Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.
Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87
- ухудшение конкурентоспособности не сырьевого сектора экономики приведет к усилению отраслевой концентрации экономики, что, в конечном счете, сделает экономику Казахстана еще более уязвимой влиянию ценовых внешних шоков, и создаст дополнительные сложности при достижении долгосрочных целей экономической политики;
- при сохранении стабильного реального курса тенге покупка Национальным Банком избытка иностранной валюты на внутреннем валютном рынке приведет к росту денежной массы.
В результате возникнут трудности с поддержанием низких темпов инфляции, если увеличение предложения денег не будет компенсировано ростом реального спроса на них, либо Национальный Банк будет нести убытки по обслуживанию долговых инструментов, при помощи которых денежная масса будет стерилизоваться.
Большой приток
иностранной валюты при ограниченном
вывозе капитала является одним из
главных детерминантов
Первая негативная тенденция начала проявляться с 2002 года (рис. 11).
С 2002 года курс тенге начал постепенно укрепляться по отношению к доллару. Основным факторами стали внешнее заимствование банков второго уровня и доходы нефтегазового сектора (до 2006 года). Как видно из рисунка для сдерживания тенденции укрепления тенге Национальным Банком Республики Казахстан были проведены торги на валютном рынке, которые возрастали с каждым годом. Также следует заметить, что это вызывает рост дополнительной денежной массы, которую центральный банк должен стерилизовать, в целях сдерживания роста инфляции (как уже отмечалось во второй главе стерилизация Национального Банка проводиться не эффективно). Вследствие чего Национальный Банк будет нести убытки. Укрепление тенге как отмечалось выше, приведет к уменьшение долларовой выручки и конкурентоспособность экономики Казахстана.
Рис. 11 – Показатели
валютного рынка Казахстана[25]
Но, здесь следует заметить, что резкий всплеск курса тенге в сторону понижения в августе 2007 года не негативный эффект валютной либерализации. А следствие мирового кризиса ликвидности, так, что рассчитаться с внешними долгами коммерческие банки при закрытом международном фондировании начал скупать иностранную валюту, в частности доллары США.
Кроме того, в конце августа в течение нескольких дней на рынке наличной иностранной валюты наблюдался ажиотажный спрос на наличные доллары, при этом маржа между курсом покупки и продажи составляла 10-15 тенге. Это было спровоцировано необоснованными слухами о кризисе банковской системы Казахстана, вызванной в свою очередь кризисом на мировых рынках.
Другой возможной причиной могло послужить введение дополнений в Таможенный кодекс Республики Казахстан, согласно которым ввоз наличной иностранной валюты должен сопровождаться грузовой таможенной декларацией страны отправления, за исключением тех стран, законодательство которых не предусматривает оформление таможенной декларации. По информации банков при ввозе наличной иностранной валюты с учетом названных требований у многих казахстанских банков возникли проблемы по предоставлению требуемых таможней документов и, соответственно, своевременному обеспечению обменных пунктов наличной иностранной валютой.
Основные
причины роста массы
Рис. 12 – Динамика заимствований частного сектора[25].
Рис. 13 – Динамика заимствований банков второго уровня[25].
Из рис. 12 и 13 видно, что за последние ряд лет частным сектором и банками второго уровня было привлечено порядка 78, 45 млрд. долларов (39,32 млрд. долларов США коммерческими банками и 39,13 млрд. долларов США). Большая массы иностранной валюты не может быть освоена за короткий срок экономикой Казахстана. Что послужило для снятия ограничения на вывоз капитала. С ведением принципов валютной либерализации большой приток иностранной валюты может использоваться не только во внутренних целях, но и как средства для внешней экспансии казахстанского бизнеса.
Если посмотреть рис. 14 который дает наглядное сравнение валютных интервенции, то видно, что по сравнению с 2006 годом в начале 2007 года Национальным Банком Республики Казахстан проведен мало операции по покупке иностранной валюты при высоких темпов заимствований. Данный результат можно интерпретировать как частичный эффект от снятий валютных ограничений в 2007 году. Если в первом и во втором квартале 2006 года Национальным Банком РК было куплено 719,7млрд. тенге, в аналогичный период в 2007 (еще не сказались признаки мирового кризиса ликвидности) 135 млрд. тенге, это при учете почти одинаковых объемов внешних заимствований.
+ - покупка иностранной валюты (млрд. тенге)
- - продажа иностранной валюты (млрд. тенге)
Рис. 14 – Объем валютных операций[25].
Таким образом, с введением принципов инфляционного таргетирования в году Национальным Банком Республики Казахстан, было решено снять валютные ограничения. Ограничение на вывоз капитала, действовавшие до 2007 года, способствовал укреплению национальной валюты и остановил бегство капитала. Тем самым, выполнив задачи, ставившие перед Национальным Банком Республики Казахстан. Но дальнейшее ограничение на вывоз валюты способствовал снижению конкурентоспособность экономики, росту денежной массы, и вследствие, роста уровня инфляции. В этих условия, учитывая рост доверия инвесторов, валютные ограничения утратили свою актуальность. Эти причины способствовали снятию валютных ограничений, которые считаются отечественными экономистами положительным этапом в совершенствовании системы денежно-кредитного регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Денежно-кредитная политика это один из направлений государственной регулирования экономики, главной целью которого является стабильность цен. Объектом регулирования выступает денежное предложение, процентные ставки, валютный курс, объем кредитов в экономике. Субъектом регулирования – центральный банк.
В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая воздействие денег на состояние экономики в целом. В теории денег различают три основных экономических школ: классическая количественная теория денег, кейнсианская теория, современная теория денег (монетаризм).
Но в современном мире концепция монетарной политики вобрала в себя все течения экономической мысли, и в мире нет центрального банка, который находится в плену единственной экономической теории.
Современная тактика денежно-кредитной политики, проводимая центральным банком подразделяется на два вида политика «дорогих денег» (денежная рестрикция) и политика «дешевых денег» (денежная экспансия). Суть первой политики заключается в удорожание денег, ограничений денежного предложения для подавления инфляционных процессов в экономике. Смысл второй политики заключается в росте денежного предложения, снижения процентных ставок для повышения инвестиционной активности во время циклического спада.
Преимущества денежно-
В проведении центральным банком денежно-кредитной политики, у него имеется специальные методы и показатели. Главным показателем на современном этапе развития экономической теории служит уровень инфляции, на который центральный банк ориентируется в проведении монетарнойц политики. Также основными показателями денежно-кредитной политики являются денежные агрегаты.
Отталкиваясь от показателей, денежные власти решают о проведении денежно-кредитной политики для реализации поставленных перед ними задач. Для этого у центрального банка имеются набор инструментов. Инструментарии в зависимости от влияния на экономику подразделяются на инструменты прямого и косвенного воздействия. К косвенным инструментам относят операции на открытом рынке, процентная политика, политика резервирования. Самым удобным считают операции на открытом рынке, в силу перечисленных достоинств.
К прямым инструментам относят рационирование кредитов, целевые кредиты, контроль за процентными ставками, требования по финансовому портфелю. В связи с финансовой либерализацией прямые методы воздействия стали непопулярными.
Международный опыт в
денежно-кредитном
Особенность организации системы денежно-кредитного регулирования заключается в трех основных отличий от монетарной политики других стран:
1) особенность организации и подотчетности центрального банка;
Два последних отличий характеризует с положительной стороны денежно-кредитную политику. Делегирование обязанностей Национального Банка с Агентством финансового надзора, придал центральному банку Казахстана классические монетарные функций. Инфляционное таргетирования считается совершенным по сравнению с другими режимами денежно-кредитной политики. Преимущества инфляционного таргетирования заключается в том, что стабильность взаимосвязи между денежной массой и инфляцией не имеет критического значения для достижения успеха, поскольку инфляционное таргетирование не опирается на такую взаимосвязь. Инфляционное таргетирование позволяет органам, отвечающим за денежно-кредитную политику, использовать не одну переменную, а всю имеющуюся информацию. Инфляционное таргетирование имеет ключевое преимущество перед другими режимами, оно понятно для публики и полностью прозрачно. Также следует заметить, что снятие валютных ограничений при стабильной мировой экономики должен повлиять с положительной стороны на показатели денежно-кредитной политики.
Серьезным недостатком в системе денежно-кредитного регулирования является особенность организации Национального Банка, который заключается в не подчиненности обществу, в невозможности контроля со стороны.
Если оценивать эффективность денежно-кредитной политики, сравнивая прогнозные данные с фактическими, на протяжения ряда лет, действия Национального Банка можно считать удовлетворительными.
Но в целом эффективность денежно-кредитной политики, проводимой Национальным Банком Республики Казахстан довольно низкая. Это объясняется несколькими причинами:
- проводимые операции
Национального Банка не имеет
практически влияний (кроме
- отсутствие четкой
взаимосвязи с другими
- манипулирование расчетами
показателя инфляции искажает
реальное изменение цен, если
брать дефлятор внутри
- оторванная концепция денежно-кредитного регулирования от реалии экономики.
Здесь важно заметить, что в Казахстане инфляция с каждым годом становится немонетарным. Карим Масимов, будучи премьер-министром, отмечает, что в структуре инфляционных процессов монетарные факторы занимают 42,2%. Также следует заметить, что французский экономист Жак Сапир, изучающий экономику СССР, а в последствии Российской Федерации, отмечает, что инфляция в этой стране не от избытка денежного предложения, а в недостатке инвестиции в инфраструктуру страны. Учитывая схожесть наших экономик, нашим денежным властям следует брать во внимание подобного рода экономические разработки. Смысл, которого заключается в прямом регулировании экономики, эффективном распределении кредитов и инвестиции посредством центрального банка.
Так же следует заметить, методы определения уровня инфляции является удобным для Национального Банка. Так, например, в определении инфляции отсутствует инфляционное давление цен на жилье, которые есть в методиках Норвегии и США с 30% в удельным весом. И если брать это во внимание, то эффективность денежно-кредитной политики не выдерживает критики.
Из выше изложенного
следует сделать некоторые
- увеличить прозрачность деятель
- повысить ответственность
руководителей Национального
- изменить концепцию денежно-кредитной политики, заключающиеся в оснащении инструментарий Национального Банка прямыми методами воздействия, такие как целевые кредиты;
Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования