Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.
Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87
Благодаря каналу ожиданий в странах с инфляционным тагетированием существует более низкие ценовые ожидания. Как показало прошедшее десятилетие, страны инфляционного таргетирования добились успешного снижения инфляции в короткие сроки. В среднем прирост индекса потребительских цен сократился с 8 до 2% в год. В условиях денежного таргетирования агенты, зная о том, что денежная масса возрастет на определенную величину, особых вывод о динамике цен не извлекут. При инфляционном таргетировании любой участник рынка осведомлен об инфляционных ориентирах, за которые денежные власти несут ответственность. Определенность будущей инфляции сокращает межвременной арбитраж и издержки. Данный международный опыт, проявляется и в условиях Казахстана, наглядно продемонстрирован на рис. 2 динамика инфляции.
Учитывая экономические условия, Национальным Банком разработана модель трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, которая позволяет повысить точность прогнозов по инфляции, оценить влияние мер, принимаемых в области денежно-кредитной политики, на инфляцию (смотрите рис. 7)
Рис. 7 – Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан[19].
Модель трансмиссионного механизма включает следующие основные каналы влияния инструментов денежно-кредитной политики на инфляцию: денежный канал, процентный (кредитный) канал, валютный канал, внешнеэкономический канал. Денежный канал описывает процесс передачи изменений в политике денежно-кредитного регулирования через изменения денежного спроса на инфляцию. Процентный (кредитный) канал описывает
процесс передачи изменений в процентной политики через изменения ставок на межбанковском денежном рынке и изменения кредитных ставок для заемщиков на инфляцию. Валютный канал описывает процесс передачи изменения обменного курса на экономику через изменение относительных цен и изменение стоимости импортных товаров на инфляцию. Внешнеэкономический канал описывает процесс передачи изменения мировых цен на нефть через изменения экспорта и внутренних цен на бензин на инфляцию. Для построения модели трансмиссионного механизма выбран поведенческий тип модели, в основу которых положен постулат о том, что если в прошлом ряд экономических переменных демонстрировал по отношению друг к другу конкретные функциональные взаимосвязи, то вероятнее всего эти взаимосвязи будут прослеживаться в ближайшем будущем. Модель включает в себя 7 уравнений и 20 переменных. В ней эндогенными (объясняемыми) переменными являются номинальный обменный курс тенге к доллару США, объем денежной базы, объем денежной массы, межбанковская биржевая ставка по однодневным кредитам, ставка по кредитам в тенге юридическим лицам, объем кредитов экономике, квартальная инфляция. Экзогенными (влияющими) переменными являются
инструменты денежно-кредитной политики: ставка Национального Банка по операциям репо, объем краткосрочных нот в обращении, объем депозитов банков второго уровня в Национальном Банке, валютная интервенция Национального Банка, минимальные резервные требования. Кроме инструментов денежно-кредитной политики экзогенными являются также объемы импорта и экспорта, ВВП, индекс импортных цен, объем государственных ценных бумаг Министерства финансов в обращении, объемы депозитов в банковской системе, инвестиции в основной капитал, мировые цены на нефть, среднемесячная по стране заработная плата. Для построения модели использованы фактические квартальные данные Национального Банка и Агентства по статистике.
Как стратегия монетарной политики инфляционное таргетирование имеет несколько преимуществ по сравнению другими режимами денежно-кредитной политики. Инфляционное таргетирование позволяет сфокусировать монетарную политику на решение внутренних проблем и должным образом реагировать на потребности национальной экономики. Преимущества инфляционного таргетирования заключается в том, что стабильность взаимосвязи между денежной массой и инфляцией не имеет критического значения для достижения успеха, поскольку инфляционное таргетирование не опирается на такую взаимосвязь. Инфляционное таргетирование позволяет органам, отвечающим за денежно-кредитную политику, использовать не одну переменную, а всю имеющуюся информацию.
Инфляционное таргетирование имеет ключевое преимущество перед другими режимами, оно понятно для публики и полностью прозрачно. Целевые значения денежных агрегатов, наоборот, не так понятны, как целевой диапазон инфляции. Если же характер взаимосвязи между денежной массой и инфляцией меняется непредсказуемо (опыт многих стран говорит, что именно так чаще всего происходит), то денежные агрегаты теряют свою понятность, поскольку больше не могут точно сигнализировать о состоянии денежно-кредитной политики.
Установление в явном виде количественных значений целевого диапазона инфляции повышает ответственность центрального банка. Прозрачность и связь с общественностью усиливает связь подотчетность центрального банка. Ярким примером этого стала Новая Зеландия, где правительство имеет право сменить с должности главу Резервного банка, если рамки целевого диапазона инфляции будут нарушены хотя бы в одном квартале.
Преимущество инфляционного таргетирования можно проследить через призму опыта зарубежных стран, в частности, пионеров данного режима денежно-кредитного регулирования: Новая Зеландия, Канада, Великобритания.
Начнем изучение опыта с Новой Зеландии. Итак, частью общего реформирования роли государства в экономике, предпринятого парламентом Новой Зеландий, стал новый закон о Резервном банке Новой Зеландии, вступивший в силу 1 февраля 1990 года. Повышая степень независимости центрального банка, закон обязал Резервный банк реализовать единтсвеную цель – удержать стабильность цен. Он установил, что министр финансов и глава Резервного банка должны совестно вырабатывать и доводить до общественности Соглашение о целях денежно-кредитной политики – документ, устанавливающие целевые значения переменных, по которым будут оцениваться выполнение монетарной политики. При этом должны быть указаны числовые значения целевых темпов инфляции и сроки достижения целей. Особенностью законодательства Новой Зеландии стало то что, вся ответственность за успех монетарной политики лежит на главе Резервного банка. Если цель, указанного в данном Соглашении, достичь не удается, глава центрального банка подает в отставку.
Первое Соглашение о целях денежно-кредитной политики, подписанное министром финансов и главой Резервного банка 2 марта 1990 года, обязало Резервный банк обеспечить годовой темп инфляции в пределах 3-5%. Последующие соглашения сузили рамки инфляции до 0-2% до конца 1996 года, когда эти рамки были установлены в пределах 0-3%. В результате жесткой денежно-кредитной политики уровень инфляции удалось снизить с 5% до уровня ниже 2% в конце 1992 года (рис. 8),правда за счет глубокого спада экономики и резкого роста безработицы. После этого инфляция оставалась в заданных пределах, за исключением короткого периода в 1995 году, когда ее уровень превысил целевое значение на несколько десятых процентного пункта. (Согласно Закону о Резервном банке, глава банка Дональд Браш мог быть смещен, но после обсуждения в парламенте он остался на своем посту.) С 1992 года темпы экономического роста в Новой Зеландии в общем были высоки (в некоторые годы превышали 5%), а уровень безработицы значительно снизился.
Рис. 8 - Динамика инфляции Новой Зеландий (1990 год введения инфляционного таргетирования)[15].
26 февраля 1991 года министр финансов и глава Банка Канады официально объявили целевые значения инфляции. Целевой диапазон составил 2-4% до конца 1992 года, 1,5-3,5% - до декабря 1996 года. После прихода к власти нового правительства в конце 1993 года целевые рамки были установлены на уровне 1-3% с декабря 1995 по декабрь 1998 года и выдерживались на этом уровне. После введения инфляционного таргетирования уровень инфляции в Канаде стремительно снизился с 5% в 1991 году до 0% в 1995 году и до 1-2% в конце 1990-х (смотрите рис. 9) . Однако, как и в случае с Новой Зеландией, этот спад имел отрицательные последствия: в 1991-1994 годах уровень безработицы подскочил до отметки более чем 10%, но потом существенно упал.
Рис. 9 - Динамика инфляции Канады (1991 год введения инфляционного таргетирования)[15].
Как только Великобритания вышла из Европейского валютной системы после спекулятивных атак на фунт в сентябре 1992 года, в стране было решено ввести режим инфляционного таргетирование вместо таргетирования валютного курса в качестве номинального якоря. 8 октября 1992 года рамки целевых значений инфляции для Великобритании объявил канцлер Казначейства страны. Целевой диапазон был установлен в пределах 1-4% до следующих выборов, состоявшихся весной 1997 года, при стремлении удерживать уровень инфляции ближе к нижней границе диапазона (ниже2,5%). В мае 1997 года, после прихода к власти лейбористов, новое правительство установило целевое значение инфляции на уровне 2,5% и предоставило Банку Англии полномочия впредь устанавливать процентные ставки, наделило его большей независимостью в осуществлении денежно-кредитной политики.
Перед введением целевых значений инфляции ее темп в Великобритании упал с высшей отметки в 9% в начале 1991 года до 4% на момент принятия таргетирования (смотрите рис. 10) после небольшого роста в начале 1993 года уровень инфляции оказался на отметке 2,2%. Впоследствии уровень инфляции рос, несколько превысивотметку2,5% к 1996 году, но затем оставался на целевом уровне (около 2,5%).
Рис. 10 – Динамика
инфляции Великобритании (1992 год введения
инфляционного таргетирования)[
Итак, рассмотрение практических аспектов инфляционного таргетирования в ракурсе международного опыта, выявил значительные успехи данного режима денежно-кредитного политики перед остальными. Переход к данной системе денежно-кредитного регулирования денежными властями говорит о прогрессивности их взглядов, что не может не характеризовать действия Национального Банка с положительной стороны.
3.2 Валютная политика
в системе инфляционного
С переходом на принципы инфляционного таргетирования Национальным Банком Республики Казахстан была разработана концепция валютной либерализации и программа снятия ограничении по вывозу иностранной валюты.
Ограничения на
использование иностранной
В зависимости от причин сохранения ограничений валютного режима различаются и их формы. Подходы к режиму валютного регулирования непосредственно зависят от того, вызвано ли введение ограничений временной необходимостью в ответ на резкий отток капитала, как это имело место в странах Юго-Восточной Азии в 90-е годы. В этом случае, используются наиболее жесткие административные ограничения, вплоть до полного запрета на проведение операций, связанных с оттоком капитала, с целью сдерживания спекуляций против национальных валют, стабилизации валютного рынка и снижения давления на международные резервы.
В странах, которые
испытывали большой приток краткосрочного
капитала, с целью снижения его давления на обменный
курс национальной валюты, вводились ограничения
в виде полного, либо частичного зачисления
поступающих средств на специальные валютные
счета с изъятием определенного процента
от суммы в случае, если инвестиции пробыли
в стране менее 1 года. Основная задача
валютного режима в данном случае заключается
в изменении структуры притока капитала
в пользу долгосрочных инвестиций, делая
их более привлекательными.
В других странах, основная проблема сводилась к достижению макроэкономической стабильности за счет снижения темпов девальвации национальной валюты и сокращения инфляции, через ограничение операций, связанных с оттоком капитала путем выдачи Центральным Банком разрешения на проведение операции, в зависимости от характера и потенциального эффекта для экономики. В этом случае, валютные ограничения сохраняются на протяжении длительного периода времени, видоизменяясь по мере совершенствования валютного рынка и рынка капитала, и являются неотъемлемой частью экономической политики государства. Данная система валютного регулирования, базирующаяся на требовании получения разрешения (лицензии) на проведение тех или иных операций, характерна для большинства стран СНГ и Восточной Европы, в том числе и для Казахстана.
Введение ограничение на вывоз капитала способствовало увеличению предложения иностранной валюты на валютном рынке и преодолению кризисной ситуации и укрепление тенге на приемлемый для экономике уровне .
Но дальнейшее ограничение на вывоз капитала резидентами, вызовет дисбаланс потоков капитала в экономике и может привести к ряду негативных последствий:
- при сохранении политики свободного плавающего обменного курса возможное избыточное предложение иностранной валюты будет оказывать давление на обменный курс в сторону его номинального, а значит, и реального удорожания. Это, при прочих равных условиях, отрицательно скажется на конкурентоспособности предприятий обрабатывающей промышленности;
Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования