Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.
Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87
Итак, в казахстанской
денежно-кредитной практике
Отталкиваясь от показателей денежно-кредитной политики центральный банк, реагирует на экономику страны через ряд определенных инструментарий. Для этого у него на вооружении есть некоторое количество методов или инструментариев.
В ходе реализации денежно-кредитной политики монетарные органы могут прибегать к рыночному регулированию (косвенные инструменты) или использовать административные методы (прямые инструменты).
К косвенным инструментам центрального банка относят: операции на открытом рынке, политика резервирования, интервенции, ставка рефинансирования.
Операции на открытом рынке – это операции центрального банка по купле-продаже государственных (и коммерческих, при условии высокой надежности) ценных бумаг по определенному курсу, с целью увеличения или сокращения объемов средств, находящихся в распоряжении финансовых институтов. Данный вид операции влияют на банковские резервы, а также воздействует на предложение денег и на экономику в целом.
С помощью операции на открытом рынке можно воздействовать на процентную ставку или на объем денежной базы. При таргетировании процента торги проводятся по заранее оговоренной ставке – участники заявляют только объем сделок, такой подход называется пассивным. При таргетировании денежной базы участники торгов декларируют желаемую процентную ставку при известном объеме операций – активный подход.
Главным объектом
операции на открытом рынке
выступает государственные
На открытом рынке используется несколько видов операции:
репо – продажа с обратным выкупом; прямая сделка (операция «аутрайт»); учет векселей; валютный своп, ломбардная ссуда, продажа собственных ценных бумаг. В международной практике предпочтение отдают операции репо и ломбардные операции. Но в открытой экономике денежные власти вынуждены оперировать на валютном рынке. К примеру, Резервный банк Австралии и Новой Зеландии используют валютные свопы поимо традиционных объектов.
Операции на открытом
рынке имеют несколько
- операции на открытом
рынке проводятся по
- операции на открытом рынке гибкие и точные, они могут имеет любой объем;
- операции на открытом рынке нося легко обратимый характер. Если при проведении операции допущена ошибка, центральный банк может немедленно отменить ее;
- операции на открытом рынке выполняются быстро;
- операции на открытом
рынке проводятся на
Но наряду с этим операции на открытом рынке имеет весомый недостаток, выступая как долговой механизм государства. Очевидно, что решения правительства в области долгового механизма влияют на данный вид операции. Во всех странах казначейство и центральный банк координирует свой действия, хотя и с разной степенью интенсивностью и усилий. В большинстве случаев окончательное решение об управлении долгом принимает казначейства, а центральный банк выступает его агентом. В целях оптимального достижения результатов денежно-кредитной политики, желательно, чтобы государственный долг, выпущенный под нужды бюджета, продавался на рынке казначейства во избежание любого конфликта между управлением государственного долгом и потребностями денежно-кредитной политики.
Следующим распространенным инструментом является политика резервирования. Механизм инструмента заключается в отчислении обязательных резервов коммерческими банками от объема привлеченных ресурсов, в соответствии с принятым правилами. Резервы могут храниться в определенной форме, как на счетах центрального банка, так и на счетах самого банка. Объем обязательных резервов зависит от нормы резервирования, которую устанавливает центральный банк.
Резервные требования выполняют несколько функции:
- денежный буфер;
- управление ликвидностью;
- регулирования денежного предложения
- налогообложение (
Преимущество использования резервных требований для контроля над денежной массой и процентной ставкой состоит в том, что они одинаковы для всех банков и мощно влияют на объем денежной массы. Недостаток этого инструмента – действует слишком сильно, следовательно, не подходит в случаях небольшого изменения денежной массы и процента. Так же обязательные резервы представляют собой для банков аналог налога. Из-за того, что центральный банк не платит по отчислениям процентов, банки теряют потенциальный доход, который они могли получить, выделяя эти средства на кредитование. Навязанные издержки вынуждаю коммерческие банки повышать проценты по кредитам, делая их неравными конкурентами перед небанковскими кредитными учреждениями. Чтобы поправить свою конкурентоспособность банки передают свои депозиты на баланс небанковским посредникам, входящий в финансовый конгломерат, зарегистрированный в оффшорных зонах. Вследствие чего, международная практика наглядно показывает, что многие страны в 1990-ые годы снижали или полностью отказались от резервных требований. В США ФРС отменила обязательное резервирование по срочным вкладам в декабре 1990 года, а в апреле 1992 года уменьшила норму резервирования по чековым депозитам с 12 по 10%. Канада сделала шаг дальше, денежные власти отказались от резервных требований. Центральные банки Швейцарии, Новой Зеландии, Бельгии, Австралии, Швеции, Дании, Великобритании и Мексики последовали за Банком Канады. Так же некоторые ученые считают данный вид операции прямым инструментом, вследствие финансовой либерализации на нее перестали придавать былое значение. Но если обратиться к практике развивающихся стран, то видно, что данный инструмент используется как стилизатор притока капитала из-за рубежа, вследствие положительного торгового капитала.
Одной из традиционных функции центрального банка является роль «кредитора последней инстанции», он предоставляет ссуды коммерческим банкам для различных целей, данный процесс получил название рефинансирование. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств, кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).
Переучет векселей долгое время был одним из основных методов денежно-кредитной политики центральных банков Западной Европы. Центральные банки предъявляли определенные требования к учитываемому векселю, главным из которых являлась надежность долгового обязательства.
Векселя переучитываются по ставке дисконтирования. Эту ставку называют также официальной дисконтной ставкой, обычно она отличается от ставки по кредитам (рефинансирования) на незначительную величину в меньшую сторону. Центральный банк покупает долговое обязательство по более низкой цене, чем коммерческий банк. В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам. Изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков, последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение ставки рефинансирования в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
Мы видим, что изменение официальной процентной ставки оказывает влияние на кредитную сферу. Во-первых, затруднение или облегчение возможности коммерческих банков получить кредит в центральном банке влияет на ликвидность кредитных учреждений. Во-вторых, изменение официальной ставки означает удорожание или удешевление кредита коммерческих банков для клиентуры, так как происходит изменение процентных ставок по активным кредитным операциям.
Также изменение официальной
ставки центрального банка означает
переход к новой денежно-
Недостатком использования рефинансирования при проведении денежно-кредитной политики является то, что этот метод затрагивает лишь коммерческие банки. Если рефинансирование используется мало или осуществляется не в центральном банке, то указанный метод почти полностью теряет свою эффективность.
Помимо установления официальных ставок рефинансирования и дисконтирования центральный банк устанавливает процентную ставку по ломбардным кредитам, т.е. кредитам, выдаваемым под какой-либо залог, в качестве которого выступают обычно ценные бумаги. Следует учесть, что в залог могут быть приняты только те ценные бумаги, качество которых не вызывает сомнения. В практике зарубежных банков в качестве таких ценных бумаг используются обращающиеся государственные ценные бумаги, первоклассные торговые векселя и банковские акцепты (их стоимость должна быть выражена в национальной валюте, а срок погашения - не более трех месяцев), а также некоторые другие виды долговых обязательств, определяемые центральными банками.
Политика рефинансирования в развитых странах утратила роль инструмента монетарной политики, поскольку центральный банк не контролирует решение банков о заимствовании. Это свидетельствует изменение ФРС США в 2003 году систему предоставление дисконтных кредитов. В новой системе дисконтная политика (политика рефинансирования) не устанавливает процентную ставку по межбанковским кредитам, а только следить за тем, чтобы рыночные значение этой ставки не слишком превышало ее целевого значения.
Если экономика переживает спад, то не редко правительство заставляет центральный банк применять административные методы регулирования. Набор административных методов в западной экономической литературе получило название финансовой репрессии.
Финансовая репрессия – набор политических мер, законов, формальных инструкций и неофициальных средств регулирования, вносящие в финансовые цены искажения. С инструментальной точки зрения репрессия ограничивает финансовые операции посредством прямого запрещения, количественного лимитирования или процедуры одобрения. К инструментам финансовой репрессии в международной практике относят: контроль за процентными ставками, рационирования кредитных ресурсов, целевые кредиты, нормирование финансовых портфелей, обязательства по приобретения государственных ценных бумаг, валютный контроль.
Контроль за процентными ставками – директивные ограничения на процентные ставки. Власти могут контролировать уровень, верхний и нижний предел, а также амплитуду колебаний процентных ставок по всем или отдельным видам банковских операций.
Рационирование кредитных
ресурсов – ограничение на объем
предоставляемых банками
Целевые кредиты – кредиты, предоставляемые денежными властями частным банкам для финансирования определенных проектов в соответствии с национальным приоритетом преимущественно на государственных предприятиях.
Нормирование финансовых портфелей – нормы, устанавливаемые для регулирования соотношения определенных видов активов и собственного капитала коммерческих банков.
Обязательства по приобретению государственных ценных бумаг – административно навязанные обязательства по выкупу государственных долговых ценных бумаг при их размещении.
Валютный контроль –
законодательное и администрати
Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центрального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер. Результаты эмпирических исследований показали, что эффективность финансовой репрессии довольно спорны. С одной стороны удачный опыт регулирования кредитов в Японии, Южной Корее, на Тайване, в ряде новых индустриальных стран, с другой стороны более обширный анализ свидетельствует об отрицательном эффекте. Надо, сказать, что большинство специалистов по проблеме экономического развития склоняются к мысли, что финансовая репрессия используется отнюдь не в целях повышение благосостояния, а в скрытом налогообложении.
Следует, заметить, что в связи с финансовой либерализацией, в 1970 – 1980-х годов состоялся переход с прямых методов к косвенным методам регулирования.
Таким образом, в проведении центральным банком денежно-кредитной политики, у него имеется специальные методы и показатели. Главным показателем на современном этапе развития экономической теории служит уровень инфляции, на который центральный банк ориентируется в проведении монетарнойц политики. Также основными показателями денежно-кредитной политики являются денежные агрегаты.
Отталкиваясь от показателей, денежные власти решают о проведении денежно-кредитной политики для реализации поставленных перед ними задач. Для этого у центрального банка имеются набор инструментов. Инструментарии в зависимости от влияния на экономику подразделяются на инструменты прямого и косвенного воздействия. К косвенным инструментам относят операции на открытом рынке, процентная политика, политика резервирования. Самым удобным считают операции на открытом рынке, в силу перечисленных достоинств.
К прямым инструментам относят рационирование кредитов, целевые кредиты, контроль за процентными ставками, требования по финансовому портфелю. В связи с финансовой либерализацией прямые методы воздействия стали непопулярными.
Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования