Шпаргалка по "Финансам"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:38, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансы".

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 188.13 Кб (Скачать)
  1. Понятие и объективная необходимость финансов.

Финансы - особая сфера денежных отношений, которая планомерно организовывается государством в процессе выполнения им своих функций. Необходимость  финансов обусловлена 2-мя факторами:

  • Функционированием товарно-ден. отношений
  • Наличием государства

В общем процессе воспроизводства(производство, распределение и потребление) финансы связаны с распределительными отношениями. Их ф-циональное назначение заключается в распределении части совокупного общественного продукта и национального дохода, в формировании и использовании фондов денежных средств целевого назначения у государства и субъектов хозяйствования.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с формированием  и использованием денежных фондов, образует финансовые отношения.

Материальной основой  финансовых отношений являются фонды  денежных средств целевого назначения.

Финанс. отношения имеют условно-безвозвратный и неэквивалентный характер.

Сущность финансов выражается в их функциях:

  • распределительная
  • контрольная

 

Главное назначение финансов заключается в том, чтобы путем  образования денежных доходов и  фондов обеспечивать выполнение всех функций государства(обороны страны, охраны государства и т.д.), а также осуществлять контроль за расходованием финансовых ресурсов.

 

  1. Функции финансов и их содержание.

Сущность финансов выражается в их функциях:

    • распределительная
    • контрольная

Через распределительную  функцию происходит обеспечение  каждого звена финан.системы необходимыми ему финан.ресурсами. Также эта ф-ция включает образование доходов в различных формах, возмещение стоимости в различных формах, формирование ресурса для общегосуд-х потребностей и целевого назначения, создание бюджетных и страховых резервов, содержание и развитие социальной сферы, осуществление внутриотраслевого, отраслевого и межотраслевого перераспределения национ.дохода.

Таким образом,объектами действия распредел. ф-ции явл.: ВВП и национ. доход, часть национ. богатства страны, доходы субъектов хозяйствования.

В качестве субъектов распределительных  процессов выступают: государство; хозяйствующие субъекты, организации, учреждения; граждане.

Контрольная функция связана  с распределением ВВП по соответствующим  фондам и их расходование по целевому назначению, с проверкой соблюдения законодательства в сфере финансов, а также со своевременностью и  полнотой выполнения всевозможных финанс. обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами, налоговой службой, кредитными организациями, страховыми компаниями.

Контрольная ф-ция реализуется через специальный финансовый аппарат. Работники финансовой системы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной части бюджета. Финансовый контроль может быть общегосударственным, ведомственным, внутрихозяйственым, общественным и независимым, т.е. в зависимости от того , кто его осуществляет.

Важную работу в осуществлении финансового контроля проводят  специальные финансовые подразделения отраслевых министерств и ведомств РБ, учреждения банков, Комитет Госконроля РБ, Президент,парламент,Совет Министров страны и т.д.

 

  1. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями.

Финансы, участвуя в распределении  стоимости, тесно связаны и взаимодействуют  с такими категориями, как цена, заработная плата, кредит.

Чтобы процесс образования  и распределения различных форм денежных доходов и накоплений мог  начаться, образованная в производстве стоимость должна быть реализована. Экономическим инструментом, благодаря  которому стоимость продукта получает денежное выражение и становится объектом распределения, служит цена.

Заработная плата как  форма распределения обусловлена  необходимостью формирования доходов  конкретных работников. Как экономическая  категория заработная плата выражает стоимостные отношения, возникающие  в результате разделения вновь созданной  стоимости при создании индивидуальных доходов, поступающих работникам в  зависимости от качества и количества затраченного труда.

Финансы же находятся в  распоряжении субъектов хозяйствования и государства и предназначаются  для удовлетворения разнообразных  общественных потребностей. Но они  тесно связаны между собой: с  одной стороны, финансы способствуют формированию фонда оплаты труда, с  другой – заработная плата, начисление которой по времени не сходится с  выплатой, выступает источником создания части финансовых ресурсов предприятия, обретая форму устойчивых пассивов.

Находясь в обороте  предприятия между начислением  и выплатой, заработная плата выступает  источником формирования оборотных  средств.

В стоимостном распределении  участвует и кредит. Финансы и  кредит имеют одну экономическую  основу, но в отличие от финансов кредит функционирует на условиях возвратности и платности.

Основными объектами комплексного воздействия финансов и кредита  на воспроизводственный процесс  выступают основные фонды и оборотные  средства.

 

 

4.Финансовые ресурсы  и источники их формирования

Функционирование финансов предприятий характеризуется определенными  финансовыми категориями:

  • финансовыми ресурсами;
  • затратами;
  • доходами;
  • финансовыми результатами (прибылью, убытками).

 Финансовые ресурсы  - сумма средств, направленных  в основные и оборотные средства  предприятия, характеризующие финансовый  потенциал предприятия и в  комплексе с материальными и  трудовыми ресурсами предопределяют  объемы производства, возможность  получения определенного дохода, массы прибыли.

 Финансовые ресурсы  классифицируются по признакам:

 кругооборота (начальные и приращённые);

 характера использования  (материализованные и в обороте);

 права собственности  (собственные и заемные).

 Виды финансовых ресурсов  предприятия:

  • прибыль;
  • основные производственные средства (остаточная стоимость и амортизационный фонд);
  • оборотные средства;
  • бюджетные ассигнования;
  • поступления из целевых фондов;
  • поступления из централизованных корпоративных фондов;
  • кредиты.

 

Прибыль - форма финансовых ресурсов, приращенных предприятием в результате его хозяйственной  деятельности.

  Значительная часть  основных средств называется  амортизацией отчислений - это вид  целевых финансовых ресурсов, отражающих перенесенную на готовую продукцию часть стоимости основных средств и выступают финансовыми ресурсами предприятия для воспроизведения. Они должны обеспечивать простое воспроизводство.

 Амортизация начисляется  по установленным нормам, которые  должны учитывать физический  и моральный износ основных  средств. Есть два метода ее  начисления - равномерное и ускоренное.

Амортизационные отчисления как финансовые ресурсы находятся  на текущем счете в составе  выручки от реализации и используются согласно планам на капитальные вложения.

Оборотные средства - часть  финансовых ресурсов, которая постоянно  находится в обращении. Специфика  их в том, что они не расходуются, а авансируются в различные виды текущих затрат предприятия.

 Оборотные средства  направляются на приобретение  сырья и материалов, производственных  запасов, а часть их находится  в незавершенном производстве  и расходах будущих периодов; другая часть (фонды обращения) представлена готовой продукцией, денежными средствами и средствами в расчетах.

 Формирование оборотных  средств осуществляется за счет  различных источников:

 собственных (уставный капитал);

 привлеченных источников (краткосрочных кредитов и кредиторской  задолженности, бюджетных средств).

 Чем выше уровень  оборачиваемости, тем меньше средств  необходимо (оборачиваемость - срок  между вложением средств и  их возвращением в составе  выручки). Оседания средств в незавершенном  производстве и нереализованной  готовой продукции является важным  фактором неэффективного их использования,  ведет к банкротству. Чем лучше  показатели деятельности предприятия,  тем больше у него шансов  пополнить оборотные средства  за счет привлеченных источников.

 Бюджетные ассигнования  имеют строго целевой характер  и могут предоставляться предприятиям  в следующих формах:

  • бюджетные инвестиции;
  • бюджетные кредиты;
  • государственные дотации;
  • государственные субсидии.

Бюджетные инвестиции - выделение  средств в форме капитальных вложений на развитие производства в приоритетных отраслях, которые влияют на эффективность экономики страны.

Бюджетные кредиты - форма  финансовой помощи предприятиям, оказавшимся  в тяжелом финансовом положении  под низкие процентные ставки.

Государственные дотации - выделение  средств на покрытие убытков предприятий, когда убыточность является следствием рыночной конъюнктуры или политики государства.

Государственные субсидии - выделение средств из бюджета  субъектам предпринимательства  на решение конкретных задач в  рамках Государственных программ.

 Поступления из централизованных  корпоративных фондов характеризуют  внутрикорпоративное перераспределение  финансовых ресурсов по принципу  сальдо взаимоотношений.

 Кредиты - финансовые  ресурсы, временно предоставленные  в распоряжение предприятия для  покрытия временных и сезонных  потребностей производства. Кредит  существует в двух формах: коммерческий  и банковский:

 коммерческий кредит - это приобретение товаров или  услуг с отсрочкой платежа;

 банковский кредит - ссуда  от банка или других учреждений  под определенные проценты.

 

5. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ

Финансовая система- совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих частей, звеньев, элементов, непосредственно участвующих в финансовой деятельности и способствующих ее осуществлению. Она состоит из финансовых институтов (организации, учреждения, осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность, министерство финансов, казначейство, центральный банк, налоговая инспекция, налоговая полиция, фондовые и валютные биржи, финансово-кредитные учреждения) и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов.

 Финансовая система  оперирует разнообразными денежными  средствами, включающими все виды  денежных агрегатов, - наличные деньги (банковские, казначейские билеты ), безналичные формы денег (деньги на счетах, денежные аккредитивы, денежные сертификаты), ценные бумаги в виде акций, облигаций, векселей, опционов, фьючерсов и др. Финансовая система страны образует многоуровневую, иерархическую структуру, характеризующуюся наличием ряда частей, разрезов, а также видов разных по назначению финансовых ресурсов и источников финансирования. Структура, функции, взаимосвязи звеньев, элементов финансовой системой различных стран обладают определенным своеобразием и зависят от экономического и политического строя государства. В странах с централизованной управляемой экономикой финансовая система в основном огосударствлена и обладает меньшим разнообразием элементов и функций по сравнению со странами с рыночной экономикой, где более высок удельный вес финансов корпораций, функционирующих согласно законам рынка. Финансовая система, рассматриваемая как научная категория, трактуется в разных литературных источниках не всегда однозначным образом. Отдельные элементы финансовой система, такие, как казна, налоги, возникли еще в древних государствах, но целостные финансовые системы сформировались в последние столетия и продолжают развиваться как в отношении увеличения количества и разнообразия составляющих их элементов, так и в отношении качественного содержания выполняемых функций, осуществляемых видов финансовой деятельности.

 В финансовой системе  страны укрупнено выделяют несколько  уровней, образующих ее структуру.  Верхний уровень занимают государственные  финансы, которые в странах  с федеративным устройством разделяются  на федеральные финансы и финансы  субъектов федерации ( в России - это республики в составе Федерации, края, области; в США, Индии, Мексике - штаты; в ФРГ - земли; в Швейцарии - кантоны). Следующий уровень занимают местные, муниципальные финансы отдельных городов, районов. Еще один уровень образуют финансы хозяйствующих субъектов, предприятий и организаций разных форм собственности. Государственные финансы в зависимости от целевого назначения, способов формирования делят на государственный бюджет (федерального и субфедерального уровней) и внебюджетные целевые фонды, такие, как пенсионный фонд, государственные страховые фонды.

 В составе государственных  финансов может быть выделен  также государственный кредит. Финансы  хозяйствующих субъектов, предприятий,  организаций делят на финансы  коммерческих организаций (хозяйства,  товарищества и общества, государственные  и муниципальные унитарные предприятия,  производственные и торговые  кооперативы) и финансы некоммерческих  организаций (общественные и религиозные  организации, благотворительные  фонды, потребительские кооперативы  и др.).

Информация о работе Шпаргалка по "Финансам"