Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:28, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы денежно-кредитного регулирования в современных условиях.
В рамках поставленной цели следует решить следующие задачи:
1. Дать определения денежно-кредитной политики, ее цель, теоретическая основа типы монетарной политики.
2. Изучить инструменты и показатели денежно-кредитного регулирования экономики.
3. Провести обзор международного опыта денежно-кредитного регулирования.
4. Отметить особенности организации системы денежно-кредитного регулирования в Казахстане.
5. Сделать анализ денежно-кредитная политика на современном этапе.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………3
Глава 1 Теоретические основы денежно – кредитного регулирования
1.1 Современные концепции денежно-кредитной политики………....5
1.2 Система методов и показателей денежно-кредитной политики...16
1.3 Зарубежный опыт денежно – кредитного регулирования………26
Глава 2 Система денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан
2.1 Особенности организации денежно-кредитного регулирования в Республики Казахстан…………………………………………………………...36
2.2 Содержание денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на современном этапе…………………………………45
2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан…………………………………56
Глава 3 Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования
3.1 Система инфляционного таргетирования………………..……….62
3.2 Валютная политика в системе инфляционного таргетирования.74
Заключение………………………………………………………………….82
Список использованных источников……………………………87

Работа содержит 1 файл

Диплом Дос.doc

— 715.00 Кб (Скачать)

Применение  инструментов денежно-кредитной политики, по  утверждению Национального Банка,  позволило за 2006 год увеличить в 3,9 раза (с 345 млрд. тенге до 1 330 млрд. тенге) объемы «связанной» ликвидности финансового рынка (объемы краткосрочных нот в обращении, деньги на депозитных и корреспондентских счетах банков в национальной и иностранной валютах рис. 4).

 

Рис. 4 – Объем  «сквозной» ликвидности [20].

 

В 2006 году продолжается функционирование системы вексельного обращения, которая была введена с 2001 года. Учитывая ошибки прошедших лет  по учету векселей, было разработано программа, согласно  по нему начали мониторинг предприятий  для внесения их векселей в специальный реестр первоклассных эмитентов. Даная система способствовала повышению экономической роли официальной ставки рефинансирования, по которой Национальный Банк РК производит переучет векселей.

Генеральное соглашение о переучете векселей заключены  с 9 банками второго уровня. В 2006 году в списке первоклассных эмитентов числилось 11 предприятий. В 2006 году к переучету принято 17 векселей на 2,5 млрд. тенге, в 2005 году соответственно 536 векселей на 17,3 млрд. тенге. Погашено векселей на 14,4 млрд. тенге. На конец 2006 года векселей в портфеле Национального Банка не имелось, тогда как, на 1 января 2005 года сумма векселей в портфеле Национального Банка составила 11,9 млрд. тенге.   

Национальный Банк РК в 2006 году придерживался режима плавающего обменного курса, который обусловливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег. Но все же Национальный Банк РК проводит валютные интервенции в следующих целях:

- если происходит  снижение обменного курса по  отношению к иностранной валюте, то происходит обесценение тенге, снижается покупательная способность денег на импортируемые товары и влияет на инфляционное ожидание экономических агентов;

- если происходит  повышении обменного курса по  отношению к иностранной валюте, то это не выгодно экспортерам  страны, что влияет на платежный баланс.

В 2006 году было тенденция превышение предложения  иностранной валюты над спросом  на внутреннем валютном рынке. Это стало  причиной интервенции центрального банка  РК, так по данным Национального  Банка на Казахстанской фондовой бирже покупки составили 8,5 млрд. долларов и на внебиржевом рынке 1,5 млрд. долларов. Данный операции денежных властей обусловило бы рост денежной базы, которая стало бы причиной дополнительного роста цен. Чтобы этого не допустить Национальный Банк стерилизовал данную дополнительную ликвидность, посредством выпуска дополнительных краткосрочных нот и привлечение депозитов.  

 В итоге  результат всех вышеперечисленных  мероприятий Национального Банка  уровень инфляции по сравнению  с 2005 годом составил  8,6%, что  незначительно превышает целевой ориентир – 8,5%.

Денежно-кредитная  политика Национального Банка в 2007 году, также была основана на тех  же трех концептуальных документах.  Инфляция прогнозировалась на основе модели P-Star, по которому рост цен должен был составить 11,5%, что не приемлемо для страны с экономическим ростом ВВП в 9%.

В первое полугодие  Национальным Банком было проведено  те же меры, что и в 2006 году. Основным инструментом денежно-кредитного регулирования  был выпуск краткосрочных нот. В  январе-июле объем выпущенных краткосрочных нот, составил 3,8 трлн. тенге (в 2,1 раза больше, чем в соответствующим периоде 2006 году). На соответствующий период  от банков второго уровня было привлечено депозитов на сумму 4,1 трлн. тенге, что на 34,5% меньше, чем в соответствующем периоде 2006 года, покупка иностранной  валюты  было не значительным  - 291 млн. долларов США. С помощью выпуска краткосрочных нот данная дополнительная ликвидность была абсорбирована.

Но в дальнейшем акценты политики Национального  Банка была смещена в сторону стабилизации финансового сектора, вследствие, кризиса мировой ликвидности. Это объясняется по двум причинам:

- мировой кризис  ликвидности закрыл доступ к  международным финансовым ресурсам, в результате упал уровень  кредитования экономики, а вместе с ним темпы роста монетарной инфляции;

- кризис местной  финансовой системы может с  негативной стороны повлиять  на другие сектора экономики и вследствие инляция издержек.

В результате годовой  уровень инфляции по итогам 2007 года достиг своего максимального значения за последние 7 лет – 18,8%.

Но, важно заметить, что усиление инфляции стало причиной немонетарных факторов, а именно рост цен на сырье, в частности на нефть  и зерно.

Также в данной работе необходимо рассмотреть  меры по обеспечению Национальным Банком финансовой стабильности, поскольку это является составной частью денежно-кредитного регулирования экономки. 

Во второй половине 2007 года, как отмечалось выше из-за кризиса  ликвидности, Национальный Банк Республики Казахстан предпринимал шаги по стабилизации финансового сектора, посредством освобождения дополнительной ликвидности.

В целях обеспечения  коммерческих банков краткосрочной  тенговой ликвидностью Национальный Банк с августа 2007 года увеличил объемы операций обратного РЕПО, начал проводит операции валютного СВОП под залог иностранной валюты. Также центральный банк возобновил практику досрочного погашения собственных краткосрочных нот.

За период с  августа по декабрь 2007 года Национальным Банком были проведены операции обратного РЕПО в объеме 723,9 млрд. тенге, операции валютного СВОП   - 4043,1 млрд. тенге.

В результате отсутствия свободной ликвидности у банков второго уровня объемы нот сократились  до 228,9 млрд. тенге, объем депозитов  коммерческих банков в Национальном Банке – до 9,9 млрд. тенге.

В 2007 году центральный  банк в основном выступал как продавец иностранной валюты. Если до 2007 года коммерческие банки предлагали иностранную  валюту, тем самым укрепляли тенге, то в текущем году спрос на иностранную  валюты, в целях погашения долгов, со стороны коммерческих банков девальвировал   тенге. В целях сглаживания Национальный Банк  продал с августа по декабрь 6,5 млрд. долларов.

В августе Национальным Банком был пересмотрен механизм минимальных требований. Изменения  были направлены на сокращение базы резервных обязательств и расширение структуры резервных активов, что позволило дополнительно высвободить 150 млрд. тенге.

Кроме того, в  июле 2007 года были приняты изменения  в нормативы минимальных требований. Согласно изменениям нормативы по внутренним обязательствам снижаются с 6 до 5%, а прочие обязательства, в которые входят внешним обязательствам, повышаются с 8 до 10%. Учитывая, что в структуре обязательств банков второго уровня объем иных обязательств превышает объемы внутренних обязательств, данными изменениями предполагалось дополнительно изъять часть избыточной ликвидности коммерческих банков.   Введение данных нормативов планировалась с августа 2007 года, но в связи с недостатком ликвидности были перенесены на 1 июля 2008 года.

В результате предпринятых мер, коммерческие банки Казахстана удержались на плаву в 2007 году, и  громких банкротств не было.

В целом данный меры существенно замедлили темп роста денежного предложения. Даже произошло сжатие денежной базы на 2,5%, если сравнивать с 2006 годом, то денежная база в этот период расширилась на 126,4%. Выше было изложено, что инфляция в 2007 году составил 18,8% несмотря на сжатие денежного предложения.

Данный изменения  наглядно показывают, что в Казахстане природа инфляции имеет не монетарный характер. Скорее рост цен подвержен внешним факторам – шоки на мировых рынках, а в внутри страны низким уровнем конкуренции и не квалифицированным менеджментом.

Таким образом, анализ политики Национального Банка  Республики Казахстан за два года свидетельствует об нарастание немонетарных факторов инфляции, что стало причиной спрэда инфляционных показателей.

Попытка оценки эффективности мер Национального  Банка будет дана в следующем  параграфе данной главы.

 

2.3 Оценка эффективности денежно-кредитной политики Национального Банка  Республики Казахстан

 

При оценке эффективности  денежно-кредитной политики Национального  Банка, в данной работе будет использоваться два критерии – количественная и  качественная.

Как уже отмечалась выше, в 2006 году в результате предпринятых мер центральным банком, было изъята из обращения ликвидность в размере

1 330 млрд. тенге. Увеличение связанной денежной ликвидности почти на 1 трлн. тенге снизило потенциальную денежную массу на туже сумму до фактические 3,7 трлн. тенге. Значит, денежная масса (без связывания ликвидности в указанном объеме) составила бы 4,7 трлн. тенге, то есть была бы на 27% больше фактической сложившейся на конец 2006 года денежной массы.

Так  по исследованиям  работников Национального Банка Республики Казахстан было сделан вывод, что в экономических условиях нашей страны функция реакции инфляции на изменения денежной массы составляет 0,23%.

Это означает, что  при росте денежной массы на 1% инфляция повышается на 0,23%.

Следовательно, увеличение денежной массы на 27% увеличила бы инфляцию на 1,9% (0,23*8,6%), в среднем за год составила бы не 8,6%, а 10,5%.

Согласно данным публичного документа Национального  Банка – «Основные направления  денежно-кредитной политики за 2006-2008 года», в 2006 году по сценарию «высокие цены на нефть» инфляция не должна превысить порог в 8,5%. Разница между фактическим и прогнозным показателями сосавляет 0,1%, которая говорит об успехах Национального Банка. Малый уровень инфляции закономерен и в предыдущие  года, который характеризует денежно-кредитную политику с положительной стороны (рис. 5).

 

Рис. 5 – Динамика  инфляции за 2001-2006[20].

 

 Успехи  центрального  банка во многом обусловила  природа инфляции. Монетарная составляющая  в эти годы превалировала перед немонетарными, следовательно, Национальный Банк мог обуздывать инфляцию классическими инструментами. Но как показал опыт 2007 года, в экономике начинает преобладать немонетарная инфляция. Согласно, данным таблицы 6 в 2007 денежное предложение уменьшилось, при повышении инфляции на 18,8% по сравнению с 2006 годом.

 

Таблица 3 - Показатели денежно-кредитной политики Национального  Банка Республики Казахстан.*

 

№п/п

Показатели

2005 год

2006 год

2007 год

План

факт

план

факт

План

Факт

1

1

2

3

4

5

6

7

2

Инфляция ,(%)

4,9-6,5

7,6

6,9-8,5

8,6

6,2-7,2

18,8


 

 

 

 

Продолжение таблицы 5.

3

 

 

1

Ставка рефинансирования,(%)

2

7,0

 

 

3

7,5-8,0

 

 

4

8,0

 

 

5

8,0-8,5-9,0

 

6

8,0

 

 

7

9,0-11,0

 

8

4

Валовые золотовалютные резервы НБ РК,      млрд. долл. США

11,7

7,1          (-23,8%)

9,7

19,1(170,4)

21,3

17,4

5

Денежная база, млрд. тенге

803

663

939

1501(126,5)

1828

1464

6

Денежная масса, млрд тенге

2 123

2065

2789

3716(79,9)

5046

4614

7

Депозиты резидентов, млрд. тенге

1 590

1654

2228

3115

 

3874

8

Кредиты банков экономике, млрд. тенге

1 960

2592

3676

4736

 

7256

9

Уровень монетизации  экономики, %

 

27,7

 

38,1

42,5

38,6


* Составлено  автором по данным Статистического  бюллетеня Национального Банка  РК.

Следовательно, инструменты денежно-кредитной политики ориентированные на снижение денежного предложения  теряют свою актуальность, что говорит об оторванности концепции денежно-кредитной политики от реалии экономики. По данным, Национального Банка высокий уровень инфляции в 2007 году «заслуга»  роста цен на зерно и нефть, такие причины декларируются Национальным Банком, чтобы снять свою ответственность. Перечисленные факторы не являются единственными. Так же основными немонетарными факторами, на которые   центральный банк может и должен влиять, остаются низкая производительность и невысокий уровень конкуренции. При усилении  данных факторов  в будущем, классические инструменты Национального Банка могут оказаться бесполезными (полезность которых спорно и в нынешних условиях). Если, например, считать высокие темпы роста  цен причиной незначительной конкуренцией на определенных рынках и низкой производительностью, то почему денежным властям не   прибегнуть международной практике центральных банков по выращиванию таковых. Так, например, центральный банк Японии как, отмечалось в первой главе данной работы, помогал нефинансовому сектору по привлечению ссудного капитала. Долгое время там практиковались такие меры по развитию экономики как искусственная селекция предприятий, согласно которой центральный банк Японии направлял ссудный капитал в сферу тяжелой индустрии. Главным тезисом проводимой политики – ни банк Японии, не правительство не может доверить перераспределение ресурсов стихийному рыночному процессу. 

Информация о работе Пути совершенствования системы денежно-кредитного регулирования