Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.
Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87
Это реформа теоретически разрешила проблему Национального банка, состоящая в дилемме регулирование и содействие финансовым организациям, в частности банкам или удержание инфляционного давления на экономику. Например, если в экономике тенденция к росту уровня инфляции, то по логике вещей надо поднять ставку рефинансирования и минимальные резервные требования, но это уменьшит ликвидность банков, что противоречит задачи Национального банка до реформы, состоящая в обеспечение финансовой стабильности финансового рынка. Теперь ответственность за финансовую стабильность возложена на АФН, а стабильность цен на центральный банк. Но все же в проведении денежно-кредитной политики центральный банк ориентируется на стабильность банковской сфере. Так, если банковской системе нужно дополнительная ликвидность, а в экономике наблюдается высокий уровень инфляции, то денежные власти, все же помогут банковской системе, так как здесь присутствует элемент лобби, и также банкротство системообразующих банков приведет к сильному колебанию цен, валюты, оттоку капитала и ряду непрогнозируемых последствий. Из выше изложенного можно выделить то, что реформа фактически не изменила сущность денежно-кредитной политики.
Так же следует, отметить, что с реформой произошла своего рода финансовая либерализация. Теперь у Национального банка в наборе только косвенные (экономические) методы регулирования, за исключением количественного ограничения операции, которую центральный банк никогда не использовал.
Целью АФН является обеспечение финансовой стабильности финансового рынка и финансовой организаций и поддержание доверия к финансовой системе в целом. Для поддержания должного уровня банковской сферы, Агентство устанавливает пруденциальные нормативы иные обязательства к соблюдению норм и лимиты для банков, определяет порядок формирования провизии. Эти операции на рынке выступают неким прямым (административным) методом регулирования. Ослабление этих требований в кризисные ситуации может освободить некоторое количество денег, а во время повышения уровня инфляции ограничить кредитную возможность коммерческих банков. Эти меры носящие определено системный характер будут воздействовать эффективно. Также преимущество делегирования полномочий между экономическими органами дает преимущество центральному банку, Национальный банк все свой силы тратит на стабилизацию цен.
Третья особенность системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане является переход денежных властей от денежного к инфляционному таргетированию. С середины 90-х таргетирование инфляции начало свое триумфальное шествие. К началу 2002 года к нему перешло девять промышленно развитых стран, одиннадцать развивающих стран и две страны с переходной экономикой. Среди Содружества Независимых государств первым на таргетирование перешел Казахстан. В 2001 году глава Национального банка объявил о смене режима денежно-кредитной политики. С 2002 года ориентиры денежно-кредитной политики определяются Национальным банком на три года вперед с ежегодным уточнением. Согласно «Основным направлениям денежно-кредитной политики Национального банка на 2002-2004года», за этот период Национальный банк переходит к инфляционному таргетированию, что предполагал постепенный отход от целевых показателей по денежной базе и иностранных резервов к целевым показателям инфляции. Переход к таргетированию инфляции долговременный процесс, который продолжается и сей день.
Инфляционное таргетирование
означает применение операционной инструментарии
центрального банка в целях достижения
количественного ориентира
Страны инфляционного таргетирования демонстрируют
низкий уровень инфляции, объясняемый
преимуществом трансмиссионного механизма.
Самым важным каналом трансмиссии является
канал инфляционного ожидания, позволяющий
центральному банку через изменение инфляционных
ориентиров денежно-кредитной политики
влиять на ценовые ожидания экономических
агентов (в системе денежного таргетирования
денежные агрегаты не несут информационной
нагрузки). Благодаря каналу ожидания
в станах с инфляционным таргетированием
существует более низкие ценовые ожидания.
Как показала международная практика,
страны с инфляционным таргетированием
добились успешного снижения в короткие
сроки и Казахстан не исключение
Рис. 2 – Динамика инфляции с (1996-2006) [7].
Таким образом из вышеизложенного следует сделать вывод, что есть три основных отличий системы денежно-кредитного регулирования Казахстана от других стран:
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального банка Республики Казахстан на современном этапе
Содержание системы денежно-кредитного регулирования в данной работе будет анализирована отдельно по 2006 и 2007 года, вследствие, разных причин роста уровня инфляции и предпринятых мер по борьбе с ней. Если в 2006 году природа инфляции в основном состояла из монетарной факторов, то в 2007 году основными детерминантами роста цен стали шоки на мировых рынках.
Современная денежно-кредитная
политика Национального Банка
1) основные направления денежно-кредитной политики, разрабатываемые на три года. В данном документе подводится итоги за прошедший год, в частности описывается меры Национального Банка предпринятые в целях борьбы с инфляцией. Дается прогноз об основных параметрах экономики, где учитываются три сценарий развития экономики (сценарий «умеренные» цены на нефть при умеренном притоке капитала», сценарий «умеренные» цены на нефть при высоком притоке капитала, сценарий высоких цен на нефть). При развитии первого сценария центральный банк прибегает к более мягкой политике, а при двух последних к политике «дорогих» денег;
2) годовой отчет Национального
Банка Республики Казахстан. В
данном документе дается
3) отчет о финансовой
стабильности Казахстан.
Данные документы были использованы в проведение денежно-кредитной политики в 2006 и 2007 годах.
Согласно этим отчетам
Национального Банка РК при сохранении
темпов роста показателей денежно-
Рис. 3 – Инфляционное давление по модели P-STAR на 2006-2008 годы [20].
Следовательно, было разработано программа по борьбе инфляции. Поэтому усилия Национального Банка были направлены на выбор таких значений инструментов денежно-кредитной политики, которые максимально бы снизили инфляцию. Это означало необходимость проведения «жесткой денежно-кредитной политики». Она включала в себя следующие группы мер, способствующие снижению инфляционного давления:
- меры по
повышению ставок по операциям
Национального Банка (
- меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня, в частности ужесточение нормативов минимальных резервных требований;
- меры по
либерализации валютного
Несмотря на принятые меры по достижению ценовой стабильности, инфляция в среднем за 2006 год составила 8,6%, незначительно превысив целевой ориентир по сценарию высоких цен (6,9-8,5%), установленный Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы. В 2006 году годовая инфляция демонстрировала разнонаправленные тенденции. По данным Агентства по статистике с января по май она выросла с 7,5 до 9,0%, а затем снизилась до 8,4% по итогам декабря. Перелом инфляции по утверждению Национального Банка является его заслугой. Тем не менее, инфляция в 2006 году превысил показатель 2005 года на 1%.
Основными факторами инфляции за последние несколько лет, как отмечает Национальный Банк РК являются: значительный приток иностранной валюты; увеличение совокупного спроса; превышение темпов роста реальной заработной платы над ростом производительности труда; рост издержек производства; импорт инфляции.
Приток иностранной валюты обеспечивается высокими мировыми ценами на казахстанский экспорт, а также заемные операции отечественных коммерческих банков. За 2006 год торговый баланс сложился с положительным сальдо в 14,6 млрд. долларов США, что на 41,7% больше его объема в 2005 году. Прирост внешних долговых обязательств составил 18,2 млрд. долларов, увеличившись в 2,4 раза по сравнению с 2005 годом. В результате значительного притока иностранной валюты наблюдается расширение денежных агрегатов. За 2006 год денежная база расширилась в 2,3 раза, денежная масса увеличилась на 79,9%, что способствовало сохранению инфляционного давления в экономике.
Тенденция опережения темпов роста среднемесячной заработной платы над темпами роста производительности труда сохранялась на протяжении 2006 года. Так, по итогам 2006 года по сравнению с 2005 годом рост реальной заработной платы составил 10,2%, в то время как производительность выросла на 8,2%.
Цены на материально-технические ресурсы для промышленных предприятий в 2006 году повысились на 9,7%. В результате товары и услуги данных предприятий стали дороже на 14,6%, в том числе продукция промежуточного потребления подорожала на 15,9%, потребительские товары, произведенные промышленными предприятиями, на 8,2%, а средства производства – на 8,7%.
Цены на энергоресурсы,
произведенные промышленными
В 2006 году рост цен импортных поступлений был довольно существенным. В 2006 году индекс цен импортных поступлений составил 111,1% по сравнению с 2005 годом. В 2006 году индекс цен импортных поступлений продовольственных товаров составил 110,1%, непродовольственных – 107,6%. Ввиду более высоких темпов роста цен на импортные товары, как продовольственные, так и непродовольственные, импорт оказывал давление на индекс потребительских цен в сторону его повышения.
Учитывая перечисленные факторы, Национальный Банк РК осуществлял денежно-кредитную политику в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы. Для достижения обозначенного уровня инфляции Национальный Банк проводил операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых были выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов банков, механизм минимальных резервных требований. Хотя Национальный Банк переходит на принципы инфляционного таргетирования, все же в 2006 году уровень денежной базы оставался одним из оперативных показателей.
В целях снижения инфляционного давления Национального Банк в 2006 году продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики», включающей в себя:
- меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»);
- меры, направленные
на изъятие избыточной
В рамках реализации первой группы мер с начала 2006 года официальная ставка рефинансирования была дважды повышена: с 1 апреля 2006 года с 8,0% до 8,5%, а с 1 июля 2006 года – до 9,0%. Ставка по привлекаемым от банков второго уровня депозитам была повышена четыре раза: с 1 апреля 2006 года с 3,5% до 3,75%, с 3 июля 2006 года – до 4,0%, с 1 ноября 2006 года – до 4,25%, с 1 декабря 2006 года – до 4,5%. Эффективная доходность по краткосрочным нотам повысилась за год с 2,24% до 4,69%, а в январе 2007 года составила 4,91%.
В рамках реализации второй группы мер были увеличены объемы операций Национального Банка на финансовом рынке по изъятию «излишних» денег в банковском секторе. Так, за 2006 год от банков было привлечено депозитов в 3,1 раза больше, чем в 2005 году, то есть объем привлеченных депозитов за указанный период вырос с 2,6 трлн. тенге до 8,1 трлн. тенге, средний срок привлечения составил 7 дней по средней ставке 3,81% годовых. В результате остатки на депозитах банков увеличились за год на 51,5% до 131,5 млрд. тенге. Национальным Банком также было привлечено у Министерства финансов депозитов в тенге на общую сумму
6 432,7 млрд. тенге по средней ставке 0,84% годовых, средний срок привлечения составил 7 дней.
Национальный Банк РК за 2006 год выпустил краткосрочных нот на 3 827,0 млрд. тенге (увеличение по сравнению с 2005 годом в 2 раза). Минимальная эмиссия нот пришлась на I квартал 2006 года (495,9 млрд. тенге), в остальные кварталы эмиссия нот осуществлялась в больших объемах (II квартал – 1 039,2 млрд. тенге, III квартал – 1 002,1 млрд. тенге, IV квартал – 1 289,9 млрд. тенге).
В течение 2006 года Национальным Банком операции по продаже государственных ценных бумаг не совершались.
С 12 июля 2006 года Национальным Банком РК введены новые Правила о минимальных резервных требованиях. Так, в структуру обязательств банка включаются сумма внутренних обязательств банка вне зависимости от сроков их погашения и сумма иных обязательств банка. Внутренние обязательства банка определяются как сумма обязательств перед резидентами, перечень которых строго определен. Иные обязательства банка определяются как сумма обязательств банка перед нерезидентами и по долговым ценным бумагам вне зависимости от признака резидентства. При этом нормативы МРТ установлены отдельно для внутренних обязательств на уровне 6% и для иных обязательств на уровне 8%. Указанные изменения привели к увеличению МРТ, что повлекло рост резервных активов банков в Национальном Банке.
Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования