Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87

Работа содержит 1 файл

Диплом Дос.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

Сходные черты  можно  обнаружить и в механизме контроля за денежной массой со  стороны  Банка  Японии.  Не  полагаясь  на косвенный  контроль,  Банк прибегал к непосредственному вмешательству в процессы на рынках  банковского кредитования,  в первую  очередь  краткосрочно Банк Японии прямо контролировал формирование основной части денежной массы. Попытки воздействия на инвестиционный спрос посредством регуляторов денежной массы имеют ограниченный  эффект в случае, когда они используются для предотвращения выхода из спада. Понижение  уровня  процента  или  либерализация предложения кредитных ресурсов само по себе не могут быть стимулом для производственных инвестиций. В Японии в основе  высокого уровня инвестиционного спроса лежала уверенность бизнеса в будущем экономики,  определявшая высокую норму отдачи на капитал. Поэтому политика занижения процента на рынке кредитных ресурсов и рационирование кредита имели  своей  главной  целью перераспределение  средств  от  населения  и мелкого бизнеса в пользу крупнейших корпораций, способных осуществлять эффективные инвестиции.

 Таким образом,  международный опыт в денежно-кредитном  регулировании экономики показал,  что страны с переходной экономикой  в основном используют прямые методы воздействия, но с развитием экономики, а вместе с ним соответствующей финансовой инфраструктуры,  переходят на использование косвенных инструментов. Инструменты денежно-кредитной политики развивающихся стран и переходных экономик и выполнение определенной роли одинаковы с инструментами Национального Банка Республики Казахстан, что говорит о превалировании административного воздействия монетарной политики нашей страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

 

2.1 Особенности организации  денежно-кредитного регулирования  в Республики Казахстана

Центральные банки, будучи важнейшими участниками финансовых рынков всех стран, представляет собой  государственные органы, ответственные  за проведение монетарной политики. Центральные банки управляют процентными ставками, кредитами, объемом денежной массы. Все это прямо влияет не только на финансовые рынки, но и на объем совокупного выпуска и инфляции. Какую роль играет центральные банки на финансовых рынках и в экономики в целом, как работает  эти организаций и кто направляет их действия? Каковы мотивы их поведения? Кто держит бразды правления? Эти нюансы определят   особенность денежно-кредитного регулирования.

Итак, центральным банком Республики Казахстан является Национальный банк Казахстана  и представляет собой верхний уровень банковской системы страны. Данный банк в пределах своей компетенций представляет интересы страны. Национальный банк в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законами «О Национальном Банке», «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан», другими законодательными актами, актами Президента Республики Казахстан и международными договорами.

Основной целью Национального  Банка РК является обеспечение стабильности цен. Для реализации этой цели на Национальный банк РК возложены следующие задачи:

- разработка и проведение  денежно-кредитной политики государства;

- обеспечение функционирование  платежных систем;

- осуществление валютного  регулирования и валютного контроля;

- содействие обеспечению  стабильности финансовой системы.

На центральный банк Казахстана возложен ряд функций, но особо надо выделить, связанный с монетарной деятельностью:

- осуществляет воздействие на  рыночные ставки вознаграждения  на финансовом рынке;

- устанавливает минимальные резервные  размер и порядок формирования  уставного капитала;

- осуществляет переучет векселей;

- устанавливает нормативы минимальных  резервных требований;

- устанавливает количественные  ограничения по отдельным видам  операций и сделок банков;

- устанавливает порядок проведения  операции на открытом рынке.

Национальный Банк является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную  политику, для этого у центрального банка имеется набор инструментов:

- официальная ставка  рефинансирования. Национальный Банк  РК Казахстана устанавливает  официальную ставку рефинансирования  в зависимости от общего состояния  денежного рынка, спроса и предложения  по займам, уровня инфляции и  инфляционных ожиданий. В соответствии с ней производится переучет векселей. Официальная ставка рефинансирования является ориентиром по ставкам вознаграждения для основных операций;

- уровень ставок по основным  операциям денежно-кредитной политики. В целях реализации денежно-кредитной политики центральный банк предоставляет займы, принимает депозиты, проводит валютные интервенции, выпускает краткосрочные ноты, покупает и продает государственные ценные бумаги, переучитывает векселя;   

- резервные требования. В целях  регулирования объемов и ставок вознаграждения по депозитам и займам банков Национальный Банк использует данный вид инструмента; 

-  покупка и продажа ценных  бумаг;

- валютные интервенции. Сильное  колебание национальной валюты  в сторону понижению, экономическими  агентами понимается как усиление инфляции, сильное колебание национальной валюты в сторону укрепления не выгоден экспорта. в недопущение таких последствий Национальным Банком проводятся данные интервенций. 

- количественные ограничения по  операциям коммерческих банков. Под прямым количественным ограничением понимают максимальные уровни процентных ставок по отдельным видам операций и сделок, прямое ограничение кредитования, замораживание ставок вознаграждения, прямое регулирование конкретных видов кредита в целях стимулирования или сдерживания развития отдельных отраслей. Национальный Банк вправе применять прямые количественные ограничения в случае невозможности приостановления инфляционных процессов косвенными методами денежно-кредитного регулирования.  

 Чтобы понять, как работает  Национальный банк надо составить  картину  структурной организаций,  подчиненности и ответственности  центрального денежного органа.

Национальный Банк Казахстана представляет собой единую централизованную структуру  с вертикальной схемой подчинения. Органами банка является правление и совет директоров. Председатель Национального банка назначается Президентом Республики Казахстан с согласия парламента на 6 лет, заместители председателя правления в количестве 4 человек, назначаются на 6 лет с согласия Президента и подачи председателя правления. Высшим органом Национального банка является правление в состав правления входят 9 человек,  председатель и его все заместители, также один представитель от Президента Республики Казахстан и два представителя от Правительства. Все они назначаются и увольняются только президентом страны. Решение правление принимается простым голосованием членов правления.  

Совет директоров – орган оперативного управления Национального банка, в  его состав входят председатель, его заместители, руководители структурных подразделений, назначаемые на должность председателем.  

Итак, можно сделать  вывод, что политика центрального банка  полностью подчинен Президенту, состав правления полностью назначается  руководителем страны, следовательно, теоретический не может быть конфликт интересов, лоббируемый бизнесом. Такая модель зависимости от одного человека и независимости от общественности имеет ряд преимуществ и недостатков, которые делают местную экономическую политику отличной от других.

Преимущества независимости  заключается в следующем, подчинение главного банка страны политическому давлению привело бы к смещению денежно-кредитной политики в сторону инфляционных способов ее проведения. По мнению многих наблюдателей, политические деятели в демократическом обществе недальновидны, потому что ими движет стремление победить на следующих выборах. А коль скоро это их первостепенная задача, то они вряд ли сосредоточат свое внимание на долгосрочных аспектах, например, на поддержании постоянного уровня цен. Вместо этого они будут искать временное решение таких проблем, как высокий уровень безработицы и высокая процентная ставка, даже если их недальновидные решения будут иметь нежелательные последствия в отдаленной перспективе.

Доводы против независимости Национального  банка РК. Защитники идеи контроля над Национальным банком РК со стороны парламента доказывают, что недемократично проводить денежно-кредитную политику под контролем группы или одного человека, ни перед кем не отвечающей за свои действия. Установление парламентского контроля над Национальным банком считается желательным еще и потому, что Министерство финансов может использовать Национальный банк РК для финансирования бюджетного дефицита, заставив скупать государственные облигации, а парламент в такой модели построения системы денежно-кредитного регулирования будет играть роль противовеса.

Не подотчетность нынешнего Национального банка РК имеет серьезные последствия: даже в случае, если центральный банк плохо выполняет свои обещания, возможности заменить его руководителей, практически нет (тогда как членов правительства заменить можно). Общество считает, что парламент несет ответственность за экономическое процветание страны, однако он недостаточно контролирует Национальный банк – орган, пожалуй, наиболее важный для этого самого процветания. Кроме того, для координации действий, которые должны привести к экономической стабильности в будущем, денежно-кредитная политика должна согласовываться с фискальной политикой (управлением государственными расходами и доходами). Только установив контроль над монетарной политикой, аналогичный контролю над политикой фискальной, можно исключить противоречия между ними. Также экономическая теория разработала модель бюрократического поведения, согласно, которой бюрократия стремится максимизировать свое собственное богатство, связанная с властью и престижем. Таким образом, согласно этой теории, важным фактором, влияющим на поведение Национального банка, является стремление усилить собственную власть и престиж.   

Статья 68 Закона Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» предусматривает, что деятельность главного банка страны ежегодно проверяется независимой аудиторской организацией, назначаемой правлением Национального банка Казахстана.

Таким образом, аудиторская  организация, назначенная правлением, проверяет деятельность правления  Национального банка, что является «нелогичным», и при этом очень  трудно дать оценку качеству управления национального банка. 

Статья 68 Закона Республики Казахстан «О Национальном банке Республики Казахстан» гласит «проверка финансово-хозяйственной деятельности Национального банка Казахстана и его подразделений любыми государственными органами осуществляется только с согласия или по поручению Президента Республики Казахстан».

Которая противоречит Конституции  Республики Казахстан, в соответствии со статьей 83 «прокуратура от имени  государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением  законов и реализует свои полномочия независимо от других государственных органов».

В целом, подытоживая сказанное, следует  отметить, что независимость Национального  банка РК в сочетании с монопольным выполнением всех функций первого уровня банковской системы в соответствии с отдельными статьями Закона РК «О Национальном банке Республики Казахстан» превращает его независимость в не подконтрольность.

В настоящее время, денежно-кредитную  политику государства разрабатывает, затем одобряет и контролирует только Национальный банк Республики Казахстан, и считать такое положение соответствующим уровню развития нашего общества весьма трудно. Если следовать здесь только логике независимости Национального банка, то получается, что каждый государственный орган должен определять основные направления деятельности и сам же их осуществлять. Например, генеральный штаб казахстанской армии сам должен решать вопросы «войны и мира», Министерство финансов – вопросы налогообложения и т.д.

Подытоживая выше приведенные  строки, можно сделать определенные выводы не подконтрольность центрального банка нашей страны является большим недостатком и одновременно  особенностью  системы денежно-кредитного регулирования.

Одной из отличительной особенностью  в системе денежно-кредитного регулирования  Казахстана является разделение полномочии, осуществившая   реформа финансовой системы в 2003 году. В июле этого года был утвержден положение  «Об агентстве Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций» и были внесены поправки в Закон «О Национальном банке Республики Казахстан».

С 2004 года все регулирующие и надзорные  функции на финансовом рынке осуществляет Агентство Республики Казахстан  по регулированию и надзору финансового  рынка и финансовых организаций. Выделение регулирующих функций определило особый статус Национального банка РК, являющегося единственным центральным банком в СНГ, деятельность которого полностью сконцентрирована на функциях, присущих классическому центральному банку.  Новые стандарты обусловили смещение акцентов в политике Национального банка РК. С первого января 2004 года основной целью Национального банка стало обеспечение стабильности цен, ранее ориентир был направлен к обменному курсу.

Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования