Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:13, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансам".

Работа содержит 1 файл

Шпоргалки по финансам.doc

— 524.00 Кб (Скачать)

Иными словами, принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, установленный в ст. 5 Конституции РФ, а также самостоятельность местного самоуправления, гарантированная в ст. 12 и 130 Конституции РФ, лежат в основе разграничения расходных полномочий между уровнями власти в Р.Ф.. Основная задача таких разграничений — закрепление за органами государственной власти различного уровня и органами местного самоуправления прав и обязанностей по использованию бюджетных средств в объеме, достаточном для реализации возложенных функций и задач. Объем расходных полномочий, закрепляемых за органом государственной власти либо местного самоуправления, должен соответствовать объему финансовых ресурсов, предоставляемых в его распоряжение.

В настоящее  время решение задачи разграничения  расходных полномочий между органами государственной власти и местного самоуправления осложнено существенным разрывом между суммарным объемом  действующих расходных обязательств1 органов государственной власти и местного самоуправления и величиной финансовых ресурсов в их распоряжении. Это проявляется в передаче органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления федеральных обязательств без адекватного возмещения дополнительных расходов; в накапливании кредиторской задолженности перед получателями бюджетных средств; в привлечении кредитных ресурсов на погашение задолженности по социальным обязательствам. В Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30.05.2003 «О бюджетной политике в 2004 году» указывалось на двукратное превышение объема расходных обязательств над объемом доходов консолидированного бюджета РФ и ставится задача отмены тех из них, на исполнение которых отсутствуют финансовые средства.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ст. 83 БК РФ) в законе (решении) о бюджете  может утверждаться перечень законодательных  и иных нормативных актов, действие которых приостанавливается на очередной  финансовый год в связи с отсутствием средств на их реализацию. В перспективе исполнение расходных обязательств связывается с их разделением на действующие и вновь принимаемые, что необходимо для выделения ассигнований на новые расходные обязательства в пределах доходов над величиной действующих расходных обязательств.

Таким образом, по основным направлениям расходов привлекаются средства бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ.

Участие органов  государственной власти и местного самоуправления в совместном финансировании расходов определяется наличием полномочий по предметам совместного ведения.

Совместное  финансирование расходов предполагает распределение между органами государственной  власти и органами местного самоуправления полномочий по нормативно-правовому  регулированию бюджетных расходов, по их финансированию, а также полномочий по организации производства общественных благ. Например, в соответствии с федеральным законодательством на федеральные органы государственной власти возложены полномочия по нормативно-правовому регулированию и финансированию расходов на содержание мировых судей (в том числе по выплате денежного содержания мировых судей и работников их аппаратов; оплате социальных льгот и денежных компенсаций мировым судьям; страхованию их жизни, здоровья и имущества). В свою очередь организация деятельности по осуществлению правосудия мировыми судьями (в том числе наделение служебным помещением, обеспечение техническими средствами, приобретение служебного обмундирования и др.) осуществляется органами государственной власти субъектов РФ за счет соответствующих бюджетов.

Исполнение  расходных обязательств, нормативно-правовое регулирование которых проводятся вышестоящим органом государственной  власти либо местного самоуправления, предусматривает необходимость  возмещения дополнительных расходов. В частности, финансовое обеспечение прав граждан на получение бесплатного общего образования по основным образовательным программам в муниципальных образовательных учреждениях осуществляется органами местного самоуправления за счет средств местных бюджетов с правом возмещения части расходов (на оплату труда, приобретение учебных пособий и технических средств обучения и др.) в виде субвенций из бюджетов субъектов РФ.

Из бюджетов разных уровней бюджетной системы  РФ финансируются следующие виды расходов:

• государственная  поддержка приоритетных отраслей национальной экономики (в том числе сельского  хозяйства, отдельных видов транспорта, связи, дорожного хозяйства, метрополитенов);

• обеспечение  правоохранительной деятельности;

• финансирование общего образования по основным образовательным программам;

• обеспечение  социальной защиты населения;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• охрана окружающей среды, воспроизводство природных  ресурсов;

• иные виды расходов, связанные с реализацией  полномочий органов государственной власти по предметам совместного ведения.

Доходы  бюджета — денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  Р.Ф. в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Организация системы доходов бюджета базируется на следующих определенных принципах.

