Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа
Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.
Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87
Применение инструментов денежно-кредитной политики, по утверждению Национального Банка, позволило за 2006 год увеличить в 3,9 раза (с 345 млрд. тенге до 1 330 млрд. тенге) объемы «связанной» ликвидности финансового рынка (объемы краткосрочных нот в обращении, деньги на депозитных и корреспондентских счетах банков в национальной и иностранной валютах рис. 4).
Рис. 4 – Объем «сквозной» ликвидности [20].
В 2006 году продолжается функционирование системы вексельного обращения, которая была введена с 2001 года. Учитывая ошибки прошедших лет по учету векселей, было разработано программа, согласно по нему начали мониторинг предприятий для внесения их векселей в специальный реестр первоклассных эмитентов. Даная система способствовала повышению экономической роли официальной ставки рефинансирования, по которой Национальный Банк РК производит переучет векселей.
Генеральное соглашение о переучете векселей заключены с 9 банками второго уровня. В 2006 году в списке первоклассных эмитентов числилось 11 предприятий. В 2006 году к переучету принято 17 векселей на 2,5 млрд. тенге, в 2005 году соответственно 536 векселей на 17,3 млрд. тенге. Погашено векселей на 14,4 млрд. тенге. На конец 2006 года векселей в портфеле Национального Банка не имелось, тогда как, на 1 января 2005 года сумма векселей в портфеле Национального Банка составила 11,9 млрд. тенге.
Национальный Банк РК в 2006 году придерживался режима плавающего обменного курса, который обусловливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег. Но все же Национальный Банк РК проводит валютные интервенции в следующих целях:
- если происходит
снижение обменного курса по
отношению к иностранной
- если происходит
повышении обменного курса по
отношению к иностранной
В 2006 году было тенденция превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке. Это стало причиной интервенции центрального банка РК, так по данным Национального Банка на Казахстанской фондовой бирже покупки составили 8,5 млрд. долларов и на внебиржевом рынке 1,5 млрд. долларов. Данный операции денежных властей обусловило бы рост денежной базы, которая стало бы причиной дополнительного роста цен. Чтобы этого не допустить Национальный Банк стерилизовал данную дополнительную ликвидность, посредством выпуска дополнительных краткосрочных нот и привлечение депозитов.
В итоге
результат всех
Денежно-кредитная политика Национального Банка в 2007 году, также была основана на тех же трех концептуальных документах. Инфляция прогнозировалась на основе модели P-Star, по которому рост цен должен был составить 11,5%, что не приемлемо для страны с экономическим ростом ВВП в 9%.
В первое полугодие Национальным Банком было проведено те же меры, что и в 2006 году. Основным инструментом денежно-кредитного регулирования был выпуск краткосрочных нот. В январе-июле объем выпущенных краткосрочных нот, составил 3,8 трлн. тенге (в 2,1 раза больше, чем в соответствующим периоде 2006 году). На соответствующий период от банков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 4,1 трлн. тенге, что на 34,5% меньше, чем в соответствующем периоде 2006 года, покупка иностранной валюты было не значительным - 291 млн. долларов США. С помощью выпуска краткосрочных нот данная дополнительная ликвидность была абсорбирована.
Но в дальнейшем акценты политики Национального Банка была смещена в сторону стабилизации финансового сектора, вследствие, кризиса мировой ликвидности. Это объясняется по двум причинам:
- мировой кризис
ликвидности закрыл доступ к
международным финансовым
- кризис местной финансовой системы может с негативной стороны повлиять на другие сектора экономики и вследствие инляция издержек.
В результате годовой уровень инфляции по итогам 2007 года достиг своего максимального значения за последние 7 лет – 18,8%.
Но, важно заметить, что усиление инфляции стало причиной немонетарных факторов, а именно рост цен на сырье, в частности на нефть и зерно.
Также в данной работе необходимо рассмотреть меры по обеспечению Национальным Банком финансовой стабильности, поскольку это является составной частью денежно-кредитного регулирования экономки.
Во второй половине 2007 года, как отмечалось выше из-за кризиса ликвидности, Национальный Банк Республики Казахстан предпринимал шаги по стабилизации финансового сектора, посредством освобождения дополнительной ликвидности.
В целях обеспечения коммерческих банков краткосрочной тенговой ликвидностью Национальный Банк с августа 2007 года увеличил объемы операций обратного РЕПО, начал проводит операции валютного СВОП под залог иностранной валюты. Также центральный банк возобновил практику досрочного погашения собственных краткосрочных нот.
За период с августа по декабрь 2007 года Национальным Банком были проведены операции обратного РЕПО в объеме 723,9 млрд. тенге, операции валютного СВОП - 4043,1 млрд. тенге.
В результате отсутствия свободной ликвидности у банков второго уровня объемы нот сократились до 228,9 млрд. тенге, объем депозитов коммерческих банков в Национальном Банке – до 9,9 млрд. тенге.
В 2007 году центральный банк в основном выступал как продавец иностранной валюты. Если до 2007 года коммерческие банки предлагали иностранную валюту, тем самым укрепляли тенге, то в текущем году спрос на иностранную валюты, в целях погашения долгов, со стороны коммерческих банков девальвировал тенге. В целях сглаживания Национальный Банк продал с августа по декабрь 6,5 млрд. долларов.
В августе Национальным Банком был пересмотрен механизм минимальных требований. Изменения были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило дополнительно высвободить 150 млрд. тенге.
Кроме того, в
июле 2007 года были приняты изменения
в нормативы минимальных
В результате предпринятых мер, коммерческие банки Казахстана удержались на плаву в 2007 году, и громких банкротств не было.
В целом данный меры существенно замедлили темп роста денежного предложения. Даже произошло сжатие денежной базы на 2,5%, если сравнивать с 2006 годом, то денежная база в этот период расширилась на 126,4%. Выше было изложено, что инфляция в 2007 году составил 18,8% несмотря на сжатие денежного предложения.
Данный изменения наглядно показывают, что в Казахстане природа инфляции имеет не монетарный характер. Скорее рост цен подвержен внешним факторам – шоки на мировых рынках, а в внутри страны низким уровнем конкуренции и не квалифицированным менеджментом.
Таким образом, анализ политики Национального Банка Республики Казахстан за два года свидетельствует об нарастание немонетарных факторов инфляции, что стало причиной спрэда инфляционных показателей.
Попытка оценки
эффективности мер
2.3 Оценка эффективности денежно-
При оценке эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка, в данной работе будет использоваться два критерии – количественная и качественная.
Как уже отмечалась выше, в 2006 году в результате предпринятых мер центральным банком, было изъята из обращения ликвидность в размере
1 330 млрд. тенге. Увеличение связанной денежной ликвидности почти на 1 трлн. тенге снизило потенциальную денежную массу на туже сумму до фактические 3,7 трлн. тенге. Значит, денежная масса (без связывания ликвидности в указанном объеме) составила бы 4,7 трлн. тенге, то есть была бы на 27% больше фактической сложившейся на конец 2006 года денежной массы.
Так по исследованиям работников Национального Банка Республики Казахстан было сделан вывод, что в экономических условиях нашей страны функция реакции инфляции на изменения денежной массы составляет 0,23%.
Это означает, что при росте денежной массы на 1% инфляция повышается на 0,23%.
Следовательно, увеличение денежной массы на 27% увеличила бы инфляцию на 1,9% (0,23*8,6%), в среднем за год составила бы не 8,6%, а 10,5%.
Согласно данным публичного документа Национального Банка – «Основные направления денежно-кредитной политики за 2006-2008 года», в 2006 году по сценарию «высокие цены на нефть» инфляция не должна превысить порог в 8,5%. Разница между фактическим и прогнозным показателями сосавляет 0,1%, которая говорит об успехах Национального Банка. Малый уровень инфляции закономерен и в предыдущие года, который характеризует денежно-кредитную политику с положительной стороны (рис. 5).
Рис. 5 – Динамика инфляции за 2001-2006[20].
Успехи центрального банка во многом обусловила природа инфляции. Монетарная составляющая в эти годы превалировала перед немонетарными, следовательно, Национальный Банк мог обуздывать инфляцию классическими инструментами. Но как показал опыт 2007 года, в экономике начинает преобладать немонетарная инфляция. Согласно, данным таблицы 6 в 2007 денежное предложение уменьшилось, при повышении инфляции на 18,8% по сравнению с 2006 годом.
Таблица 3 - Показатели денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан.*
№п/п |
Показатели |
2005 год |
2006 год |
2007 год | |||
План |
факт |
план |
факт |
План |
Факт | ||
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2 |
Инфляция ,(%) |
4,9-6,5 |
7,6 |
6,9-8,5 |
8,6 |
6,2-7,2 |
18,8 |
Продолжение таблицы 5.
3
1 |
Ставка рефинансирования,(%) 2 |
7,0
3 |
7,5-8,0
4 |
8,0
5 |
8,0-8,5-9,0
6 |
8,0
7 |
9,0-11,0
8 |
4 |
Валовые золотовалютные резервы НБ РК, млрд. долл. США |
11,7 |
7,1 (-23,8%) |
9,7 |
19,1(170,4) |
21,3 |
17,4 |
5 |
Денежная база, млрд. тенге |
803 |
663 |
939 |
1501(126,5) |
1828 |
1464 |
6 |
Денежная масса, млрд тенге |
2 123 |
2065 |
2789 |
3716(79,9) |
5046 |
4614 |
7 |
Депозиты резидентов, млрд. тенге |
1 590 |
1654 |
2228 |
3115 |
3874 | |
8 |
Кредиты банков экономике, млрд. тенге |
1 960 |
2592 |
3676 |
4736 |
7256 | |
9 |
Уровень монетизации экономики, % |
27,7 |
38,1 |
42,5 |
38,6 |
* Составлено
автором по данным
Следовательно,
инструменты денежно-кредитной
Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования