обязательств1 органов государственной власти и местного самоуправления и величиной финансовых ресурсов в их распоряжении. Это проявляется в передаче органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления федеральных обязательств без адекватного возмещения дополнительных расходов; в накапливании кредиторской задолженности перед получателями бюджетных средств; в привлечении кредитных ресурсов на погашение задолженности по социальным обязательствам. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.05.2003 «О бюджетной политике в 2004 году» указывалось на двукратное превышение объема расходных обязательств над объемом доходов консолидированного бюджета РФ и ставится задача отмены тех из них, на исполнение которых отсутствуют финансовые средства.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 83 БК РФ) в законе (решении) о бюджете может утверждаться перечень законодательных и иных нормативных актов, действие которых приостанавливается на очередной финансовый год в связи с отсутствием средств на их реализацию. В перспективе исполнение расходных обязательств связывается с их разделением на действующие и вновь принимаемые, что необходимо для выделения ассигнований на новые расходные обязательства в пределах доходов над величиной действующих расходных обязательств.
Таким образом, по основным направлениям расходов привлекаются средства бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Участие органов государственной власти и местного самоуправления в совместном финансировании расходов определяется наличием полномочий по предметам совместного ведения.
Совместное финансирование расходов предполагает распределение между органами государственной власти и органами местного самоуправления полномочий по нормативно-правовому регулированию бюджетных расходов, по их финансированию, а также полномочий по организации производства общественных благ. Например, в соответствии с федеральным законодательством на федеральные органы государственной власти возложены полномочия по нормативно-правовому регулированию и финансированию расходов на содержание мировых судей (в том числе по выплате денежного содержания мировых судей и работников их аппаратов; оплате социальных льгот и денежных компенсаций мировым судьям; страхованию их жизни, здоровья и имущества). В свою очередь организация деятельности по осуществлению правосудия мировыми судьями (в том числе наделение служебным помещением, обеспечение техническими средствами, приобретение служебного обмундирования и др.) осуществляется органами государственной власти субъектов РФ за счет соответствующих бюджетов.
Исполнение
расходных обязательств, нормативно-правовое
регулирование которых
Из бюджетов разных уровней бюджетной системы РФ финансируются следующие виды расходов:
• государственная поддержка приоритетных отраслей национальной экономики (в том числе сельского хозяйства, отдельных видов транспорта, связи, дорожного хозяйства, метрополитенов);
• обеспечение правоохранительной деятельности;
• финансирование общего образования по основным образовательным программам;
• обеспечение социальной защиты населения;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• охрана окружающей среды, воспроизводство природных ресурсов;
• иные виды расходов, связанные с реализацией полномочий органов государственной власти по предметам совместного ведения.
Доходы
бюджета — денежные средства, поступающие
в безвозмездном и
Организация
системы доходов бюджета
Анализ формирования доходов бюджетов в разных странах, а также в Р.Ф. в различные исторические периоды показывает, что, несмотря на многообразие конкретных платежей, существовали и существуют два основных вида доходов бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.
В соответствии
с Бюджетным кодексом РФ в состав
доходов бюджетов всех уровней входят
налоговые и неналоговые
Решающую роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные налоговым законодательством РФ, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. В последние годы их удельный вес в консолидированном бюджете РФ составлял от 85 до 92%. В 2003 г. почти 90 % общей суммы налоговых доходов поступило за счет пяти основных видов налогов: НДС — 23,2%, налог на прибыль организаций — 19,7, налог на доходы физических лиц — 17, платежи за пользование природными ресурсами — 14,9, акцизы — 13%.
Неналоговые доходы, на которые приходится около 10 % консолидированного бюджета РФ, по сравнению с налоговыми имеют ряд отличий:
• механизм их установления исчисления и взимания определяется соответствующими законодательными актами: о порядке использования и приватизации государственного и муниципального имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и др.;
• они могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе;
• основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и других элементов, характерных для налоговых платежей;
• большинство
неналоговых доходов
Основными видами неналоговых доходов являются:
доходы
от использования имущества, находящегося
в государственной или
• доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;
• доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Р.Ф., субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
• прочие неналоговые доходы.
Относительно высокая доля неналоговых доходов в Р.Ф. наблюдалась в периоды масштабного проведения приватизации. В 1998 г. она значительно сократилась вследствие кризиса экономики, снижения рыночной стоимости государственной собственности и как следствие невыполнения программ приватизации. В настоящее время в условиях реформирования бюджетной сферы ставятся задачи, направленные на повышение роли неналоговых доходов и обеспечение стабильности их поступления. Наряду с этим предполагается перевод ряда налоговых платежей (таможенные пошлины, плата за пользование водными объектами) в группу неналоговых доходов.
Доходы