  1. Принцип достаточности. Доходы бюджета должны обеспечивать необходимые общественные потребности, возложенные на органы государственной власти и органы местного самоуправления. На практике он реализуется путем законодательного зак-репления за каждым органом соответствующих видов доходов. Основным показателем, характеризующим степень выполнения этого условия, является величина бюджетного дефицита. Принцип достаточности в конечном итоге достигается двумя методами: сокращением расходных обязательств того или иного органа власти либо путем увеличения объема его доходов (собственных и регулирующих) в соответствии с текущими или прогнозируемыми потребностями.
  2. Принцип стабильности доходов бюджета. Нормативные акты, определяющие формирование бюджетных доходов (налоговое, бюджетное, таможенное законодательство, акты, регулирующие поступления от государственного и муниципального имущества, от внешнеэкономической деятельности и т.п.), должны устанавливаться на длительный срок, чтобы обеспечить стабильность поступлений ri бюджет и возможность их прогнозирования и планирования. При этом должна предусматриваться высокая доля собственных доходов, закрепленных на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом
  3. В условиях развития бюджетного федерализма особую актуальность приобретает принцип относительной автономности доходов бюджета каждого уровня. Базируется на четком, установленном на длительный срок разграничении полномочий в области доходов и расходов между федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления. В соответствии с закрепленными за бюджетом конкретного уровня расходами должны закрепляться и его доходы в объеме, достаточном для их покрытия.
  4. Принцип оптимального сочетания поступлений налоговых и неналоговых доходов на разных фазах экономического цикла. В частности, преодоление кризисных явлений согласно Дж. Кейнсу может быть достигнуто посредством стимулирования потребления через увеличение государственных расходов. Возрастающие затраты при этом в основном покрываются за счет налоговых доходов или же за счет государственных (внешних и внутренних) заимствований. Реализация данного принципа состоит в установлении такого соотношения налоговых и неналоговых доходов, которое с макроэкономической точки зрения наиболее целесообразно в конкретной экономической ситуации.

Анализ  формирования доходов бюджетов в  разных странах, а также в Р.Ф. в различные исторические периоды показывает, что, несмотря на многообразие конкретных платежей, существовали и существуют два основных вида доходов бюджета: обязательные платежи физических и юридических лиц, представленные различными налогами и сборами, и платежи за пользование государственным имуществом и общегосударственными ресурсами.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в состав доходов бюджетов всех уровней входят налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные и безвозвратные  перечисления (ст. 41БКРФ). С точки  зрения функционального назначения в отдельную группу доходов бюджета отнесены доходы целевых бюджетных фондов, формируемых в бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, а также доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального, регионального и местного подчинения. Вместе с тем необходимо отметить, что последние учитываются обособленно, их формирование и использование осуществляются в особом порядке.

Решающую  роль в доходах бюджета играют налоговые доходы, предусмотренные  налоговым законодательством РФ, федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы, возникшие в результате налоговых правоотношений. В последние годы их удельный вес в консолидированном бюджете РФ составлял от 85 до 92%. В 2003 г. почти 90 % общей суммы налоговых доходов поступило за счет пяти основных видов налогов: НДС — 23,2%, налог на прибыль организаций — 19,7, налог на доходы физических лиц — 17, платежи за пользование природными ресурсами — 14,9, акцизы — 13%.

Неналоговые доходы, на которые приходится около 10 % консолидированного бюджета РФ, по сравнению с налоговыми имеют ряд отличий:

• механизм их установления исчисления и взимания определяется соответствующими законодательными актами: о порядке использования  и приватизации государственного и муниципального имущества, Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях и др.;

• они  могут носить как обязательный (санкции, штрафы), так и необязательный характер и взиматься соответственно на принудительной и добровольной основе;

• основные их виды не предполагают установления конкретных ставок, сроков уплаты и  других элементов, характерных для  налоговых платежей;

• большинство  неналоговых доходов зачисляется  в тот или иной бюджет в полном объеме, являясь его собственными доходами.

Основными видами неналоговых доходов являются:

доходы  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности (полученная арендная плата  за сдачу имущества во временное  пользование и/или владение; средства от передачи имущества под залог и в доверительное управление; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; дивиденды по акциям, принадлежащим органам государственной власти и органам местного самоуправления; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и т.п.);

• доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и органами местного самоуправления;

• доходы от продажи или иного возмездного  отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

• средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации), а также  средства, поступившие в возмещение вреда, причиненного Р.Ф., субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

• прочие неналоговые доходы.

Относительно  высокая доля неналоговых доходов  в Р.Ф. наблюдалась в периоды масштабного проведения приватизации. В 1998 г. она значительно сократилась вследствие кризиса экономики, снижения рыночной стоимости государственной собственности и как следствие невыполнения программ приватизации. В настоящее время в условиях реформирования бюджетной сферы ставятся задачи, направленные на повышение роли неналоговых доходов и обеспечение стабильности их поступления. Наряду с этим предполагается перевод ряда налоговых платежей (таможенные пошлины, плата за пользование водными объектами) в группу неналоговых доходов.

  1. Доходы и расходы региональных бюджетов

Доходы

  • Налоговые
  1. налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
  1. налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
  2. транспортного налога - по нормативу 100 процентов

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"